Богач-бедняк звёздный Джордж Лукас

Кто такой Джордж Лукас — самый талантливый кинодеятель планеты, заработавший почти 4,74 миллиарда долларов, или всего лишь ловкий коммерсант, снимающий дивиденды со «Звездных войн» 30 лет подряд?

09611
Отмечающий 75-летие Джордж Уолтон Лукас родился 14 мая 1944 года в городе Модесто — спальном районе всей Калифорнии и самом мерзком месте в США. Борделей, игорных домов и наркопритонов было больше, чем жилых домов. Даже во времена Второй мировой войны тут еще витал дух Дикого Запада с драками, перестрелками и самосудом (повешениями).
Ребенка назвали в честь отца — Джорджа Уолтона Лукаса старшего. По его линии мальчик мог похвастаться британскими, швейцарскими и немецкими корнями. Маму звали Дороти Эллинор, ее предки также были родом из Великобритании и Германии. Таким образом, Лукаса примерно на треть можно считать немцем.
У Лукаса были две старшие сестры — Кэти и Энн, а также младшая — Венди.
Вскоре родители купили ферму и стали выращивать грецкие орехи. Мальчик интересовался комиксами, рос тихим, но это не мешало ему мечтать о карьере гонщика. Отец купил сыну итальянскую Bianchina Trasformabile с двигателем мощностью всего в 15 лошадиных сил. После уроков Джордж «доводил ее до ума» в гараже и гонялся с друзьями по пустынным равнинам Калифорнии*.
12 июня 1962 года, всего за несколько дней до школьного выпускного, Лукас попал в аварию, вылетел из автомобиля и чудом остался жив: у него были сломаны ребра и какое-то время отсутствовал пульс. Это отбило у мальчика охоту к гонкам. Он поступил в колледж, учился на тройки с минусом, вращался в обществе битников, посещал джаз-клубы и увлекся авангардным любительским кино, которое часто показывали в кофейнях и андеграундных забегаловках.
Взвесив все «за» и «против» нового увлечения, Джордж решил поступить в Университет Южной Калифорнии на отделение киноискусства, возле которого, надо сказать, была гоночная трасса — ее несостоявшийся гонщик посещал часто, но уже в роли зрителя. Учителя отмечали творческий подход Лукаса к съемкам (он охотно ползал по грязи, чтобы снимать с неожиданных углов) и абстрактно-поэтический характер его работ.
В 1967 году новоиспеченный бакалавр искусств пытался поступить на службу в ВВС, но ему отказали из-за большого количества штрафов за превышение скорости.
Потеряв надежду стать летчиком, Лукас вернулся в родной университет и начал преподавать документалистику для служащих военно-морского флота. Это дало ему время и финансы, необходимые для съемок давно задуманных короткометражек.Все в том же 1967 университет проводил ежегодный конкурс любительских киноработ. Лукас представил на него свою первую профессиональную ленту — «Электронный лабиринт: THX 1138EB». 15 минут побега из некоего тоталитарного общества, снятые на парковке аэропорта Лос-Анджелеса, получили первое место. Когда Лукаса вызвали на подиум, он сильно нервничал и не мог связать двух слов. Потом его микрофон вовсе выключили.
На сцену вышел представитель Warner и объявил, что названная компания предоставляла один из призов для данного конкурса, а именно — возможность переснять победившую короткометражку в «полный метр». Говорят, Лукас несколько минут стоял с открытым ртом.
Для начала многообещающий режиссер был назначен интерном на студию Warner Bros., чтобы набраться опыта работы в большом кино. Под крылом «Уорнер» уже имелось одно юное дарование по имени Фрэнсис Форд Коппола. Его назначили продюсером будущего THX 1138. Молодые люди быстро подружились. Для съемок THX 1138 они решили создать студию American Zoetrope.Лукас хотел снимать THX 1138 в Японии, но Warner выделила молодой студии слишком мало денег. Монтажный вариант им не понравился и они вырезали из него 5 минут. В прокате фильм провалился, но после успеха «Звездных войн» внезапно стал культовым. Студия American Zoetrope была одним из пионеров цифрового кино и HDTV. В ней работали такие мэтры, как Жан-Люк Годар и Акира Куросава.

0961209613096140961409615

Из фантастической фильмографии следует отметить «Сонную лощину», «Джиперс Криперс» и «Дракулу Брэма Стокера». Сейчас студией владеют сын и дочь Копполы — оба режиссеры.
В 1971 году Лукас взялся сразу за два проекта. Он начал разрабатывать сценарий «Американского граффити» (полуавтобиографичной ленты о жизни подростков в Модесто) и «неназванной космической оперы». Под последней Лукас подразумевал «Флэша Гордона», однако не смог купить права на экранизацию и решил сочинить историю «с нуля».
Он писал «Звездные войны» почти пять лет, прерываясь на ссоры с Копполой из-за фильма «Апокалипсис сегодня» (в итоге Лукас ушел из American Zoetrope). Финансированием занималась студия 20th Century Fox. Ее сделка с Лукасом была на редкость недальновидной. Джордж предложил свои услуги за минимальную оплату, а взамен попросил все права на «Звездные войны». Проект считался малоперспективным, и руководство студии согласилось, в итоге потеряв миллиарды долларов косвенных доходов от игр, сувениров и последующих фильмов.
Доходы от «Американского граффити» позволили Лукасу основать сразу несколько компаний: Lucasfilm, Industrial Light & Magic и Skywalker Sound. Как менеджер он поступил очень мудро, «прокачав» через них деньги «20 Век Фокс», выделенные на съемку «Звездных войн», и вложив в развитие своих фирм огромные доходы от космической саги. Это положило начало гигантской финансовой империи и превращению Лукаса из молодого режиссера-счастливчика в расчетливого бизнесмена.
В 1969 году Лукас женился на однокурснице Марсии Гриффин. Она помогала ему в монтаже «Звездных войн» и получила за это «Оскар». В 1981 году они удочерили двухлетнюю Аманду, а в 1983 развелись. После этого Лукас закрутил роман с певицей Линдой Ронштадт и даже объявил о помолвке, но вскоре и эти отношения закончились. Сейчас Лукас встречается с очень богатой бизнес-леди Меллоди Хобсон. У Лукаса есть еще два усыновленных ребенка: Кэти (родилась в 1988 году) и Джетт (в 1993).
Главное детище Лукаса Lucasfilm, «голова» его империи со штаб-квартирой в Сан-Франциско. В основном студия известна благодаря «Звездным войнам». Интересно, что единственным культовым детищем студии, помимо этой космической оперы, остается «Индиана Джонс». Все остальные проекты были созданы в сотрудничестве с другими компаниями и вряд ли могут считаться феноменальными: «Уиллоу», «Лабиринт», «Мисима», «Говард-утка» и «Земля до начала времен».
В настоящее время Lucasfilm уходит из большого кино в индустрию телесериалов. Причина банальна — постоянно возрастающие расходы на съемки полнометражных лент.
***

096160961709618
Лукаса часто обвиняют в том, что он предал киноискусство, погнавшись за «длинным долларом». Действительно, все последние годы он лишь вытягивал деньги из брэнда «Звездные войны» и не сделал ни одного действительно нового фильма.
Однако все вовсе не так просто. После съемок космической саги Лукас нашел для себя новую профессиональную цель — финансирование инноваций в кино. Около 10 лет его компании создавали новую графику и новый звук, благодаря которым каждый блокбастер теперь под завязку упакован реалистичными спецэффектами. Это повлекло за собой такие колоссальные расходы (усугубленные разделом имущества Лукаса при разводе), что в 1986 году Джордж был вынужден продать одно из графических подразделений Lucasfilm Стиву Джобсу (основателю компании Apple) за 5 миллионов долларов. Последний переименовал покупку в Pixar. Теперь она известна всему миру, и в 2006 году компания Disney заплатила за нее 7,4 миллиарда долларов.
Дела у Лукаса шли довольно плохо. В 1994 году он сел за сценарий новой трилогии «Звездных войн». Теперь он вновь миллиардер, меценат и разработчик высоких кинотехнологий. Нам остается лишь ждать, когда он опять потратит все деньги на благие цели и будет вынужден снять новую трилогию «Звездных войн».

--
Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 14.05.2019 14:15
Просмотров: 150