Бугатти - создатель "Бугатти"

Французский конструктор и промышленник итальянского происхождения, основатель французской автомобилестроительной компании Бугатти - Этторе Бугатти родился 15 сентября 1881 года в Кастелла-делла-Сфорцо в Милане, в семье итальянского краснодеревщика и ювелирного дизайнера в стиле Модерн Карло Бугатти (итал. Carlo Bugatti) и Терезы Лориоли (итал. Teresa Lorioli)

Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 1Старший брат известного скульптора-анималиста Рембрандта Бугатти, Этторе также приходится племянником художнику Джованни Сегантини и внуком по отцовской линии Джованни Луиджи Бугатти (итал. Giovanni Luigi Bugatti), известному скульптору и архитектору. Детство Этторе прошло в Милане, где после получения классического образования учился в Академии изящных искусств (фр. Acad?mie des Beaux-Arts) в Милане, где изучал скульптуру с братом Рембрандтом Бугатти. Этторе женился в 1907 году на Барбаре Марии Джозеффине Больцони (фр. Barbara Maria Guiseppina Mascherpa Bolzoni), от которой имел четырех детей, двух дочерей и двух сыновей. После смерти первой жены, Этторе женился второй раз на Маргарите Женевьеве Делькьюзе (фр. Genevi?ve Marguerite Delcuze). Во втором браке у него родились дочь Тереза, в 1942 году и сын Михаил в 1945 году.
Свой первый автомобиль Бугатти сконструировал в 17 лет. За него Этторе получил золотую медаль на выставке в Милане. Автомобиль был достаточно несовершенен, но молодому конструктору удалось заинтересовать своими идеями графа Гюнелли, при его материальной поддержке Этторе уже через два года строит свой второй автомобиль "Бугатти", также получивший медаль на выставке в Милане. Эта модель создала ему репутацию серьёзного и перспективного конструктора. Он начал сотрудничать с различными фирмами, такими как "Де Дитриш" (Франция), "Тюрка-Мэри" (Франция). За свою жизнь Бугатти успел поработать для большинства крупнейших автомобильных фирм Европы. Увлечение автомобильными гонками благотворно повлияло на конструкторскую мысль Бугатти: его первая гоночная машина, "Бугатти-10", появилась в 1909 г. Сам Бугатти стал в это же время известным гонщиком.
Изначально Этторе (кстати, компания Bugatti была вовсе не итальянской, а французской) планирует создать 25 автомобилей для самых богатых людей планеты. Увы, экономический кризис сделал появление Type 41, который впоследствии назовут Royale или «Королевский», практически невозможным. Бугатти вложил все средства в создание шести экземпляров. Продать, правда, удалось лишь четыре из них: две машины так и остались в семье. Первой звездой в этой планетной системе стал Bugatti Royale Kellner Coupe. 3500 живого веса, малахитовый двухместный кузов, четырехклапанный восьмицилиндровый рядный мотор мощностью в 300 сил и объемом – только не пугайтесь! – в 12,7 литров. Второй машиной стал Royale Weinberger Cabriolet (по названию ателье, в котором он был создан). Его купил мюнхенский гинеколог Иозеф Фукс. Судьба машины не менее интересна: в 1933 Фукс бежит от Гитлера в Шанхай, оттуда – в Канаду и после – в США. Фукс пересек Америку от побережья до побережья, пройдя на машине 21000 миль. Однажды Фукс не слил воду из радиатора и из-за заморозков блок мотора лопнул. Он продал машину всего за 350 долларов. Машине повезло: в 1942 году ее останки были найдены на свалке, и Чарльз Чейн, вице-президент General Motors, несмотря на войну, полностью восстановил автомобиль и продолжал эксплуатировать его вплоть до 70-х годов прошлого века.
Неординарными были не только автомобили Этторе Бугатти — он и сам был уникальным человеком. Помимо работы, он не прекращал заниматься и искусством: писал картины, собирал коллекции других художников, а также скульптуры брата Роланда. В качестве жилища облюбовал два замка — один возле своей фабрики в Мольсхайме, второй под Парижем. Помимо богатых винных погребов, в замках были конюшни со скаковыми лошадьми, к которым конструктор гоночных автомобилей питал слабость, а также целый питомник фокстерьеров.

Творческие люди часто бывают со своими странностями — у Этторе Бугатти их было предостаточно. На своей фабрике он требовал идеальной чистоты, сравнимой разве что со стерильностью в современных лабораториях. Он не терпел никаких возражений и замечаний. Когда ему однажды заявили, что механический тормоз безнадежно устарел и пора бы устанавливать на автомобили более мощный и надежный гидравлический, Бугатти сердито изрек свою знаменитую фразу: «Я делаю автомобили для того, чтобы они двигались — а не для того, чтобы они останавливались!»

Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 2Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 3Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 4Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 5Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 6Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 7Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 8Бугатти - создатель "Бугатти" - фото 9

А когда один из покупателей пожаловался ему, что двигатель плохо заводится на морозе, Бугатти назидательно высказал ему, что тот должен иметь деньги не только на покупку дорогой машины, но и на постройку отапливаемого гаража. Заметим, покупатели у него были как минимум из числа богачей и звезд. Но приезжали к Бугатти за покупками и венценосные особы: короли Бельгии, Швеции, Румынии.

Изготовив свой первый «Bugatti Royale», он принципиально не установил в него спидометр, считая, что королям не нужно волноваться о таких пустяках. Впрочем, он никогда не боготворил монархов. Однажды он отказался продать автомобиль королю Болгарии, поскольку тот, по мнению Бугатти, не умел вести себя за столом.

Помимо автомобилей, Бугатти прославился и как создатель первого в мире детского электромобиля «Baby Bugatti». Собственно, он сделал его для своего младшего сына Роланда, однако на игрушку запали дети состоятельных соседей, а затем и отпрыски других европейских богачей. Пришлось поставить ее на поток, и с 1927 по 1930 годы выпустить пять сотен этих автомобильчиков, которые развивали до 17 км/ч. Кроме того, Бугатти создал велосипед собственной конструкции, на котором ежедневно объезжал свою фабрику, а также построил... рыболовный траулер.
Великий конструктор умер в 1947 году, спустя две недели после того, как продемонстрировал на Парижском автошоу свою последнюю модель, «Bugatti-73». К сожалению, в разоренной войной Европе было не до дорогих машин, а смерть Этторе Бугатти внесла в ряды сотрудников растерянность и уныние, и звезда «Bugatti» начала закатываться. На разработку и выпуск новых моделей уже не хватало средств. В 1959 Роланд Бугатти, принявший бразды правления, попытался возродить дело отца, выпустив прототип модели «Bugatti 451 V12» — одну из самых мощных спортивных машин того времени. Однако доработать ее уже не смогли, и в июле 1963 года «Bugatti» была продана фирме «Hispano-Suiza», которая немедленно растоптала своего давнего конкурента, распорядившись прекратить все работы по созданию новых моделей и заняться производством авиационного оборудования.

Возродить «Bugatti» попытался итальянский предприниматель Романо Артиолли, который в 80-х годах купил права на марку и построил в Модене новый завод, на котором начал производство суперкаров «Bugatti EB110» (560 л.с., 320 км/ч.). Однако после выпуска нескольких десятков автомобилей Артиолли разорился, и права на марку были выкуплены концерном «Volkswagen», сделавшем таким образом удачный ход на рынке дорогих малосерийных спорткаров.

В 2000 году был представлен новый концепт-кар «Bugatti EB 16.4 Veyron», чей чудовищный 16-цилиндровый двигатель развивает мощность в 1001 л.с.! Пусть от творений великого Этторе Бугатти в нем было только название (и то купленное), однако традиции марки были соблюдены полностью: титаническая мощь под капотом, удобство и роскошь в салоне, и главное, автомобиль предназначен для тех, кто не знает выражение «слишком дорого».

На испытаниях спорткар разогнался до 407 км/ч. — думается, что он может и больше, но гонять с такими скоростями опасно даже на европейских дорогах, поэтому на него установили ограничение скорости до 350 км/час. Кстати, одной из самых сложных ступеней в его создании были тормоза, которые могли бы быстро остановить этот истребитель на колесах. На сегодняшний день это один из самых мощных и быстрых спорткаров, который уступает, пожалуй, только американскому «SSC Ultimate Aero» (1046 л.с., 440 км/ч.) — в мощности, однако не в комфортности и цене. Если стоимость «Bugatti EB 16.4 Veyron» сейчас составляет 1 192 000 долларов, а скоро поднимется до 1 400 000, то «американца» вы можете купить «всего» за 654 тысячи. Если, конечно, у вас есть деньги!

Выпуск «Bugatti EB 16.4 Veyron« после доработок начался в 2005 году и закончится в 2008-2009, когда исчерпается лимит в 300 экземпляров. Почему? Упадет престиж, который держится не только на технических характеристиках, но и на эксклюзивности. Ведь подобные автомобили, как произведения искусства, нельзя тиражировать бесконечно.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 15.09.2018 11:26
Просмотров: 743