Это история парня по имени Колюш

«Это история парня... парня, не... ну обычного такого парня....»

Это история парня по имени Колюш - фото 1Второй ребенок флористки Симоны Буйер и маляра Онорио Колюччи родился через несколько недель после освобождения Парижа, 28 октября 1944 года.
Мальчика назвали Мишель Жерар Жозеф.Мир узнал его КОЛЮШ! Рано оставшись без мужа, умершего от полиомиелита, Симона была вынуждена искать разные приработки. Больная серьезной формой сколиоза, уезжая на лечение, брала детей с собой. Несмотря на все трудности, она была оптимисткой, верила в лучшее и старалась жить в стиле более благополучных семейств. Мишель, однако, не ценил этот разрыв между материнскими надеждами и реальностью. «Мать наряжала нас с сестрой одинаково. Она хотела, чтобы мы выглядели безупречно. Это особенность бедноты. Также как и большие идеи».
Школьные занятия, проходившие в Монруже, южном предместье Парижа, не сильно привлекали мальчика, но он любил смешить товарищей, передразнивая учителей. «В школе я устраивал дурдом, но не ради смеха, а ради того, чтобы устроить дурдом. Я всегда был скорее подрывником, нежели комиком».
В тринадцать лет со школой он распрощался. Затем были уличные компании и приятели из пригорода. Регулярно попадал в полицию за мелкие кражи. Мать пробовала подыскать ему работу, но подолгу он нигде не задерживался. Из послужного списка Колюша: разносил телеграммы, товары на дом, работал в керамической мастерской, в фруктовой, цветочной лавках, был учеником фотографа, помощником фармацевта, официантом... И в это же время он увлекся музыкой. Как и многих из того поколения, его увлек рок-н-ролл: «Битлз», Джонни Холлидей, «Черные носки» и Элвис, а также Жорж Брассанс. После долгих дискуссий с матерью, он купил свою первую гитару.
Увлекшись мотоспортом, время от времени занимался мелким ремонтом. В 1964 году, когда военная служба еще была обязательной, он был зачислен артиллеристом в армию, и там его почти сразу посадили в карцер за неподчинение. «Во время службы в армии моим военным подразделением был карцер». Вернувшись в гражданскую жизнь, он продолжил работать у матери, в ее цветочном магазинчике, который она к тому времени купила неподалеку от Лионского вокзала. Найдя эту работу скучной, он бросил ее, поссорившись с матерью.
Во второй половине 1960-х годов Колюш начал зарабатывать музыкой, он играл в нескольких кафе Латинского квартала, пел песни Жоржа Брассанса, Лео Ферре, собрал группу «Craignos Boboys». Нанявшись посудомойщиком в кабаре на севере Парижа, вскоре он вышел там на сцену. Работая уже во многих кафе и кабаре, Мишель познакомился с Франс Пелле и ее братом, Аленом, и они вместе выступали, назвавшись «Подсолнухами». Вскоре он встретился с Роменом Бутейем. «Как я стал артистом? Если бы я встретил Пикассо, несомненно я бы ушел тогда в живопись, но я познакомился с Роменом Бутейем... Бутей стал для меня кем-то вроде отца. Что я у него не утащил сам, тому он меня научил... Он научил меня главному: Вещи принадлежат тому, кто их делает. Недостаточно просто иметь идею, надо ее реализовывать».

Это история парня по имени Колюш - фото 2Это история парня по имени Колюш - фото 3Это история парня по имени Колюш - фото 4Это история парня по имени Колюш - фото 5Это история парня по имени Колюш - фото 6Это история парня по имени Колюш - фото 7
Совместно с Бутеем он открыл историю «Café de la Gare», официально начавшуюся 12 июня 1969 года. Театр, кафе, варьете, мюзик-холл - это место, ставшее символичным, объединило множество будущих знаменитостей, среди которых Патрик Деваэр, Миу-Миу, Мартин Ламотт. Там можно было встретить Жоржа Мустаки, Раймона Дево, Жана Ферра, Жака Бреля, Лени Эскудеро, Пьера Перре, Жана Янна. Чуть позже – Жерара Ланвена, Рено Сешана (певец Рено), Рюфуса, Диану Кюри, Колин Серро, Анемон, Жерара Депардье, Тьерри Лермитта, Жозиан Баласко, Жерара Жюньо. Билеты на представления продавались в форме лотереи, и можно было получить один франк обратно после спектакля. Во время вечера было предусмотрено два антракта, и сами актеры угощали зрителей. Девиз заведения можно перевести как «Стремно, грязно, и сквозняк». Были также предусмотрены велосипеды, для опоздавших на последнее метро. Публика выстраивалась в многочасовые очереди. Успех «Привокзального кафе», разумеется, привлек и профессионалов, и именно в этот момент Клод Берри предлагает Мишелю главную роль в своем фильме «Блатняга». Однако продюсеры решили, что до афиши молодой артист еще не дорос, и ему пришлось сняться во второстепенной роли. В это же время он взял псевдоним и стал Колюшем
Уже с конца 1960-х годов Колюш снимался в телесериалах и по примеру своих коллег появлялся в рекламных роликах на радио и телевидении. В 1970 году он вынужден был оставить труппу кафе-театра из-за серьезных проблем с алкоголем. На следующий год его рекомендуют для участия в развлекательной телевизионной передаче, но творческий процесс, толком не начавшись, продлился лишь пять дней. Вскоре, однако, Колюш основывает свою новую труппу, назвав ее «В истинно парижском шике – вульгарный театр». Первый спектакль - «Терезе грустно», вполне успешен, но поведение Колюша и алкоголь опять вынуждают его оставить коллег. «Я способен на худшее и на лучшее. И в худшем я - лучший».
Его первый скетч, «История парня», показали по французскому телевидению в 1974 году, в вечер президентских выборов, и быстро пришедшая популярность больше ему не изменяла. Колюш создал яркий образ семидесятых: бедолага-горожанин, неплохой, но недалекий парень, путающийся в словах и запутанный средствами массовой информации.
Со своим новым импресарио в начале 1974 года он начал серию спектаклей в Олимпии под названием «Мои прощания с мюзик-холлом». Именно там он появляется в своем самом известном сценическом костюме: полосатый комбинезон и желтая футболка. На следующий год он отправляется в турне по Франции, радио транслируют записи его скетчей и пародий. Он опять выходит на театральную сцену, совместно с актерами из Splendid. Популярность и критика одновременно... «Что я могу сказать тем и другим: если это веселит одних – тем лучше; если это бесит других – тем лучше!».
Новая удача: Колюш снимается со своим кумиром Луи де Фюнесом в фильме мэтра комедии Клода Зиди «Крылышко или ножка». «Колюш обладает взрывоопасным талантом... Я люблю играть только с великими, а Колюш – великий», это слова де Фюнеса, на которые Колюш отвечает: «Работать с де Фюнесом... мне показалось, что я работаю с Чаплиным. Фюфю это целая школа сам по себе».
К этому времени Колюш уже был женат: на Вероник – журналистке, девушке из «хорошей семьи»; у них два сына. Живут они на вилле у парка Монсури, и вот как это выглядит: второй этаж – склад фотообрудования; первый этаж – мотоциклы, всех цветов и марок; в подвале – бильярд, музыкальный автомат, игры-автоматы, столы для игр - настоящее подпольное казино для друзей. «Я никогда не хотел стать мужчиной. Я намерен остаться ребенком».
Летом 1977 года он сам снимает фильм, для которого написал сценарий под названием «Вы не получите Эльзас и Лотарингию». И в этом же году снимается у Патриса Леконта в картине «Туалет был заперт изнутри».
Критики обвиняют Колюша в грубости. Да, это тоже привлекало публику, но то был грустный клоун, сам страдающий от глупости и несправедливости мира. «Говорят, что мы живем в мире, переполненном придурками. Верно. Но все-таки количество недооценивают». Однако грубые шутки более заметны. «Всегда грубый; вульгарный – никогда».
Его приглашают ведущим на радио, но несмотря на то, что радиоэфиры с его участием увеличивают аудиторию трансляции втрое, подолгу он нигде не задерживается. Его манеру признают слишком провокационной. «Меня приглашают на радио. Мне очень дорого платят. И выгоняют по той же причине, по которой приглашали».
Фактически запрещенный на официальных французских каналах, Колюш может использовать ФМ-станции. После прихода к власти Франсуа Миттерана наблюдается массовое появление так называемых «свободных» радиоканалов, вещающих из своих «пиратских» точек музыку и высказывания без цензуры. Более месяца Колюш работает бесплатно на одном из таких каналов – «RFM, цветное радио». Его конкурента, радио NRJ пока не существует, и у этого радиоканала огромная аудитория. Это беспокоит власти, и в течение нескольких лет станцию заглушают в эфире. Здесь Колюш продержался целых три месяца. «При диктатуре говорят: «Заткнись». При демократии: «Продолжайте говорить».
Осенью 1980 года Колюш объявляет о намерении выдвинуть свою кандидатуру на президентские выборы, назначенные на следующий год. «Я оставлю политику, когда политики закончат ломать комедию; они крадут мою работу, я ворую у них». Многие считают это шуткой, но последующий за этим предварительный опрос доверия избирателей показывает 16 % намеревающихся голосовать за Колюша. По всей Франции организуются комитеты поддержки. «Я хочу быть кандидатом от меньшинств. А меньшинство, одно плюс другое, это сколько будет?.. Большинство!». Франсуа Миттеран видит в этом народном клоуне реального соперника и даже назначает ответственных за «переубеждение» Колюша. Начинаются анонимные звонки и угрозы. Под этим давлением Колюш объявляет о снятии своей кандидатуры. Делает он это в рамках пресс-конференции, на которой, поедая спагетти, объявляет ответную голодовку. «Я единственный кандидат, собравший целый зал, и сам заставивший заплатить тех, кто пришел меня послушать».
Его перестают приглашать на телепередачи, теперь по политическим причинам. «Помните ли вы, что у гестапо были средства, чтобы заставить нас говорить? А у политиков есть средства, чтобы заставить нас заткнуться». В кино у Колюша все продолжается неплохо, он сотрудничает с режиссерами-мэтрами и уже признанными актерами: Клод Зиди снимает «Инспектора-разиню» с Жераром Депардье, Клод Берри – «Школьный учитель» с Жозиан Баласко.
В 1981 году после развода с женой Колюш уезжает на Карибы – в Гваделупу. Он выбран на роль в фильме «Женщина моего друга» с Патриком Деваэром и Миу-Миу. Как в фильме, так и в личной жизни у этих троих все накручено и перепутано, и сценарий отчасти навеян реальной историей этих двух лучших друзей, их жен и подруг. Летом 1982 Деваэр, жена которого оставила его ради Колюша, после чего Деваэр увлекся Миу-Миу, заканчивает жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из карабина. Узнав новость на острове, Колюш, чей карабин это, кстати, и был, реагирует по-старому: глушит депрессию алкоголем и таблетками. По настоянию Бертрана Блие возвращается в Европу для съемок, однако Миу-Миу отказывается теперь сниматься, и роль «подруги моего приятеля» играет Изабель Юппер. «Приятелем» становится Тьерри Лермитт.
В ноябре 1982 года от рака умирает второй лучший друг Колюша, Жан-Марк Резер. В жизнь актера возвращается сложный период, но его начинают снова приглашать на телевидение, по крайне мере он занят. В передачах, где он участвует, как всегда много провокаций и резких слов, и публика довольна. Был ли он доволен своим успехом? «Когда вы - знаменитость, люди думают, что вы принадлежите им 24 часа в сутки. Даже если вы с кем-то разговариваете, на вас набрасываются, даже не дожидаясь завершения фразы. Всем плевать».
Колюш едет в Тунис сниматься в фильме «Без четверти два до нашей эры»; отправляется в Гонконг с Валери Мересс ради роли в комедии Клода Зиди «Банзай!». Далее – Мексика и Жерар Ури со своим фильмом «Месть пернатого змея», а потом – Колюш готовится к египетским съемкам фильма режиссера Дино Роси «Безумец на войне».
Новые роли Колюша - самого популярного на тот момент актера Францмм– драматичны. Образ бывшего пожарного в фильме режиссера Клода Берри «Чао, паяц!» приносит ему премию Сезар как лучшему актеру 1984 года.
Имея огромную популярность, Колюш хочет пропагандировать идеи, которые считает достойными внимания или публичного осмеяния. В 1985 году совместно с юмористом Ги Бедосом он проводит на площади Согласия благотворительный концерт «СОС: расизм». В том же году он организовывает грандиозный розыгрыш: телеканалы транслируют его якобы свадьбу с Тьерри ле Люроном – это оказалось пародией-провокацией на чересчур освещенные в СМИ гомосексуальные браки.
В течение полугода он ведет телепередачу на Canal+ и радиопередачу на Европе1. 26 сентября 1985 в своем радиоэфире он запускает идею «Ресторанов сердца», произнеся небольшую речь, ставшую знаменитой: «У меня есть небольшая идея...». Он говорит, что собирается открыть в Париже бесплатную столовую для бедных. Объединив усилия радио и телевидения, он основывает ассоциацию «Рестораны сердца» (Restos du Coeur). Он призывает перечислять или сдавать деньги на поддержание бесплатных столовых и пунктов раздачи продуктов питания. В январе на первом канале радио, весь день в эфире происходит то, что «Либерасьон» назовет «Большой мессой Святого Колюша». В тот день собрано более 26 миллионов франков. Идея продолжает развиваться, решено устраивать концерты и выпускать диски, доход от которых тоже должен идти на ассоциацию. Эти мероприятия получают второе неофициальное название – les Enfoires, буквально: «Придурки». Гимн для нового проекта по просьбе Колюша пишет Жан-Жак Гольдман, признанный и супер-популярный хит-мастер.
Первые несколько лет ассоциация собирает деньги во время радио- и телеэфиров, а концерты начнутся только в 1989 году. В 2009 году концерты Анфуарэ при участии самых заметных «звезд» музыки и кино проходят каждый раз в новом городе в течение одной недели, собирая тысячи зрителей и продавая впоследствии тысячи дисков. Все деньги – по-прежнему идут на бесплатные столовые, открытые теперь по всей Франции.
Страстный любитель мотоспорта, Колюш участвует в ралли Париж-Дакар, ездит на гонки в Италию, на своей Ямахе ставит рекорд скорости за один километр: 252,087 км/ч.
Готовясь к своему следующему спектаклю, он поселяется на Лазурном берегу, в местечке Опио. Его тетради и диктофоны полны набросков скетчей. Впереди - Привокзальное кафе и запланированный на сентябрь парижский Зенит. 19 июня 1986 года он возвращается из Канн на мотоцикле. Хорошая погода. Скорость – 55 километров в час. Дорога в гористой местности, но на этом участке допустимы 90. Его мотоцикл врезался в потерявший управление грузовик. Теперь на месте гибели стелла - и время от времени возникающие дискуссии о случайности или преднамеренности случившегося.
Колюш остался одним из главных провокаторов 1970-х и 1980-х годов. Ему удалось сочетать грубые шутки и сильные идеи. Каждое его появление на радио и телевидении вызывало новый прилив популярности и критики. Везде он противостоял цензуре и отстаивал свободу слова. Он хотел говорить на простом языке, существующем в жизни и невыскобленном цензурой. Он пытался развеять мифы о политиках, средствах массовой информации и рекламе. Он хотел, чтобы люди сами принимали свои решения, а не были жертвой промывки мозгов.
Колюш считал: «Если когда-то вдруг ты почувствуешь себя бесполезным и ненужным, помни: когда-то ты оказался самым быстрым сперматозоидом».

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 28.10.2017 15:39
Просмотров: 1302