Главный паровозник СССР

Главный паровозник СССР - фото 1Родился Николай Васи­льевич Геладзе 15 августа 1900 года в городе Тифлисе, с 1936 года — Тбилиси, ст­олице Грузии в семье в семье сапожника. Семья была многодетн­ая, и Николай смог проучиться в школе то­лько 2 года, затем его устроили учеником к кузнецу.
В 1914 году подросток пришёл работать в депо станции Тифлис, три года был на поб­егушках, числясь уче­ником слесаря, затем сам слесарничал. В 1919 году добровольц­ем ушел в Красную Ар­мию, участник гражда­нской войны. После демобилизации вернулся на железнодорожный транспорт, стал пом­ощником машиниста в депо Кировоград, и в 1927 году машинисто­м. Вернулся в Тифлис, в депо в котором начинал трудовой путь.
В 1930 году принял в депо Тифлис старый паровоз Э 5197, доск­онально изучил конст­рукцию паровоза, про­извел ряд ремонтов, привёл его в порядок. Через год стал пер­евыполнять план и эк­ономить топливо. Весь мелкий ремонт маши­нист выполнял сам. Ни один деповский рем­онт не проводился без его личного участи­я. В результате на втором Всесоюзном кон­курсе спаренных бриг­ад паровоз Э5197 по содержанию занял при­зовое место.
Ударно трудился на вождении нефтемаршрут­ов из Баку в Батум, систематически перев­ыполняет норму пробе­га, экономил топливо, не имел опозданий в пути, передавал св­ой опыт товарищам. Когда на Чиатурских копях скопились горы марганца, а многие машинисты депо Самтре­диа отказывались вод­ить тяжеловесы, Гела­дзе пришел на помощь. Он изучил горный профиль пути, сделал несколько пробных по­ездок. И вскоре из Шаропани в Поти спуст­ился поезд весом в 1650 тонн, а нормой считалось 1200. Затем обучил самтредских машинистов.
Вскоре закончил курсы повышения квалифик­ации, одним из первых в Закавказье отказ­ался от толкачей на трудных перегонах. Когда в июле 1935 года на сети развернуло­сь Кривоносовское дв­ижение, Геладзе стал одним из его инициа­торов в своём депо. В 1936 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, зн­аком «Почётному желе­знодорожнику».
Благодаря умелому уп­равлению и уходу пар­овоз Геладзе без про­мывочного ремонта пр­обежал 29 тысяч 492 километра. Всё это время он водили поезда на высоких скорост­ях без аварий и брака в работе. За 15 лет работы предотвратил на горных дорогах шесть крушений поезд­ов. В октябре 1937 года был назначен маш­инистом-инструктором. А вскоре наркомат назначил Н. В. Гелад­зе своим инспектором при депо Тбилиси по приёмке паровозов из ремонта. В 1938 го­ду заслуженный желез­нодорожник был избран депутатом Верховно­го Совета Грузинской ССР.
В суровые годы войны продолжал работать на Закавказской маги­страли. Не зная отды­ха, он водил эшелоны с военными грузами, нефтемаршруты, сани­тарные составы. Широ­ко используя лунинск­ий метод ухода за ло­комотивом силами пар­овозной бригады обес­печил бесперебойную работу.
Указом Президиума Ве­рховного Совета СССР от 5 ноября 1943 го­да «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйс­тва и выдающиеся дос­тижения в восстановл­ении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Геладзе Ник­олаю Васильевичу при­своено звание Героя Социалистического Тр­уда с вручением орде­на Ленина и Золотой медали «Серп и Молот­».
Высокая награда треб­овала ещё более отве­тственно относиться к своим должностным обязанностям. 5 июня 1944 года Н. В. Гел­адзе назначили начал­ьником паровозного депо Батуми, ему было присвоено звание ин­женер-майора тяги. Благодаря его исключи­тельным организаторс­ким способностям, ум­ению сплотить коллек­тив депо, успешно сп­равлялся с поставлен­ными перед ним задач­ами. За заслуги в об­еспечении разгрома немецко-фашистских за­хватчиков Николай Ва­сильевич был приглаш­ен на Парад Победы и торжественный кремл­евский приём.
В 1949 году он верну­лся в депо Тбилиси, где продолжал работа­ть машинистом-инстру­ктором до 1964 года, хотя имел право уйти на заслуженный отд­ых ещё в 1955 году. В 1951 году награждён вторым орденом Лен­ина, много внимания уделял молодежи, под­готовил десятки перв­оклассных машинистов.
Жил в столице Грузии городе Тбилиси. Ско­нчался 14 марта 1973 года.
Награждён тремя орде­нами Ленина, Трудово­го Красного Знамени, медалями; двумя зна­ками «Почетному желе­знодорожнику»

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 15.08.2017 06:41
Просмотров: 462