Авиаконструктор Павел Осипович Сухой

...МОЖНО долго спорить, кем считать Павла Сухого — белорусом, ведь родился в Глубоком, работал в школах Гомеля и Лунинца, либо россиянином — жил большую часть сознательной жизни в Москве, где, собственно, и сделал себе имя. Но ясно одно — он остался в памяти двух народов. Как подтверждение тому — памятники и модели самолетов, которые украшают многие города. А еще и улицы. Совсем недавно в Москве появилась первая табличка: улица авиаконструктора Павла Сухого

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой - фото 1Павел Сухой родился 22 июля 1895 года в городе Глубокое Дисненского уезда в семье учителя народной школы Осипа Сухого и Елизаветы Гисич. Павел Осипович окончил Московское высшее техническое училище. Был в ряду первых советских авиаконструкторов, которые возглавили работы в области реактивной авиации: создал несколько опытных реактивных истребителей. В его конструкторском бюро разработан ряд серийных боевых машин — истребитель Су-7 со скоростью полета вдвое выше скорости звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25. Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолетов.
«Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит. Позже я узнал, что пилотировал этот летательный аппарат известный русский летчик Сергей Уточкин, гастролировавший тогда по разным городам России. Залетел аэроплан и в Гомель». Так описывает свое знакомство с авиационной техникой юный Павел СУХОЙ. Уроженец местечка Глубокое Дисненского уезда, как значится в метрике, наверное, тогда и представить себе не мог, что станет знаменитым авиаконструктором. А его фамилия, зашифрованная в двух буквах — Су, ознаменует целую эпоху самолетостроения.
Павел появился на свет в белорусском селе. Его отец, Осип Андреевич, имел крестьянское происхождение и трудился учителем. Мама, Елизавета Яковлевна, имела белорусские корни. У Павла было пятеро сестер – семья была многодетной.
Так как отец был довольно известным преподавателем, ему предложили заведование одной из школ в Гомеле. Семья переехала и поселилась на съемной квартире неподалеку от школы для детей железнодорожников, где собственно отец преподавал.
Вскоре отцу удалось получить беспроцентный заем от соседа по дому, и был построен дом с садом и приусадебным хозяйством.
Все это помогло детям, в том числе и Павлу, стать разносторонне развитыми, так как в семье была огромная библиотека, поощрялись занятия музыкой и литературой. Мальчик поступил в местную гимназию, и окончил ее с отличными оценками, исключая латынь и немецкий, по которым было «хорошо».
Уже в гимназии проявились способности к математике, физике и технике.
Все это позволило Павлу поступить в университет Москвы на математический факультет. Изначально он мечтал о Высшем техническом училище, где преподавались науки, связанные с воздухоплаванием – теория и техника, но из-за ошибки с документами в приемной комиссии абитуриенту было отказано в поступлении.
Тем не менее, через год Павел успешно сдает экзамены и становится студентом такого желаемого им Технического училища. Именно там он становится участником кружка воздухоплавания, руководимого Н. Жуковским. Под руководством куратора проводились экспериментальные работы по изучению летных качеств моделей самолетов, велась постройка самих моделей, сооружалась аэродинамическая труба.
В это время начались боевые действия в Восточной Европе, и Павел был мобилизован. Он прошел курс обучения в Школе прапорщиков и отправился в места боевых действия в составе артиллерии. После Революции все изменилось, и молодой человек возвратился в Москву. Училище не функционировало, и Павел принял решение возвратиться на родину, к родителям в Гомель.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой - фото 2Авиаконструктор Павел Осипович Сухой - фото 3Авиаконструктор Павел Осипович Сухой - фото 4Павлу предложили должность преподавателя математики в провинциальном городке. Но именно там он познакомился со своей будущей женой, С. Тенчинской, тоже преподавателем. Свадьба состоялась уже в Москве, куда Павел вернулся для окончания учебы.
Он продолжил занятия при кружке, а вечерами был помощником в КБ Н. Фомина, проектировавшего дирижабли. Защитив диплом под руководством А. Туполева, Павел был приглашен в АГОС – один из конструкторских отделов аэродинамического института в качестве инженера.
Успех не заставил себя ждать – самолет с двумя двигателями упрочил репутацию конструктора, создавшего его. А установленный на этом самолете рекорд сделал конструкцию популярность среди неспециалистов. Разработка еще одного многоцелевого самолета позволило Павлу встать во главе коллектива конструкторов, которые работали самостоятельно.
Этот коллектив и запустил производство самолета СУ-2. Во время войны продолжались разработки штурмовиков, необходимых для поддержания обороноспособности. После победы разработка бомбардировщиков продолжилась, это было началом развития сложнейших технических решений.
В последние годы Павел Осипович жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории «Барвиха». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить