Гений автодизайна Эрик Сабо

За рубежом дизайн – важнейшая составляющая, если не основа автоиндустрии. А уж дизайнеров можно фактически назвать героями автомобильного Олимпа, ведь по их творениям можно смело учить историю создания машин

Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 1 Франко Скальоне, Джузеппе Бертоне, Батиста Пининфарина, Вальтер да Сильва и Джорджетто Джуджаро – эти имена навсегда вписаны в зал славы автодизайна. А что же у нас? Увы, но российские и советские автодизайнеры зачастую обделены общественным вниманием, а ведь именно они внесли неоценимый вклад в развитие отечественного автопрома.
И по крайней мере один из сотен отечественных дизайнеров мог занимать главные места в мировой дизайнерской иерархии. Звали этого гения Эрик Владимирович Сабо.
Звёздный час Эрика Сабо и отечественного автомобилестроения - это Международная автобусная неделя в Ницце в 1967 году. "Главный приз — приз Президента Французской республики — по результатам туристического ралли был присужден советскому автобусу ЗИЛ-118", — писал в те годы "За рулём" о микроавтобусе "Юность". Правда, советские журналисты в своём докладе гораздо больше концентрировались на ездовых характеристиках автомобиля, в то время как французов впечатлила именно внешность "Юности", созданная Эриком Владимировичем Сабо. Настолько революционной она была для того времени. Всего автомобиль получил 12 наград, 5 из них , включая гран-при, за дизайн, - а внук Генри Форда даже безуспешно пытался купить лицензию на производство этого автомобиля, потом предлагал совместное производство, ну и приглашал дизайнера Сабо на работу в отдельную студию. Совмин РСФСР гордо отвергал все предложения, заявляя, что Эрик Сабо имеет все условия для плодотворной работы в Советском Союзе. Особенно циничным это выглядело если учесть, что и на ЗиЛе в этот момент Сабо уже не работал!
Эрик Владимирович Сабо, согласно его собственным воспоминаниям, родился на территории тогдашней Румынии 14 августа 1933 года, его родители коммунисты были вынуждены бежать в СССР, когда сыну не было и года. Сначала работали в Херсоне, а в 1940 году перебрались в Москву, очевидно, не просто так - ибо Эрик пошел учиться в "кремлевскую" школу №57. А после школы поступил и окончил Московское художественно-промышленное училище (знаменитая «Строгановка») и был распределён в 1957 году на Завод имени Лихачёва. Чтобы недавний студент особо не расслаблялся, ему поручают ответственное задание — немного переработать внешний вид лимузина ЗИС-110. Как бы сказали сейчас, придумать "рестайлинг". От молодого человека не ожидали чего-то особенного, однако выполненная работа настолько впечатлила сотрудников автозавода, что стало ясно: такого специалиста нельзя потерять.
"Не секрет, что внешность советского лимузина была позаимствована у американского "Паккарда". Мне предстояло придать машине "национальные черты". Вариантов я сделал с полдюжины: гуашью светлых тонов на чёрном фоне. Бампер, решетка радиатора и декоративные элементы были выдержаны в стиле "сталинского ампира". Популярный в послевоенной архитектуре, он, на мой взгляд, подходил и для подобных монументальных автомобилей", — вспоминал впоследствии Сабо.
Удивительно, но, несмотря на позитивную реакцию руководителей, наработки молодого человека не пригодились. В 1958 году ЗИС-110 сняли с производства. Однако вот от услуг автодизайнера (или, как говорили тогда – художника-конструктора) отказываться никто не собирался. Еще с 1956 года на Заводе имени Лихачёва вели разработку нового грузовика, причем даже успели построить первый опытный образец. Автомобиль получился сырым, а советская промышленность остро нуждалась в кардинально новом грузовике. Пока шли доводка и испытания будущей модели, решено было поработать и над внешним видом. Эту миссию доверили Эрику Сабо. А назывался тот автомобиль ЗИЛ-130...

Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 2Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 3Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 4Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 5Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 6Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 7Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 8Гений автодизайна Эрик Сабо - фото 9Ох и смелым же вышел экстерьер новой машины! Массивный капот, "глазастые" фары с нависающими бровками, характерная решетка радиатора, панорамное лобовое стекло. Получилось стильно даже по мировым меркам. А ведь еще был фирменный голубой цвет для кабины, который стал настоящей визитной карточкой ЗИЛа на многие годы. Любопытная деталь: на машину ставили шестилитровый мотор мощностью 150 л.с., которую тогда считали... избыточной!
А потом автобус "Юность" и целая дюжина предложений новых автомобилей, от внешнего вида которых дух захватывало! И как же расстались с таким специалистом? Еще в начале 60-х дизайнеру поручили работу над проектом модернизации лимузина ЗИЛ-111, но при этом запретили всяческую самодеятельность. "Работа в конструкторском бюро ЗИЛа тяготила. Главный конструктор завода любил повторять: "Посмотрите, что сейчас носят за границей". Это был завуалированный приказ: подражать иностранцам и ничего не выдумывать", — вспоминал Сабо. В итоге после выхода ЗИЛ-111Г, скопированного с нескольких моделей Cadillac, Сабо перешел на работу в Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), где образовал творческий тандем с Эдуардом Молчановым. Тот, кому младший Форд сулил золотые горы, получил оклад 86 рублей.
Однако, перейдя на новую должность, Эрик Владимирович вновь занялся "зиловской" тематикой! Удивляться здесь не нужно – в те годы завод частенько прибегал, как сказали бы сейчас, к "аутсорсингу". Так появился проект правительственного лимузина вагонной компоновки. Как посчитал Сабо, именно на таком футуристичном автомобиле должны разъезжать руководители Советского Союза и важные зарубежные гости. Жаль лишь, что этому проекту так и не суждено было увидеть свет – опять-таки, из-за позиции руководителей ЗИЛа.Но многие другие проекты Эрика Владимировича дожили до реализации. Например, концепт "мини-джипа" "Шустрик" фактически превратился в автомобиль для инвалидов СМЗ – С-3Д. А грузовик КрАЗ-250 не просто попал на конвейер, но и принес Эрику Владимировичу и "Свидетельство на промышленный образец". Были и другие очень интересные наработки. Например, Сабо был уверен, что советская промышленность должна выпускать не только привычные седаны, но и универсалы, небольшие хэтчбеки и даже легкомысленные по тогдашним меркам кабриолеты и спорткупе! Увы, воплотиться в металле этим проектам суждено не было по идеологическим причинам.
А еще Эрик Владимирович конструировал не только автомобили для Земли, но и создал футуристический планетоход! Причем за несколько лет до полёта Юрия Гагарина в космос. Правда, речь все же не о настоящем автомобиле, а лишь о макете для кино, который снялся в советском фантастическом фильме "Планета Бурь" - тоже, кстати, использованном американцами, они и перемонтировали кино (даже актеров обозвав английскими именами), да и дизайн "планетохода" не раз всплыл в работах дизайнеров "крайслера" и "линкольна".
Жаль, но сегодня имя Эрика Сабо знают лишь профильные специалисты, а в отечественном автопроме всё больше начинают задавать тон зарубежные дизайнеры. Но не будем отчаиваться! Ведь микроавтобус "Юность" навсегда вписан в историю мирового автодизайна. А где бы наш человек ни увидел знакомые формы синего ЗИЛа-130, на его лице возникнет радостная улыбка. Так пусть эта эмоция и будет нашей главной данью уважения великому советскому автодизайнеру Эрику Владимировичу Сабо, напоминающей, что дело его рук не забыто.Самого маэстро автодизайна не стало совсем недавно - 12 апреля 2017 года.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить