19 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101

19 апреля 1970 года на новеньком заводе в Тольятти были выпущены первые шесть экземпляров ВАЗ 2101!

19 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 120 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советом министров СССР принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Помимо которого рассматривались Ярославль, Белгород, Горький, а также украинские Бровары и Желтые Воды и белорусский Минск, даже вариант с Кутаиси. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
Почему вообще правительство СССР вдруг решило построить полностью новый завод, который бы выпускал радикально новую модель автомобиля? В шестидесятых зарплаты трудящихся начали массово оседать под матрасами, и чтобы оживить экономику, власти задумались над выпуском дорогостоящего, но притом массового и качественного товара, способного привлечь граждан.
Этим товаром стал легковой автомобиль ВАЗ-2101, вдобавок выступивший локомотивом для застоявшейся советской промышленности. Это «копейка» заставила освоить выпуск современных антифриза, тормозной жидкости, масел и радиальных покрышек. Даже массовое производство высокооктанового бензина — заслуга «Жигулей»! Точнее, Fiat 124 — не секрет, что именно этот итальянский седан выступил прообразом будущего вазовского первенца.

19 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 219 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 319 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 419 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 519 апреля 1970 года - день рождения "копейки" ВАЗ 2101 - фото 6А могло ли быть иначе? Могло! Известно, что, помимо фиатовских седанов, испытания на Дмитровском полигоне также проходили семь других машин: Ford Taunus 12M (произведенный филиалом в ФРГ), Morris 1100, Peugeot 204, Renault 16 и Skoda 1000 MB. Компанию заграничной технике составили советские «Москвич-408» и... ЗАЗ-966 «Запорожец».Была еще пара экзотических претендентов, - так датский производитель автобусов DAB - к тому времени уже частично поглащенный Leyland - построил и направил в Советский Союз пару прототипов с кузовами седан и универсал в основном на узлах VW-411, но это были штучные модели! Иное дело австрийский Steyr-Puch! Проработка варианта приобретения производства из Граца велась серьезно (и начата была до решения о создании завода в Тольятти) В 1966 году поляк Собеслав Засада получил чемпионский титул в группе G2 на международном чемпионате мира по ралли, выступая на Steyr-Puch 650 TR II.Но это был крупный внедорожник! То есть модель малоподходившая под идеологию затеваемого производства - а приобрести два завода Советский Союз позволить себе был не в состоянии. В итоге инженеры Steyr-Daimler-Puch получили заказ от иранского шаха на внедорожник, и у них получился вожделенный для многих Меrcedes-Benz G-Klasse.
Так что рассмотрим реальных претендентов:
Taunus 12M образца 1962 года — это крайне своеобразный «взгляд из-за бугра» на то, каким должен быть бюджетный автомобиль. Двигатель — «половинка» V-образной «восьмёрки» (1,2 л, 40 л.с. и 1,5 л, 50 л.с.), коробка передач — с приводом на рулевой колонке, подвеска — на поперечной рессоре, салон — с цельным диваном впереди... Тем удивительнее, что создатели решились применить передний привод.
Morris 1100, забегая вперед отмечу, что второе по порядку и значимости гениальное творение Алека Иссигониса — того самого грека, что создал легендарный Mini. Впрочем, седан Morris 1100 образца 1962 года (или проект «ADO16») — это фактически и есть Mini, только ставший сложнее и крупнее, - показало при сравнении наилучшие результаты. Фирменные передний привод и поперечно расположенный мотор были дополнены просторным трёхобъёмным кузовом, гидропневматической подвеской и дисковыми тормозами. Двигатель — 48-сильный объёмом 1,1 литра. Но именно большое количество новаций отпугнуло советское руководство, отдававшее себе отчет об условиях эксплуатации будущего "народного" автомобиля.Если бы советская сторона избрала «Моррис», то англичане смогли бы сразу предложить нам не только седан, но и универсал с фургоном, а также «заряженные» модификации: в гамме имелась 1100-кубовая 55-сильная машина со сдвоенным карбюратором, а в 1966-м появился двигатель объёмом 1,3 литра.
Peugeot 204: стильная ( спасибо ателье Pininfarina) и технически продвинутая штучка из Франции располагала полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами спереди, передним приводом, а главное — массой модификаций! Седан, универсал, купе, кабриолет, фургон... Представляете, если бы такое разнообразие предлагалось советским гражданам? Но "пежошечка" оказалась просто хлипкой..
Renault 16! Новаторский Renault 16 раскручивался по современным канонам пиара. Чтобы публика не воскликнула «Что это за кургузый уродец?», в 1963 году французы наполнили автомобильную прессу «шпионскими сообщениями»: дескать, новой семейной моделью станет не седан, а хэтчбек, притом весьма необычной конструкции. В 1964-м были опубликованы первые снимки автомобиля, а живую машину показали только на Женевском автосалоне 1965-го, когда клиентура окончательно созрела.Новинку нахваливали за прогрессивную конструкцию и передний привод, хорошую динамику и низкий расход (сперва пятидверка оснащалась 54-сильным 1,5-литровым мотором). А уж когда появились мощные версии и 3-ступенчатый автомат... В 1966 году Renault 16 ожидаемо получил титул «Европейский автомобиль года» и мгновенно стал одной из самых продаваемых машин на европейском рынке! Карьера удачной модели длилась аж до 1980 года. К моменту отставки этот переднеприводник успел разойтись двухмиллионным тиражом, чему не помешали, мягко говоря, «забавные» нюансы конструкции: движок располагался позади (!) коробки передач, а колесная база слева была на 70 мм больше, чем справа — из-за задней торсионной подвески. Но условия "рено" были , как тогда казалось, невыгодными для Страны Советов: французы хотели участвовать в производстве и проектировании моделей в дальнейшем! В итоге: теперь они совладельцы АвтоВАЗа!
Skoda 1000 MB. Не просто заднеприводный, а вдобавок заднемоторный седан. Типичный, но притом крайне удачный представитель конструкторской школы пятидесятых, вышел на рынок довольно поздно — в 1965-м. Хотя благодаря концепции «много автомобиля за мало денег» Skoda 1000 MB быстро покорила сердца даже избалованных британских автомобилистов.При этом конструкция 1000 МВ была простой, но отнюдь не примитивной. Например, четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель литрового объёма (40,5 л.с.) имел алюминиевый блок цилиндров и верхнее расположение распредвала. А кузов? Благодаря каркасно-панельной конструкции, помятые внешние навесные панели, закрепленные на болтах, можно было менять самостоятельно. Даже странно, что чехословацкую модель не выбрали вместо «Фиата»!
Но вернёмся на Дмитровский полигон. Лучшими были Morris 1100 и Renault 16! Был и еще пикантный момент: как-то на полигон прибыла сама Галина Брежнева! Заядлая автомобилистка, как и отец, она облюбовала бело-голубую "пежо" - и все решили, что выбор будет иенно таков. Но у "дорогого Леонида Ильича" были свои резоны. По воспоминаниям инженера Бориса Фиттермана, генсек просто отмахнулся от доклада министра автомобильной промышленности Тарасова: «Вы, товарищ, занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой!» По его распоряжению в Завидово был доставлен квартет : два французских авто, фиат 124 и.."москвич 408"! Была глубокая осень, с Брежневым был Подгорный, - Николай Васильевич сразу уселся в "фиат" и воскликнул "Посмотри, Лёня, это же то о чем говорили наши итальянцы!" Но генсеку - понимал в машинах! - внезапно глянулся Renault : перламутровый темновишневого цвета с эффектной двухцветной обивкой салона! Брежнев ходил вокруг него.. Потом уселся за руль и дал быстрый круг с резкого старта.. Потом прошел к "москвичу" - тот хуже слушался руководителя страны, где производился. Леонид Брежнев вернулся к Renault (наверное, министр Тарасов внутренне ликовал) и поглаживал машинку "Ишь ты, куценькая..А хорошая!" Ему в глаза заглянул Подгорный: и тогда Леонид Ильич произнес ту самую историческую фразу «Итальянцы нам ближе, чем французы. Брать будем Fiat».. К слову сказать, из Завидово "фиат 124" уехал в гараж Подгорного, а "рено" - Брежнева. Справедливости замечу, что Renault не остался в накладе: за весь тольяттинский проект Fiat получил 900 млн $ ; буквально через полтора года Советский Союз подписал с Renault контракт на поставку гораздо меньших объемов оборудования для начавшего строиться Ижевского автомобильного завода - сумма превысила 1 млрд $!
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества.
1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», внешне похожих на итальянскую модель «FIAT-124», но со значительными изменениями (в общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R). Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Еще три года многие узлы для "копеечки" везлись из Италии (потом на "черном" рынке "итальянские" жигули стоили дороже).Первые шесть автомобилей были трех цветов : 4 - белых, один желтый и один серый. А последний универсал ВАЗ-2104, ведущий свою родословную от фиатовской модели 124, покинул конвейер 17 сентября 2012 года.
24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль марки «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить