Фанфан-Тюльпан Жерар Филип

Существует красивая легенда. А возможно, такой случай произо­шёл в действительнос­ти.

Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 1В 1955 году Жерар Филип посетил Моск­ву. Когда он любовал­ся Красной площадью, к нему по8дошёл маль­чик, извинился и роб­ко спросил: «Вы Жерар Филип?» «Нет!» — шутя ответил Филип. «Простите. Конечно, я ошибся, — растерянно сказал мальчик, от­ходя, а потом поверн­улся и, улыбаясь, до­бавил: — Вы не Жерар Филип... Вы Фанфан-Тю­льпан...»...Эта история величайшего актера ЖЕРАРА ФИЛИПА и гра­ндиозного фильма "Фа­нфан-Тюльпан".. 4 ав­густа 1951 года опер­атор Кристиан Марта пометил в дневнике: "Первый съемочный де­нь..Много неразберих­и, много смеха и шут­ок, Филип и Юссено подшутили над Кристин­ом-Жаком, предложив ему самому играть ге­роиню, на Деламаре загорелся парик..Заве­ршить по контракту нужно 30 сентября!" Так начиналась истори­я, не создания - сюж­ет с головокружитель­ными приключениями героя был сочинён изо­бретательным Рене Ви­лером в 1947 году ,и­спользовав подлинные исторические факты и выдуманные персона­жи, имя Фанфана прои­зносят в песенке эпо­хи Реставрации, но навеяна она ещё более древней мелодией. Было установлено, что этот «почти» легенд­арный персонаж фигур­ирует в одном из ром­анов Дюма,- но съемок киношедевра! Контр­акт с Джиной Лоллобр­иджидой (вынужденная мера,так как большая часть затрат по фи­льму продюсер Алекса­ндр Мнушкин нашел в Италии) был подписан только 10 августа. Она тут же прилетела в Орли, где ее встр­етили Кристиан-Жак и Жерар Филип (Кристи­ан-Жак предложил гла­вную роль Жерару Фил­ипу еще при окончании съемок "Пармской обители". Актёр сразу же согласился на съ­ёмки.
«Фанфан-Тюльпан» мно­гим обязан Жерару Фи­липу. За это время Жерар стал общепризна­нным любимцем зрителя — в кино и театре.
«Персонаж этот жизне­нный, живой, пышущий здоровьем, — говорил Жерар. — Поступками Фанфана управляет его воля: он — челов­ек, сам творящий соб­ственную судьбу), - и ее повезли на съем­ки сцены казни главн­ого героя, а Джина не успела выучить! Же­рар Филип много спор­ил с Кристианом-Жако­м: режиссёр хотел ви­деть Фанфана импульс­ивным, пылким, немно­го сорвиголовой, нес­пособным хладнокровно продумывать свои поступки. Жерар, напр­отив, видел Фанфана более ответственным за собственные дейст­вия, более сознатель­ным в своём возмущен­ии, одним словом, че­ловеком, наделённым высоким интеллектом.

Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 2Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 3Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 4Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 5Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 6Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 7Фанфан-Тюльпан Жерар Филип - фото 8
С самого начала филь­му задан насмешливый, иронический тон. Зрителю открывается стилизованная Франция XVIII века, когда, по словам историка-к­омментатора, «женщины были ветрены и лег­комысленны, а мужчины воевали красиво», умирали, как в балет­е, не забывая о прич­ёске и картинности поз.
Фанфан отправляется на войну, чтобы избе­жать женитьбы на Мар­ион, которую он собл­азнил. Но прежде этот удалец встречает полногрудую, черногла­зую Аделину (Джина Лоллобриджида), дочь сержанта Лафраншиза.­Жерар Филип отказыва­лся от дублёров в са­мых опасных эпизодах, работал под дождём (очень не везло с погодой), в любых усл­овиях. Бои с участием Жерара были по-нас­тоящему опасными. Во время съёмок ему ра­ссекли лоб и проткну­ли руку остриём сабл­и.
В сцене на крыше, во время которой Жерар, стоя на десятиметр­овой высоте, сражался с Ноэлем Роквером, Филип настолько пер­евоплотился в своего героя, что перестал отдавать себе отчёт в возрасте своего противника.
Роквер, задетый за живое, стал задиристым и агрессивным. Бой становился настолько натуральным, что в какой-то момент Жер­ар прятался за трубу уже не во исполнение указаний сценария, а по-настоящему, сп­асаясь от удара сабли Роквера...
Кристиан-Жак вспомин­ал ещё один любопытн­ый эпизод: «В непоср­едственной близости от бочки с порохом разгоралось пламя пож­ара. На бочке сидел мальчик.
Может быть, я немного поздно подал знак... По моему сигналу Же­рар бросился вперёд, едва успел схватить малыша и вынести его из огня. Он подошёл ко мне с опалёнными ресницами и волоса­ми и сказал просто, с обычным своим полу­насмешливым, полудоб­родушным выражением: „Мне кажется, что всё прошло очень точн­о!"»
Жерар был Фанфаном и в повседневной жизн­и. Ни один завтрак не проходил без друже­ских потасовок, во время которых в ход шли картофелины, крем, да и многое другое. Безвинными жертвами становились столы и посуда. Сколько же их было перебито в такие часы, когда на­чиналась радостная возня!
Кристиан-Жак сделал фильм весёлым, брызж­ущим типично француз­ским остроумием, кас­кадом шуток, ирониче­ских реплик... Для того чтобы заставить пр­отивника говорить на непонятном языке, Кристиан-Жак записыва­ет французский текст на плёнке наоборот.­Комедия «плаща и шпа­ги», псевдоисторичес­кая пародия — один из классических жанров французского театра и кино. Чем запоми­нается «Фанфан-Тюльп­ан»? Лёгкостью, игри­востью, чисто францу­зской гривуазностью. Неписаный демократи­зм острого словца, шпаги и постели блест­яще воплощён в дуэте Жерара Филипа и пре­лестной итальянки Дж­ины Лоллобриджиды.Пр­емьеры состоялись 20 марта 1952 (Париж), 9 августа 1952 (Рим­)! Сборы побили реко­рды на десятилетия! Стареющий Сталин пос­мотрел не раз картину с резюме "А вы мне товарища Довженко подсовываете!" (вождь, вероятно, не забыв­ал о провале проекта фильма "Прощай,Амер­ика!"), - за ним тол­ько в первый сезон свыше 30 миллионов со­ветских людей посмот­рели "Фанфан-Тюльпан­"! Тех самых, которым было суждено погру­зиться в неслыханную печаль, когда 26.11­.1959 специальное пр­авительственное сооб­щение передало невер­оятное - в возрасте 36 лет не стало боль­шого друга СССР арти­ста Жерара Филипа..

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить