"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК

День рождения у нашего замечательного белорусского артиста Геннадия

"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 1Михайловича ГАРБУКА! "Мина замедленного действия", - как он сам себя называет:
- Всю жизнь говорю, я - как мина замедленного действия. Тихоход. С детства был застенчивым и послушным. Из-за войны в первый класс пошел в 11 лет. Знал только одну букву «о». Учительница Елизавета Петровна, милая женщина, сразу стала меня к самодеятельности привлекать. И как-то так получилось, что с восьмого класса я уже руководил и школьным хором, и драмкружком. Даже спектакль «Русские люди» по пьесе Симонова поставил. Играли его в ближайших деревнях. Очень трогательная постановка получилась, - вспоминает Геннадий Михайлович.
Родился Геннадий Гарбук 24 июля 1934 года в деревне Глыбочка на Витебщине. Отец бухгалтер, во время войны в партизаны ушел, а после судьей работал. Мама с двумя сыновьями оставалась на оккупированной территории. О пережитом в те годы артист может рассказывать часами. Главное было - выжить. Немцы согнали жителей окрестных селений за колючую проволоку в одну деревню. Сидели там полтора года. Чудом уцелели. Пока нас освободили, переболел двумя тифами: брюшным и сыпным, тогда эпидемии ходили. Спасибо маме, выходила. А потом - малярия, уже после войны. Никак не могли меня вылечить. Тогда американцы присылали гуманитарную помощь - тушенку, масло, сухое молоко... И там, в посылках, было лекарство акрихин. Я его так напился, что стал весь зеленого цвета... Не помогло. А спас меня врач сельский - Сорокин. У него был хинин, страшная вещь. Горечь такая! Приходилось заворачивать в хлеб или бумагу и глотать. Однажды бумажка порвалась, так я неделю ничего есть не мог. Малярия прошла, а последствия остались. Близорукость обнаружили. Это сейчас у меня зрение единица, операция помогла, - улыбается Геннадий Михайлович.
Из-за плохого зрения детская мечта стать летчиком оказалась несбыточной. Как-то друзья принесли обрывок газеты, где было написано о наборе в белорусский театрально-художественный институт. Долго не раздумывая, бессменный школьный артист и солист самодеятельности поехал поступать.
- Впервые мне по-настоящему повезло, когда я, став студентом театрального института, попал на курс к Дмитрию Алексеевичу Орлову. Это было счастье! Я считаю его своим вторым отцом. Он буквально жил культурой, искусством. Талантливейший педагог. Его школа - это Станиславский, - с восхищением делится актер.
После окончания института Геннадия Михайловича пригласили работать в Витебский академический драматический театр имени Я. Коласа. Работы было много, как того и желал ему учитель. Орлов говорил студентам: «Деточки, здесь, в Минске, вы будете сидеть в массовках до-о-лго. А нужна загрузка». Спустя три с половиной года, во время гастролей в столице, Геннадия Михайловича пригласили в Купаловский театр. Он понимал, что здесь его ожидает конкуренция. И поначалу все шло туго, положение молодого актера было шатким: ролей мало, а ходить-просить не в его натуре.
А закрепился он в театре, в котором играет уже полвека, благодаря роли Зелкина в спектакле «Хто смяецца апошнiм» по пьесе Кондрата Крапивы. Участие в съемках телеспектакля «Люди на болоте» также укрепило позиции молодого артиста. Более того, роль Василя Дятлика принесла ему первую высокую награду - Государственную премию БССР, которую тогда только-только утвердили. Геннадий Михайлович получил медаль лауреата под номером 007.

"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 2"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 3"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 4"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 5"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 6"Дед Талаш" нашего кинематографа Геннадий ГАРБУК - фото 7
- Иван Мележ очень хорошо оценил мою работу, - вспоминает актер. - А познакомился я с ним... в поле. Там у нас съемки были. Смотрю, ходит такой высокий мужчина в светлом плаще. «Кто это?» - спрашиваю. Мне подсказали: «Мележ». Я полез к нему за советом. «Не, гэта не мая справа», - отрезал Иван Павлович. На репетициях он учил актеров полесскому говору: «ето» вместо «гэта», «було» вместо «было». Мележ сильно помог нам в постижении сути его героев, многое показывал на себе...
Вскоре после выхода телеверсии в театре имени Янки Купалы поставили спектакль «Люди на болоте», который не сходил с афиш 19 лет. Роль Василя снова досталась Геннадию Михайловичу. Позже Виктор Туров снял одноименный фильм. И Гарбук опять не остался в стороне: сыграл роль Чернушки - отца Ганны. За эту работу был удостоен уже Госпремии СССР.
Артист считает: это счастье и несчастье, когда в молодые годы досталась большая роль.
- Я это понял после телеспектакля «Люди на болоте». Прошло много лет, и на съемках фильма Виктора Турова, где я играл Чернушку, все называли меня Василем. А я ведь так стремился преодолеть этот стереотип...
А вот другой стереотип преодолел самого Гарбука: несколько раз его звали на пробы вместе с Андреем Мироновым - и всегда снимали Андрея Александровича! Но и в жизни и творческой судьбе Гарбука случились "Белые росы"!
И еще особое место: фильм Михаила Пташука «Знак беды» в лондонском музее киноискусства значится в списке 10 лучших картин о войне. В конце 1980-х на Международном кинофестивале в Загребе он собрал все «золото» и оставил ни с чем оскароносный американский боевик «Взвод». Геннадий Гарбук был назван лучшим исполнителем мужской роли, а Нина Русланова, тоже сыгравшая в этом фильме, была удостоена награды за лучшую женскую роль.
- Меня ведь не сразу утвердили. Пташук раз пять пробы устраивал. Он сказал мне: «Петрок должен жить в картине так, как уж на горячей сковородке». Это гениальное произведение о войне! Мы старались работать на пределе эмоций и чувств, - с гордостью признается актер.
Что такое популярность, Геннадий Гарбук осознал после выхода на экраны фильма режиссера Игоря Добролюбова «Белые росы».
- Отправился на базар купить косточек для своей собачки. Выбрал. Женщина стала взвешивать. Я деньги достал и слышу, как продавщице говорят: «Ты с кого деньги берешь? Не видишь? Это ж Андрей, старший брат». Я готов был сквозь землю провалиться. Так в первый раз популярность сработала.
Режиссер Тамара Лисициан пригласила его на роль в фильме «Загадочный наследник». Часть съемок проходила в Париже. И здесь судьба свела Гарбука с Иннокентием Смоктуновским.
- Был банкет, и мы сидели рядом. Я боялся предложить ему выпить, пока он не разъяснил мне своим уникальным голосом: «Я никогда не пренебрегал». Тогда я выпалил: «У меня есть тост: за конную милицию!» - «Ой, Гена, вы лучше скажите о том, какой я гениальный». - «Нет-нет, только за конную милицию!» Смоктуновский очень удивился, и с того случая начал обращать на меня внимание. А конную милицию я видел-то всего один раз в жизни. В 1959 году в Ленинграде. Тогда в БДТ шла премьера «Идиота» с участием Иннокентия Михайловича. Билетов нет, толпа огромная перед театром. Чудом попал. Когда он вышел на сцену и я увидел его в работе, влюбился навсегда! Такого сильного впечатления от актерской игры у меня больше не было и не будет!
С женой они познакомились на радио во время записи радиоспектакля. Долго друг к другу присматривались - лет десять. А вместе рука об руку прожили почти 40 лет. Галина Ивановна для него вдохновитель и друг, доброжелательный и одновременно строгий критик, ее вкусу он доверяет. Вместе ходят на премьеры. Для него ее приговор самый справедливый.
- Она у меня умница. Деятельный, энергичный человек. На даче трудимся вместе. Картошку выращиваем. Такое удовольствие, когда на столе свои картошечка, огурчики!
Зарядка, занятия йогой, контрастный душ помогают Геннадию Михайловичу сохранять хорошую физическую форму. И еще он выполняет упражнения для голоса.
- Делаю их каждый день минут по сорок. Я ведь петь люблю. Особенно русские романсы. Регулярно проверяю слух. Даже справка есть, что у меня нормальный слух. Вот я прихожу на худсовет, сажусь в шестом ряду и... половину текста не слышу. Начинаю гвоздить актеров за их неумение говорить профессионально. Они и микрофоны цепляют, а их не слышно. Вспоминаю слова Дмитрия Алексеевича Орлова: «Деточки, на галерке должно быть слышно каждую буковку! Деньги заплатил человек».
Для своих ролей в театре, кино Геннадий Михайлович самый строгий судья и критик. Они для него, как дети, - Лопотуха в «Черном замке Ольшанском», Петрок в «Знаке беды», Андрей в «Белых росах», роли в спектаклях Купаловского театра - в «Поминальной молитве», «Вечере», «Павлинке», в постановках Театра белорусской драматургии.
Он по-прежнему востребован. Снялся в российских фильмах «Поп», «Враги», «Брестская крепость». Недавно вышла на экраны лента белорусского режиссера Сергея Шульги «Талаш» с Геннадием Михайловичем в главной роли.
- Столько видел, столько прошел.. Пережил такую войну, сталинский режим, переворот в стране и головах... Столько людей узнал, с таким талантами общался! Одним словом, повезло! - признается Геннадий Михайлович.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 25.07.2017 12:50
Просмотров: 675