Алтайская петербурженка Нина Усатова

Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 1Нина Николаевна Усатова родилась 1 октября 1951 года на станции Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края.
Отец – Усатов Николай Иванович, участник Великой Отечественной войны. Мать – Усатова Пелагея Степановна.
Детские воспоминания Нины Николаевны расцвечены волшебными красками природы Алтайского края.
Местечко, где она родилась, располагалось на берегу красивого озера, по берегам которого на поверхность земли выходят отложения соли и марганца. На закате вода в озере окрашивалась в малиновый цвет. Отсюда и название станции – Малиновое Озеро. Вокруг до горизонта расстилались такие просторы, что казалось, будто вся жизнь сосредоточена на этом степном полустаночке. Далеко в степи паслись отары овец, огромными колониями цвели ирисы и маки.
Отец Нины в то время работал в лесничестве (был егерем и объездчиком), мать воспитывала четырех дочерей. Нина с детства знала, что такое простой крестьянский труд: и дрова рубить, и сено косить, и коров доить умела. Очень любила она придумывать истории обо всем, что видела вокруг, а замечательные истории о животных, которые рассказывали детям дед и отец, запомнились на всю жизнь.
Когда Нине исполнилось семь лет, все большое семейство Усатовых, дед и бабка, мама, отец, четверо детей, покинуло обжитые места. Переезжали на станцию Просвет под Курганом со всем хозяйством. Причина была в бабушке. Долгие годы после войны она ждала двоих сыновей, пропавших без вести в первый же год войны, все переживала, что они вернутся на полустанок, где они раньше жили, а их никто не ждет.
Играя в школьных спектаклях и не пропуская ни одного фильма, которые привозили по выходным на их станцию, Нина уже к 8-му классу совершенно отчетливо поняла, что хочет стать только актрисой.
В 1969 году, окончив среднюю школу № 30 города Кургана, Нина Усатова отправилась в Москву за своей мечтой. Поступление в заветный вуз далось девушке далеко не сразу - пять лет она упорно шла к своей цели, снова и снова подавая документы в Щукинское училище при Вахтанговском театре. За это время она сменила несколько профессий: работала и сновальщицей 6-го разряда на суконной фабрике «Красный Октябрь», и директором Дома культуры, где сама топила печи, и вновь и вновь готовилась к вступительным экзаменам.
В 1975 году, с пятой попытки, Нину Усатову наконец приняли на режиссерский факультет Московского высшего театрального училища имени Б.В. Щукина (руководитель курса М.Р. Тер-Захарова).
Окончив училище в 1979 году, она отправилась на практику в город Котлас Архангельской области для защиты дипломного спектакля, сыграла в местном театре 12 ролей, но вскоре перебралась в Ленинград и стала актрисой Ленинградского государственного молодежного театра.
Театр еще только готовился к открытию. Молодые актеры достраивали его буквально своими руками: забивали гвозди, красили стены и пол, а параллельно репетировали первые спектакли. На репетиции молодой труппы нередко приходили знаменитые мастера театра и кино драматурги А. Володин и А. Герман. Общение с этими людьми, сотрудничество с талантливыми режиссерами театра В. Малыщицким и Е. Падве стало прекрасной школой для актрисы.
В Ленинградском молодежном театре Нина Усатова проработала 10 лет, сыграла немало ролей, запомнившихся зрителям.

Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 2Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 3Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 4Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 5
Первая же сыгранная ею роль — это была Степанова в спектакле «Отпуск по ранению» по одноименной повести Кондратьева — привлекла к ней внимание зрителей и получила высокую оценку критики. Среди полутора десятка ролей, сыгранных Усатовой на сцене Молодежного театра, Таня в «Диалогах» и Дульсинея в «Дульсинеи Тобосской» А.Володина, Демчиха в «Сотникове» В.Быкова и Смирнова в «Дне рождения Смирновой» Л.Петрушевской, Вера Максимовна в «Уходил старик от старухи» С.Злотникова и Пастушка в «Сирано де Бержераке» Э.Ростана. Сложившейся, опытной актрисой Усатова в 1989 году пришла в Большой Драматический театр имени Товстоногова в Санкт-Петербурге.
Сыграв первую роль в спектакле «Женитьба Бальзаминова», поставленном дебютантом Дмитрием Астаховым, она сразу обрела свое место в прихотливом раскладе актерских индивидуальностей БДТ. Героиня Островского (пышнотелая Демьяна Белотелова) явлена была актрисой во всем блеске театральности, озорно и напористо.
Совсем иная роль – в спектакле «Семейный портрет с посторонним» (режиссер А. Максимов) – стала для Нины Усатовой бенефисной на многие годы. Именно эта роль открыла череду деревенских тружениц, сыгранных актрисой в театре и кино.
Сила усатовских героинь не всегда побеждает жестокость мира. В спектакле «Коварство и любовь» (режиссер Т. Чхеидзе) она играет мать, не сумевшую защитить от беды свою дочь. Предощущение катастрофы Усатова несет в себе с первого же появления: матушка Миллер умна сердцем и потому не ошибается.
Даже комедийные персонажи в исполнении Нины Усатовой обладают завидной цельностью натуры. За справедливой правдой-матушкой мчалась куда-то вдаль в «Кадрили» одинокая бабенка Макеевна, не найдя себе пары, став пятой-лишней в любовной круговерти молодящихся соседей. Сумела ли она сыскать правду, кто знает, но уж верно не угомонилась.
Любимы зрителями и с успехом идут во многих городах страны спектакли-антрепризы с участием Нины Усатовой «Любовь – не картошка» (по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонним») и «Мужчина, постойте!» (по пьесе Н. Птушкиной, режиссер В. Крамер).
Кино довольно быстро заприметило яркую, талантливую актрису, но знакомство зрителей с Ниной Усатовой было медленным и начиналось с эпизодических ролей актрисы.

Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 6Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 7Алтайская петербурженка Нина Усатова - фото 8
В кино Нина Усатова дебютировала в 1981 году, первой ее ролью стала портниха в телевизионном фильме «Куда исчез Фоменко».
Одной из первых стала роль в вышедшем в 1982 году фильме "Голос", повествующем о трагической судьбе киноактрисы Юлии Мартыновой, обреченной на смерть от рака и до последнего момента стремящейся озвучить свою последнюю роль, запечатлеть свой голос. Усатова сыграла в этом "кино про кино" отзывчивую соседку по палате главной героини. Далекая от искусства, захворавшая, но, в целом преисполненная жизненных сил, простая женщина как бы подчеркивала своим внутренним здоровьем и внешним видом субтильность и болезненную худобу угасавшей Юли.
1983 год стал в определенном смысле решающим в творческой судьбе Нины Усатовой. Совсем еще молодой тогда, но уже прославившийся мастерством в создании короткометражек Сергей Овчаров пригласил ее сниматься в свой первый полнометражный музыкальный комедийный фильм "Небывальщина", снятый по мотивам русских легенд, песен и сказок, в центре которого были традиционные фольклорные персонажи: крестьянин, кузнец, солдат. Использование народных мотивов в этом фильме являло собой средство выражения сути русского характера: трудолюбия и лукавой мудрости, открытости чувств и неиссякаемого оптимизма. Нина Усатова, с ее ярко выраженной "русскостью" внешнего облика и темперамента, идеально вписалась в картину, сыграв в "Небывальщине" фактически главную женскую роль - жену Незнама, олицетворявшего "собирательный" образ русского мужика, человека широкой души, умельца и весельчака. Эта картина на кинофестивале "Дебют-85" в Свердловске была удостоена главной премии.

«Всерьез» обратив свое внимание на Нину, киношники стали приглашать ее сниматься. Но несколько непривычный для тогдашнего экрана облик актрисы мешал режиссерам доверить ей роль лирико-драматической героини - Усатова с ее статностью, с броским, обаятельным, но совсем не "конфетным" лицом, с простыми манерами и своеобразной речью, как казалось многим, скорее подходит как исполнительница характерных ролей и эпизодов.
Одним словом, главных ролей ей довольно долго не предлагали, в то время как эпизодов было немало – в картине Евгения Мезенцева «Ольга и Константин» в компании Вахтанга Кикабидзе, Светланы Крючковой, Михаила Глузского и Ольги Волковой; в знаменитом фильме Алексея Германа по сценарию Эдуарда Володарского «Мой друг Иван Лапшин», где Нина Усатова мелькнула без единой реплики, но удивительно органично вписалась в волнующую атмосферу фильма, с феноменальной правдивостью воссоздающего непростую жизнь героев, пришедших к нам из далеких 30-х; в ленте Виктора Трегубовича «Вот моя деревня», драме из жизни современной русской деревни, затронувшей действительно острые вопросы: как сохранить уже последних людей на селе, как по-хозяйски распорядиться землей, на которую "наседают" большие стройки.
Среди эпизодических ролей актрисы, сыгранных чуть позже, - Машка в "Обиде" Аркадия Сиренко; почтальонша в "Садовнике" Виктора Бутурлина; властная, сварливая жена главного героя Малаша в "Байке" Георгия Буркова. Также можно отметить роль матери Богдана в фильме "Прощай, шпана замоскворецкая" Александра Панкратова, роль Нели в драматической "Серой мыши" Владимира Шамшурина, роль Любови Андреевны в феерически-смешном "Фонтане" Юрия Мамина, и роль некой Костыриной в картине "Под небом голубым..." Виталия Дудина - показанной без прикрас истории любви юноши и девушки, страдающих от наркомании.
Ролей Нины Усатовой, сыгранных в 80-х, как явствует хотя бы из перечня фильмографии, было немало, и самых разных: по режиссерской "номенклатуре", по времени действия фильмов и по тематике, по жанрово-стилистическим особенностям и по составу исполнителей.
Она снималась «в одной упряжке» с лучшими из лучших актеров – от гениального и прославленного Олега Борисова до гениального же, но мало известного широкой публике Юрия Дубровина. Накапливался профессиональный опыт, шел, нарастая, какой-то загадочный внутренний процесс становления. И вот, звездный час пробил.
Накопленный за это десятилетие профессиональный опыт вдруг вырвался из глубин актерской души в лучшей из ролей Нины Усатовой, сыгранной уже под занавес 80-х – роль глухонемой от рождения поварихи Лиды в фильме "Холодное лето 53-го", поставленном Александром Прошкиным по сценарию Эдгара Дубровского и признанном лучшим фильмом 1988 года. Яркой, душераздирающей и незабываемой сценой стал эпизод, когда Лида, пытаясь спасти людей, оказавшихся пленниками головорезов, выбегает на дебаркадер и начинает по-своему, по-немому, кричать тем, кто на теплоходе, взывая о помощи. Слышать эти крики, столь точно сыгранное «мычание» немого человека, было тяжело, но еще более тяжелой, невыносимой стала сцена немого оплакивания убитой горем матери, когда бандиты, подкараулив дочь Лиды, убивает ее...
Один из лидеров проката (41,8 миллиона зрителей), этот фильм завоевал призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988), "Нику-88", кроме этого, был награжден на зарубежных киносмотрах. О фильме много написано, особенно о незабываемых главных исполнителях - Анатолии Папанове, сыгравшем здесь свою последнюю и, может быть, лучшую в жизни роль (Копалыч), и Валерии Приемыхове (Лузга), признанном по опросу "Советского экрана" лучшим актером 1988 года.
После "Холодного лета..." Нину Усатову узнали и запомнили все. Вырос ее заслуженный "рейтинг" и среди кинематографистов.
И все-таки прошло три года, прежде чем ей снова несказанно повезло: начинающая свой путь в кинематографе Лидия Боброва, в 1983 году окончившая сценарный факультет (мастерская Евгения Габриловича), а затем, в 1991 году, Высшие режиссерские курсы (мастерская Владимира Грамматикова), пригласила Усатову сниматься в своем фильме "Ой вы, гуси..." по собственному сценарию. Наконец-то главная роль! И хотя главные роли у актрисы уже были, но здесь, у Бобровой, ей, пожалуй, впервые предстояло сыграть роль лирико-драматическую, да и характерная внешность - все это могло в каком-то смысле "помешать" актрисе. Ничего подобного. Она прекрасно справилась с ролью Дарьи, доказав, что ей по силам любые роли.
Сюжет фильма в общем-то несложен, но настоящее, глубинное знание деревенской жизни (Боброва сама родом из села), ярко выписанные характеры - все это помогло двум очень талантливым женщинам (мужские роли играли малоизвестные, хотя и типажно точно подобранные исполнители) создать картину значительную и волнующую. Она повествует о жизни. А какая жизнь без любви? Значит, и о любви.
Так вот, в один прекрасный день в большом южном селе, где живет Даша с мужем, появился вернувшийся из заключения их бывший знакомый, а Дашин воздыхатель. Да не один приехал, а с какой-то приблудной, невзрачной, забитой бабенкой... И стала разом сложной размеренная, в общем благополучная семейная жизнь... Усатова - Даша - не Джульетта-девочка, конечно, но милая, ладная, по-своему красивая молодая женщина - теряется в своих чувствах: привязанность к мужу, страх потерять его сдерживают проявление проснувшейся старой, видимо, "незаржавевшей" любви. Актриса проникновенно передает всю гамму психологических состояний и эмоциональных настроений героини, переживающей неожиданно нагрянувшую напасть. Куда девались и размашистые жесты, и торопливые подчас интонации, и золотые "бесята" в глазах - все то, что было в некоторых ее прежних ролях. Даша сдержанна, пожалуй, даже "тиха", и только темный, тревожный взгляд выдает боль ее души.
Картина не могла не взволновать зрителей, ее высоко оценили многие профессионалы. Она получила призы "Созвездия-91" (Тверь), кинофестиваля "Дебют-92" (Москва), "Кинотавра-92" (Сочи), а также награды в Анже (1992) и в Минске (1992).
Между тем - и это несомненно - началась, кажется, уже необратимая история оскудения и деградации постсоветского кино.
Но фильмы продолжали снимать, и актеры, даже очень известные и прежде горячо любимые зрительской массой, продолжали в них сниматься, теряя иногда не только любовь, но и уважение бывших поклонников. Продолжала сниматься и Нина Усатова.
Из фильмов начала 90-х с участием Усатовой можно выделить вышедший в 1992 году "Увидеть Париж и умереть" режиссера Александра Прошкина, с которым актриса уже работала в прославившем ее фильме «Холодное лето 53-го». Картина, сделанная с каким-то не свойственным режиссеру надрывом, повествует о женщине (ее роль исполнила Татьяна Васильева), которая пережила репрессии и теперь мечтает любой ценой отправить сына-пианиста в Париж, поскольку в "империи зла" реализовать его недюжинный талант, по ее убеждению, невозможно, и ради достижения своей цели она готова на любые жертвы и унижения, в том числе и от соседа-антисемита. А наша героиня с блеском исполнила яркую характерную роль доброй соседки Фариды - типичная русская Усатова здесь предстала самой что ни на есть настоящей татаркой.
В этот период Нина Усатова также сыграла в мелодраме Виталия Дудина "Прощальные гастроли", фантастической комедии Юрия Мамина «Окно в Париж», трагикомедии Сергея Ломкого "Роковые яйца", снятой по произведению М. Булгакова.
...И снова - "наконец-то"! Наконец-то сыграла Нина Усатова свою звездную роль - в "Мусульманине" Владимира Хотиненко (1995). Эту роль не назовешь главной (главные здесь мужские партии), да и по метражу она не такая уж большая. Актриса играет здесь роль матери двух братьев - Николая (Евгений Миронов) и Федора (Александр Балуев). Первый вернулся из Афгана, где принял - будучи выкупленным из плена - мусульманство, истово соблюдает веру, что вызывает в деревне недоумение и даже какой-то нехороший шумок. Старший, Федор, похоже, сроду никуда от порога не подавался, живет как все, вроде как православный, но пьет ужасно и в пьяном виде задирается, пристает к брату, заставляет принять "правильную" веру. Довел Николая до того, что тот схватился за топор... Быть бы беде, но люди кликнули мать, и вот она бежит домой. Кое-как одетая, в каких-то опорках... Боже, как она бежит! Спотыкаясь, падая, обливаясь потом, никого не видя и не слыша. Настоящий ужас вызывает сцена, когда мать бросается между озверевшими братьями и все-таки отводит беду, спасает того и другого.
Николая все равно скоро убьют: отомстит однополчанин - за плен, за мусульманство, за то, что не такой, как все, наверное. Горькую судьбу простой русской бабы - не некрасовский, а современный ее вариант - кровью сердца "нарисовала" здесь Нина Усатова. Такая вот актриса, выворачивающая и свою и нашу душу наизнанку.
Фильм получил главный приз "Кинотавра-95" (Сочи), призы международных фестивалей "Монреаль-96" и "Золотой Витязь-96" (Москва), а лично Усатова - приз "Кинотавра-95" - за лучшую женскую роль и приз "Бриллиантовая звезда" - лучшей актрисе фестиваля.
В том же, 1995 году, актриса снялась еще в одной картине – киноальманахе "Прибытие поезда", состоящем из четырех новелл, поставленных А. Хваном, Д. Месхиевым, А. Балабановым и В. Хотиненко и связанных между собой темой столетия кино. Нина Усатова занята во второй новелле "Экзерсис № 5" - незатейливом этюде на тему "снимается кино", в котором используется сюжет "Кормление ребенка". Группа ждет нужной погоды, а вынужденную паузу каждый использует по своему усмотрению: кто-то пьет кофе, кто-то выясняет отношения... Камера, которую забыли выключить, продолжает спокойно снимать все происходящее.
Немногим позже актриса снялась в мелодрамах "Американка" и "Женская собственность", не одобренных критикой. Любопытно мнение самой актрисы по поводу съемок в «Женской собственности»: «Мне предложили роль, которая ... принесет мне только вред, и тут как раз будет разочарование зрителей. Не то, чтоб она отрицательная, я люблю играть всякие такие роли, экстравагантные. Скажем, "Женская собственность" - там же есть характер, узнаваемость этого человека. Я же не стремлюсь только к положительным ролям, актеру хочется сыграть все. Но там была роль такая мерзопакостная, которую даже пропускать через себя не хочется, поэтому я отказалась. Лучше сыграть такую маленькую, крошечную рольку, которая будет интересна мне, зрителям, потому, что она новая во мне, зритель скажет, что не узнал меня, или что-нибудь новое добавит к моим тем образам».
Нину Усатову, ставшую "модной", стали приглашать теперь в большие телесериалы – комедийный "Поживем - увидим" о жизни петербургских приятелей и членов их семей, комедийную драму "Зал ожидания" Дмитрия Астрахана, где актриса сыграла роль преуспевающей бизнесвумен.
В конце 90-х годов Нина Усатова появилась в роли Макеевны в комедии "Кадриль" В. Титова, повествующей о двух супружеских парах, решивших от скуки поменяться на некоторое время женами; в роли Ирины Сергеевны, начальника почтового отделения в триллере "Поклонник" Н. Лебедева; в главной роли трагикомедии с элементами мелодрамы "Три женщины и мужчина" В. Дудина, в которой две уже немолодые дамы влюблены в молодого парикмахера, но у них, увы, появляется юная соперница...
В последнем году десятилетия 90-х Нина Усатова приняла участие в съемках фильма Валерия Огородникова «Барак», в котором оживают события все того же холодного лета 53-го, только здесь действие происходит не на севере, а на Южном Урале, в рабочем городке Сатка, куда приезжает из Ленинграда молодая специалистка, очень быстро ставшая членом дружного коллектива металлургов и активисткой профсоюзного движения и жившая вместе со всеми - в одном из заводских бараков, столь памятных людям старшего поколения. Усатова играет в "Бараке" одну из главных ролей, Полину, жену контуженого, глухонемого и неполноценного по мужской части, но зато очень хорошего человека, татарина Карима. Эта лента завоевала множество призов, а сама Нина Усатова - "Нику-99" за лучшую женскую роль.
Среди последних ролей Нины Усатовой 1990-х годов - фильм "Страстной бульвар", поставленный Владимиром Хотиненко, в котором актриса сыграла жену Дукина, актрису театра кукольного театра.
С наступлением нового века Нина Усатова стала сниматься едва ли не больше прежнего. Среди фильмов с ее участием, снятых в этот период, наиболее известен сериал «Next», первая часть которого вышла в 2001 году, а последующие две части – с интервалом в год, и на протяжении всех частей картины мы видим игру Нины Усатовой, исполнившей роль тети Клавы, простой русской женщины, потерявшей нормальную работу и назло всем жизненным невзгодам сумевшей вырастить и поставить на ноги мальчишку - сына своей умершей сестры.
В вышедшем в 2001 году костюмированном фильме «Дикарка» Усатова сыграла роль Мавры Денисовны, получив от самого процесса съемок колоссальное удовольствие: «...это мои роли, уж точно. В классике всегда играть интересно. Хорошо, что сейчас появилась тенденция возвращения к эпохе». На съемках картины ей сказали: «Нина, ты родилась просто для этих нарядов. Тебе нужно играть роли Островского, Гоголя - той эпохи позапрошлого века".
В 2002-м году актриса приняла участие в съемках военной ленты «Красное небо. Черный снег», исполнив роль начальника госпиталя Лины Михайловны. «Я спрашивала и хирургов того времени, какими инструментами работали во время войны. Что было во время войны при том минимуме инструментов даже в тылу – не хватало ведь очень многого, а раненых везли и везли. И все это было подлинное. Со мной был ассистентом настоящий хирург, врач. Под маской же ничего не видно, и он мне всегда говорил, как и что делать. Хотя мы репетировали до этого, проигрывали. И консультант был военный. В общем, старались делать все по правде».
Режиссер поставил перед актрисой очень трудную, по словам самой Нины Усатовой, задачу - скрывать свои эмоции, потому как эта женщина, являясь начальником госпиталя, должна быть сильной. «И вот это для меня было очень сложно, чтобы не заплакать. А потом, когда смотрела фильм (я дважды посмотрела), на премьере, я подумала, что он прав. Она должна была быть такой».
В том же, 2002-м году, в фильме «Кавказская рулетка» Нина Усатова исполнила главную роль Марии, пожилой матери, отыскавшей снайпершу с целью выменять ее сына на своего, находящегося у бандитов в плену.
Сыграв роль мудрой и заботливой кухарки Варвары в картине «Бедная Настя», Людмилу в «Стервах, или Странностях любви», мадам Грицацуеву в «12 стульях», в 2005 году Нина Усатова сыграла Анну Андреевну, жену Городничего в «Деле о «Мертвых душах»» Павла Лунгина. В одном из интервью актриса сказала: «Мертвые души» - подарок судьбы. Когда мне принесли сценарий «Дела о «Мертвых душах»», мне даже дали на выбор роли. Я сказала: «Не может быть! Такого не бывает». Потому, что там есть роли матери Шиллера, Коробочки и Анны Андреевны. Но я выбрала жену Городничего потому, что Коробочку я могу сыграть чуть позже, а во-вторых, потому, что Сережа Гармаш играет Городничего».
Следующий, 2006-й год, стал для актрисы не менее знаменательным, поскольку ей выпала возможность сыграть предводительницу племени харюков в ленте «Волкодав из рода Серых Псов». Роль на самом деле небольшая, но очень интересная. Режиссер Николай Лебедев, у которого Усатова снималась в «Поклоннике», предложил: «Есть маленькая роль», но когда он рассказал, что это за роль, Нина, не раздумывая, сразу же сказала: «Коля, обязательно снимусь!». Эту роль придумали вместе с автором сценария и романа Марией Семеновой. С Лебедевым на ходу еще придумывали образ, с художником по гриму - грим, с художником по костюму - костюм. Съемки проходили в замечательном месте в Словакии, в горах Татры, где были построены хижины племени. Мало кто берется за такую тему вообще, где не компьютерная графика, а по-настоящему и техника, и разрывы снарядов, и актеры выдают игру, не жалея себя. «...Жаль что у меня там маленькая роль. Но в ней есть судьба, все про нее понятно: что за кадром, что после кадра будет. Вот я люблю такие роли - ёмкие, когда в них характер, судьба, вся жизнь за три минуты».
Среди главных ролей десятилетия нового века наиболее заметными стали роли в картинах «Зеркало фараона», «Последний забой», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», а среди второстепенных – роли в фильмах «Остров» того же Павла Лунгина, «Парк советского периода», «Бумеранг», «Дочки-матери», «Все могут короли».
За 2009 год вышло несколько фильмов с участием актрисы – драма Игоря Масленникова «Банкрот» по произведению Александра Островского «Свои люди – сочтемся», в котором Нина Усатова сыграла Аграфену Кондратьевну, сериал Дмитрия Черкасова «Большая нефть. Цена успеха», где актриса исполнила главную роль Доры Семеновны, классический детектив «Пелагия и белый бульдог» по бестселлеру Бориса Акунина, в котором актриса сыграла Татищеву Марью Афанасьевну, богатую помещицу, любительницу белых бульдогов. По сценарию этого фильма ей приходилось поднимать на руки четырехмесячного песика, весившего 18 кг!
Сыграв роль Капитолины Васильевны Гущиной в драме Станислава Митина «Вдовий пароход», роль командира партизанского отряда в совместной российско-украинской военной саге Виталия Воробьева «Легенда о бомбере», роль Клавдии в комедии Ивана Бычкова «Не надо печалиться», в 2010 году актриса сыграла главную роль матушки Алевтины в картине «Поп» Владимира Хотиненко. Партнером по фильму, исполнителем роли батюшки, стал Сергей Маковецкий, в образе которого отразилась судьба отца Патриарха Алексия. «Этот фильм расскажет много правды, которая была неизвестной. Даже о партизанах, ведь они были против церкви и священников... Режиссёр учитывал малейшее сомнение, очень доверял актёрскому чутью, я могла предложить убрать какое-то слово, и Владимир Иванович соглашался. Мне хотелось сделать характер матушки мягче, но я должна была согласиться с режиссёром, что матушка мудрая, справедливая, но и жёсткая, не елейная, на ней дом, дети, хозяйство – она взваливает на себя все бытовые вопросы, чтобы мужу-священнику можно было высвободить силы для духовной жизни» - рассказала актриса в одном из интервью.

Нина Усатова, по ее собственному признанию, очень домашняя и старается долго в семье не отсутствовать. К тому же она человек, привыкающий к одному месту, к тишине, к уютному уголку, где можно расслабиться – дома у актрисы практически всегда тишина и спокойствие, где она старается быть женщиной слабой: «...а как же иначе, когда окружают только мужчины. И они прекрасно со всем справляются, причем совершенно самостоятельно».
Нина Усатова всю молодость провела в общагах, столько же времени в поездах. Когда удалось обзавестись дачей, окончательно решила: Питер навсегда. Домик под Питером купили после рождения сына Коли. Она серьёзно рисковала, родив ребёнка в 38 лет. Коля – городской ребенок, петербуржец в первом поколении. Он вырос на съемочной площадке. Как шутит Нина Николаевна, у нее за пазухой. По ее фильмам можно проследить, как рос мальчик. Но актером он не стал, хотя на будущую профессию мамина работа все равно повлияла. Один сериал про следователей так понравился, что решил – в юридический и только! Но в итоге пошел в юридический.
Супруг Нины Усатовой Юрий Львович Гурьев родом из Тулы, профессиональный переводчик,
преподает в Педагогическом университете, играл в Народном театре. В 29 лет впервые в качестве актера оказался на съемочной площадке фильма "День ангела". В последние годы Гурьева зовут на роли мягких, честных, совестливых стариков.
Домик под Питером Нина Николаевна вплоть до тканых половиков обустроила как маленький островок родины. "У меня вообще дом полон значимых для души, для сердца вещей, - рассказывает она. Гребень лен чесать – дедовский. Самовар, несколько прялок - все это еще из родного дома. Рубель. Печка".
Актриса раскрыла простой и приятный «рецепт» восстановления души и тела после усталости: «Когда чувствую усталость и тянет из города, значит, надо побыть одной. Убегаю за город и общаюсь с букашками».

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить