Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком

В жизни маститого уже Дмитрия Николаевича Бальтерманца - того самого, о котором поётся, что быд со Сталиным знаком!,- был по-настоящему эпизод, который объясняет всю его и жизнь и судьбу..

Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 1Под 9 мая - праздник, который Бальтерманц полагал днем святым, непременно в этот день приходя и лично и по работе к Вечному огню, а еще на Востряковское и Миусское кладбища, где упокоились родственники, - так вот, у Дмитрия Николаевича раздался звонок из одного солидного зарубежного агентства, где попросили его какую-нибудь военную фотографию.. Мастер любезно пригласил звонившую корреспондентку к себе домой, та приехала - перед ней были разложены тысячи фотоснимков, сделанных фотомастером Бальтерманцем - и ни одного снимка самого Бальтерманца! "Зачем? Я снимаю жизнь страны, даже стран! Людей, - вот в этом я, я один из них", - недоумевал Дмитрий Николаевич.
Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве, входившей тогда в состав Российской империи, в семье офицера царской армии Григория Столовицкого. В три года родители развелись, и вырастил Дмитрия отчим - адвокат Николай Бальтерманц. В 1915 году, с началом Первой Империалистической войны, семья адвоката Бальтерманца, отчима Дмитрия, переехала в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив Бальтерманцам одну комнату, где прошла почти вся жизнь фотографа. После смерти мужа, мать Бальтерманца, знавшая несколько иностранных языков работала машинисткой в Издательстве иностранной литературы, а Дмитрий, с 14 лет был вынужден подрабатывать в типографии "Известий", где помогал оформлять уличные витрины фотографиями, пропагандирующими лучший в мире советский строй. Одновременно, Бальтерманц помогал устанавливать аппаратуру на съемках мэтров фотографии того времени.
В 1939 году Дмитрий Бальтерманц закончил механико-математический факультет Московского Государственного Университета и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана. Через несколько месяцев раздался звонок из "Известий". Дмитрию предложили поехать в командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. "На размышления ушло не много времени — душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат", — вспоминает дочь фотографа — Татьяна Бальтерманц. В ее архиве, к сожалению, не сохранилось негативов этого репортажа, однако именно эта поездка решила его судьбу — Бальтерманц был зачислен в штат "Известий" и стал профессиональным фотографом.
Началась II Мировая Война. В 1941 году немецкие войска подошли к Москве. Известная ныне фотография "На дорогах войны" была сделана примерно в двадцати километрах от Москвы. Она, как и многие фотографии Бальтерманца, не была опубликована в военное время. Пресса была призвана поднимать дух народа, утверждать пафос победы, не показывая трагизма потерь.
В 1942 году Бальтерманц на несколько дней вернулся из-под Сталинграда в Москву — он должен был проявить и напечатать фотографии о первых победах на этом фронте. Среди снимков, оставленных сушиться на ночь в редакции, были фотографии, напечатанные с пленок, снятых еще под Москвой. Ночью, в отсутствие фотографа, руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер один из снимков Бальтерманца. Была выбрана фотография с двумя пленными немцами, и дана подпись — пленные немцы из-под Сталинграда. В действительности, это фотография была сделана еще под Москвой. Утром обнаружилась роковая ошибка. Руководство списало ответственность на фотографа, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. Тяжелое ранение в одном их первых боев спасло его от смерти, которой обычно заканчивалась служба "штрафников". Он долго пролежал в госпиталях, но так до конца жизни и косолапил. После госпиталя Бальтерманца, "смывшего вину кровью", реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету "На разгром врага", в которой он проработал до самой Победы в составе войск Первого Украинского фронта.
Большинство фронтовых снимков Бальтерманца, в частности легендарный снимок "Горе" (1942), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны — с началом хрущевской оттепели. Бальтерманц, постоянно работавший со своим архивом, отобрал небольшое количество снимков, ставших общечеловеческой метафорой трагедии войны. Персональные выставки в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965), Париже (Первый Международный Месяц фотографии, 1990) и др. превратили эти сюжеты в символы, известные всему миру.

Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 2Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 3Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 4Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 5Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 6Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 7Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 8Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 9Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 10Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 11Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 12Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 13Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 14Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 15Дмитрий Бальтерманц был награжден многими орденами и медалями, однако, после войны от сотрудничества с бывшим "штрафником" отказывались все крупные советские издания. Лишь А.А. Сурков — главный редактор "Огонька" — пригласил его в свой журнал, где Дмитрий Бальтерманц работал до конца своей жизни, сначала фотокорреспондентом, а затем заведующим фотоотдела. После войны, "Огонек", один из лучших иллюстрированных журналов СССР, начал печатать цветные фотографии, и снимки Бальтерманца стали классикой "раннего цвета".
В скудные послевоенные годы «огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин – не ради идеологической выдержанности, а «для красоты». Парадные портреты Коненкова и Айтматова, Яблочкиной и Лихачёва – будто не моментальные вспышки магния, а написанные маслом полотна.Хотя и тут без трений не обходилось: к примеру, сам Нодар Думбадзе был в восторге от своего "пляжного" портрета с дочерью, но вид писателя-лауреата с дочерью возмутил министра культуры Демичева "А почему на них только трусы?"- недоумевал главный по культуре; но тем временем фотоснимок перепечатан был изданиями десятка стран, удостоен международной премии - пришлось признать его ценность! Не меньшим успехом пользовались и «бытовые» снимки мастера, ведь фотографу удалось изобрести собственную формулу соцреализма – репортаж плюс постановочная съемка.
Саму постановочную съемку Бальтерманц доводил до виртуозности, не переставая «шлифовать» фотографию в течение долгих лет. В частности, знаменитых «Кукрыниксов» Дмитрий Бальтерманц выполнил сначала в черно-белом варианте, а затем, когда спустя годы в советской фотографии появился цвет, переснял сценку на цветную пленку, практически не изменив ее композиции. Охотно пользовался фотограф и фотоколлажем. Например, известнейший снимок военных лет «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. В результате снимок и по сегодня служит убедительным примером искусного сочетания потрясающего по силе репортажного документального изображения с «заимствованным» компонентом. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий и немало прибавила к известности автора.

Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 16Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 17Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 18Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 19Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 20Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 21Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 22Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 23Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 24Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 25Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 26Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 27Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 28Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 29Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 30Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 31Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 32Дмитрий Бальтерманц, что был со Сталиным знаком - фото 33Другое применение фотоколлаж нашел в снимках «официального» жанра. На однажды отснятую трибуну мавзолея, где обычно выстраивались руководители советского государства во время торжественных парадов, Дмитрий Бальтерманц наклеивал фигурки партийных лидеров, специально увеличивая размеры вождя. Переснимая полученный коллаж, фотограф «выравнивал» естественную неровность ближайшего окружения Сталина и получал «идеально правильную композицию». Впрочем, опасные игры пришлось оставить после того, как Сталин заметил в снимках неладное и потребовал объяснений. Вообще, снимки официальных лиц в творчестве Дмитрия Бальтерманца стоят особняком. Мастер оставил потомкам фотографии шестерых генеральных секретарей – от Сталина до Горбачёва. Самое удивительное в этих работах то, что, запечатлевая вождей в официальной обстановке, фотограф, тем не менее, умудрялся подчеркнуть индивидуальность каждого лица, создать фотографию, которая, отвечая принятой идеологии, все же тонко выражала саму суть эпохи. Сталин здесь всегда в окружении напряженных, сосредоточенных соратников - Молотова, Жданова, Берии. Хрущев - постоянно играет роль: и на трибуне с початком кукурузы в руке, и на госдаче в кругу "допущенной к телу" интеллигенции. Либеральный настрой Горбачёва угадывается даже в том, как он позирует – сидя нога на ногу. По советским меркам карьера Бальтерманца была очень успешной – он много снимал, публиковался и выставлялся, имел возможность работать за границей, входил в жюри престижных мировых фотоконкурсов. Блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции (если Родченко изобрел диагональную композицию, то математик Бальтерманц был виртуозом горизонтали), врожденный аристократизм и хорошие отношения с властью позволяли ему оставаться независимым художником-космополитом. Уникальная художественная интуиция и высочайшее мастерство делали фотографии мастера шедеврами, что бы он ни снимал – окоченелые тела в окопах, каплю росы на цветке, героические портреты рабочих, бескрайние виды Волги, суровую сибирскую тайгу и комсомольцев, прокладывающих сквозь нее БАМ.
В отличие от многих его современников, Дмитрию Бальтерманцу удалось создать визуальный язык, понятный не только для советских, но и для западных экспертов и зрителей. Он принадлежит к немногочисленной плеяде советских фотографов, еще при жизни получивших признание за рубежом. Его знали и любили Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка, Марк Рибу, Робер Дуано и другие мэтры европейской фотографии.
Умер в Москве 11 июня 1990 года.Похоронен На Востряковском кладбище.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить