Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина

Его помнят, как короля из послевоенной «Золушки», профессора Мальцева из «Джентльменов удачи», его ассоциируют с грустным и обреченным осликом Иа, которого актер озвучивал. Любимец Мейерхольда, он так и остался легендой театральной Москвы, но и как бы немного персонажем ни от мира сего. О его детстве известно совсем мало. Например, фамилия Гарин была маминой — на самом деле актер носил фамилию отца Герасимов. По документам он родился в семье лесника, но о родителях известно очень мало

Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 1О маме лишь одно упоминание: каждый раз перед отъездом куда-либо она осеняла сына и невестку крестным знамением. Из этого следует, что мама была набожной, а значит едва ли была ярой коммунисткой. Или еще такая деталь: он любил назначать свой день рождения на первые сентябрьские дни (по документам-то 10 ноября!) - позже едва ли не литературный редактор, театровед Любовь Фейгельман, которая взяла себе псевдоним Руднёва, родившая от Гарина дочь Ольгу, высказала, мол, делал, предчувствуя, что покинуть мир придется в эту пору. Возможно; а может быть, подвергшийся пару раз допросам в ГПУ артист предпочел заучить, что он - сын лесника, что день рождения тогда-то, ну а что там отмечалось некогда мальчишкой-самоучкой начавшим блистать на провинциальной сцене, - этого знать не полагалось!
Учился в Рязанской гимназии на "отлично". Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».
С 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда. Первую большую работу Гарин получил в спектакле «Д. Е.» — «Даёшь Европу!» — иронично-политическое обозрение Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество. Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде. Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — пронзительным скрипучим голосом, манерой гундосить и «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми. Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал резко отрицательных персонажей. В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн). В 1937 году после краткого, но, в целом, успешного пребывания на экранах картина «Женитьба» была полностью изъята из кинотеатров в связи с развернувшейся в это время борьбой с «мейерхольдовщиной».
Когда в1938 родилась дочка Олечка, Гарин был на седьмом небе от счастья. В конце концов он не выдержал, развёлся с Хесей Александровной и ушёл к Любе. В общей сложности они с Любовью Саввишной пробыли вместе 6 лет, Гарин её безумно любил. Но его постоянно грызло чувство вины перед Хесей, которая после его ухода осталась одна. Он к ней возвращается. Локшина сильно болела последние годы. Так, актер Валентин Гафт однажды зашёл в гости к Гарину и, проходя мимо одной из комнат, увидел там Локшину, выглядевшую мертвой. Потом он заметил, что обтянутое кожей тело вдруг зашевелилось... Коллеги, услышав рассказ Гафта, объяснили: «Не пугайся в следующий раз. Это Хеся прилегла отдохнуть». Хеся Александровна была счастлива, что Гарин к ней вернулся и никогда не корила его за уход на 6 лет из дома. С дочерью Ольгой Эраст Павлович активно общался и после того, как расстался с её матерью, всегда активно интересовался девочкой, помогал материально. Хеся Локшина общению отца с дочкой не препятствовала. Дочь актёра Ольга Эрастовна Гарина впоследствии стала искусствоведом и автором детских книг.
После чего Гарин и Локшина возвращаются в театральную режиссуру. В театре Акимова они ставят спектакль «Сын народа» по пьесе Юрия Германа, где Эраст Гарин исполняет главную роль. Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику. Что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф. Подобная практика вполне укладывалась в рамки творческой мастерской Юткевича, где практически каждый снимаемый фильм вышел из поставленного ранее театрального спектакля. Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет Ленфильма наотрез отказал Эрасту Гарину в исполнении им главной роли, поскольку его облик не укладывался в рамки советского положительного героя. Калюжного сыграл актёр московского театра им. Революции (ныне Театр Маяковского) Борис Толмазов, который в точности повторил весь пластический рисунок роли, сыгранной Эрастом Гариным в театре. Также вместо Б. М. Тенина, игравшего в спектакле, роль слепого учителя сыграл Юрий Толубеев. А И. П. Гошеву сменила Янина Жеймо. Некоторые же актёры перешли в фильм из спектакля. Например, травести М. П. Барабанова. В фильме «Доктор Калюжный» свою вторую роль в кинематографе сыграл Аркадий Райкин. В роли медсестры выступила молодая театральная актриса Екатерина Милентьева (мать известного актёра Михаила Боярского). На гонорар, полученный за «Доктора Калюжного», Эраст Гарин и Хеся Локшина купили квартиру в Москве и переехали в столицу.
Здесь они поступили на студию Союздетфильм (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал Сергей Юткевич с остатками своей мастерской. В Москве Гарин продолжил работу в кинематографе. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства. В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съемки и в спектакли. Много лет Эраст Павлович выразительно озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм», много работал на радио. В последние годы жизни он поставил спектакль «Горе от ума» Грибоедова в Театре-студии киноактёра, повторив постановку Мейерхольда (где он играл Чацкого), роль Чацкого исполнял А. Золотницкий. И хотя постановка всеми признавалась как удачная, в целом у зрителя спектакль не пользовался успехом, по всей видимости из-за «заезженности» темы — пьеса входила в обязательную школьную программу и в силу этого воспринималось как скучная «классическая обязаловка».

Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 2Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 3Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 4Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 5Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 6Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 7Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 8Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 9Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 10Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 11Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 12Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 13Грустная судьба великого лицедея Эраста Гарина - фото 14Эраст Павлович страдал от невостребованности. Принялся сбегать из Москвы в родную Рязань. Как-то буднично никогда не обласканный властями, не состоявший в партии воспринял известие, что наконец-то стал народным артистом СССР. Он просто лежал - и даже старался общаться одними жестами. Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 18.09.2018 08:54
Просмотров: 1988