15.10.1910 - первый дальний перелет , - и после...

15 октября 1910 года открыло новую веху российской жизни - был совершен первый дальний перелет на аэроплане!

15.10.1910 - первый дальний перелет , - и после... - фото 1Авиатор Михаил Никифорович Ефимов совершил успешный дальний перелет Ходынское поле - деревня Черемушки! Полет должен был состояться за 4 дня до этого - в день рождение готовившего машину к такому испытанию Харитона Никоноровича Славороссова. Харитон Семененко (настоящая фамилия Славороссова) родился 11 октября 1886 года в село Домашлин Черниговской губернии.По линии отца, Никанора Даниловича, происходил из запорожских крестьян-казаков. Из восьми детей в семье выжило только четверо. Когда ему было 5 лет, семья перебралась в Одессу. Отец устроился дворником и получил казённое жильё. Мать, Акулина Логиновна, не выдержав тягот, впала в депрессию, и вся домашняя работа легла на плечи Харитона, как самого старшего из детей. Он учился на отлично в народной школе, хотя уроки ему приходилось делать под уличным фонарём на каменной тумбе, денег на керосин для домашней лампы не было. У него был абсолютный слух и дискант, «ангельский голос». Его взяли в церковный хор Одесского собора и прочили будущее певца, но он потерял голос во время подростковой ломки.
Окончив народную школу, продолжил обучение в ремесленном училище, затем окончил школу корабельных машинистов-механиков и в 15 лет начал трудовую деятельность машиниста на пароходе.
Харитон увлёкся велоспортом и устроился механиком в велосипедную мастерскую. Из старых деталей собрал велосипед. На велотреке устраивался «гандикап», когда вместе с чемпионами могли выступать новички. Юноша стал принимать участие в гонках и скоро выдвинулся в группу лидеров. На асфальтовом треке первенствовал знаменитый тогда Сергей Уточкин, а на земляном — Славороссов, они стали друзьями. Уточкин познакомил его с гонщиком Михаилом Ефимовым. Карьера профессионального велосипедиста складывалась удачно: Харитон стал чемпионом Одессы, рекордсменом на Северном Кавказе, ездил в велотурне по югу России. Талантливого гонщика пригласили выступать в одесском цирке с номером "гонки по вертикальной стене «Круг смерти»". Артисты цирка брали себе звучные псевдонимы и Харитон стал выступать под псевдонимом Славороссов.знав, что Михаил Ефимов и Сергей Уточкин стали лётчиками, он в 1910 году приехал на авиационные соревнования в Петербург и начал работать у Ефимова механиком. Так он освоил авиационную технику. Лётчик Генрих Сегно предложил ему место механика в открывшейся лётной школе общества «Авиата» (Варшава). Здесь Харитон, отремонтировав разбитый самолёт, тайком самостоятельно выучился на нём летать. Экзамен на звание пилота-авиатора Славороссов сдал блестяще и получил «Бреве» № 40. Газета «Мариенбадер Цайтунг» (4.08.1912) писала:
«Кто видел летание хладнокровного Славороссова, тот может надеяться, что недалеко то время, когда самолёты войдут в нашу повседневную жизнь. Его полёты были отличными. Он легко поднимался в воздух и, как большая птица, парил и кружился над лугом и окрестными лесами. То, что показал Славороссов на совершенном „Блерио", это первоклассный образец авиационного искусства. Авиатор сливается с машиной в одно целое.
Длинные полёты были совершены по направлению к станции, а также над Кладским, до села Литрбахи (Litrbachy) и к долине реки Огрже. Барограф показывал высоту от 2000 до 2530 метров! Посадка была точной. Когда мы видим мастерство Славороссова, чувствуем, что путешествия по воздуху так же безопасны, как катание на автомобиле. Публика встретила его горячими аплодисментами» В январе 1913 Харитон Славороссов прибыл в итальянский посёлок Виццола-Тичино из соседней Швейцарии, где участвовал в авиационных митингах. Он хотел приобрести у миланской фирмы «Капрони» пропеллер, который собирался установить на свой Блерио. Инженер Капрони оценил его способности и пригласил к себе на работу в качестве лётчика-испытателя.
23 января 1913 года Славороссов установил мировой рекорд скорости с пассажиром. Судьи зафиксировали пролёт 200 км за 1 час 56 минут 30 секунд и 250 км за 2 часа 24 минуты 30 секунд.
В этот же день он установил следующие мировые рекорды:
: за 2 часа 206,250 км; за 2 часа в среднем 265,779 км; итальянский рекорд: 5 км за 3 минуты; 10 км за 6 минут; 20 км за 11 минут 55 секунд; 30 км за 17 минут 49 секунд; 100 км за 57 минут 45 секунд; 150 км 1 час 27 минут 35 секунд; рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м.
23 февраля 1913 года «Gazzetta dello Sport» («Спортивная газета») предложила идею сложного перелёта Милан-Генуя-Рим, выдвинутую Луиджи Оригони, вице-президентом Итальянского авиационного общества, и сотрудником газеты, генеральным секретарём Итальянского туристического клуба Артуро Мерканти.
Было решено организовать перелёт на самолете фирмы Са-16. 26 февраля 1913 года Славороссов начал перелёт Виццола — Милан — Генуя — Пиза — Рим. Пилот осуществил перелёт, несмотря на неполадки и неблагоприятные погодные условия. Организация перелёта была безупречной: Министерство Военно-Морского Флота обеспечило курсирование торпедных катеров вдоль побережья от Специи до Чивитавеккья.Особенно сблизился Славороссов с Жюлем Ведрином. Именно Ведрин приобщил к авиации будущего писателя Антуана де Сент-Экзюпери, взяв двенадцатилетнего мальчика в полёт. Харитон бывал в кафе „Спорт", приюте лётчиков, и в легендарном кафе „Ротонда", обители художников и поэтов. Славо познакомился с представителями русской богемы. Среди них были молодой журналист Илья Эренбург, поэт Максимилиан Волошин, „сатириконовец" „ППП" — поэт и шахматист Пётр Петрович Потёмкин и его жена артистка Евгения Хованская, артисты Жак Израилевич и Н. Грановский (театр пародий „Кривое зеркало"). Его приятелем был „звезда экрана" Макс Линдер, а также чернокожий чемпион по боксу Джонсон. Эренбург представил ему молодых художников: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверу, Сержа Фотинского, Марка Шагала, Хаима Сутина и других.
3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Началась Первая мировая война. После объявления войны русские лётчики вступили добровольцами во французскую армию. Славо назначили в 1-ю авиационную группу в Дижоне, позднее перевели в авиационную школу в Аворе (фр. l'école d'Avord), где он 3 сентября 1914 года получил патент военного лётчика № 585[13] и был назначен сержантом. Службу продолжил в Бюке под Парижем. Был инструктором и занимался ответственными разведывательными полётами.

15.10.1910 - первый дальний перелет , - и после... - фото 215.10.1910 - первый дальний перелет , - и после... - фото 315.10.1910 - первый дальний перелет , - и после... - фото 415.10.1910 - первый дальний перелет , - и после... - фото 5
"Быстро приступили к действию во Франции воздушные отряды, причем все военные летчики были назначены в действующую армию, а гражданские заняли места инструкторов в авиационных школах. Объявление войны застало нескольких русских летунов во Франции, где они и вступили в военную службу в качестве преподавателей авиационных знаний, между ними известный летун Славороссов".
Александр Родных. "Война в воздухе в былое время и теперь", 1915
Славороссов решил вернуться в Россию. В феврале 1915 года он демобилизовался по инвалидности в госпитале в Версале. Харитон приехал в Петроград и летом поступил на авиационный завод Лебедева. Там он стал заведовать сдачей самолётов „Морис Фарман". Восстановил авиашколу Всероссийского аэроклуба и нелегально учил летать матросов и солдат. Затем вступил в автомобильно-авиационную дружину, получил звание зауряд-поручика и вскоре был избран начальником дружины. В 1917 произошла Февральская, а за ней Октябрьская революция.
Славороссов поступил на мехмат в Томский технологический институт. Там он тесно общался с Николаем Камовым, будущим известным конструктором вертолётов[14]. Потом Славороссов получил направление на учёбу в Академию Военно-воздушного флота, которую окончил в первом выпуске (диплом № 17). Дипломный проект его назывался „Воздушная линия Одесса — Константинополь".
Авиаинженер Славороссов был направлен на работу в „Добролёт". Три года он работал техническим директором среднеазиатского отделения, где появилась международная линия Ташкент-Кабул. У него проходил практику студент транспортного института Иосиф Берлин, ставший впоследствии заместителем авиаконструктора Роберта Бартини[15].
В 1925 году Славороссов занимался разработкой проекта воздушной линии Москва-Пекин. Перелёт совершила группа лётчиков в составе: Михаила Громова, Михаила Волковойнова, Никиты Найдёнова, Аркадия Екатова, Ивана Полякова и Аполлинария Томашевского, ученика Славороссова. Харитон Никанорович подготовил на месте самый трудный участок Урга-Калган — от Улан-Батора до Пекина. У самолёта Томашевского отказал двигатель, его с трудом отыскали. В пустыне за несколько дней машину отремонтировали с помощью опыта Славороссова.
Газета „Красный Север" № 152 (1840) за 1925 год сообщала:
Подробности отлета экспедиции из Иркутска Иркутск, 2 июля ...При переговорах между начальником экспедиции Шмидтом и начальником участка Славороссовым, который давал сведения из Урги, последним было предложено, идущие на Ургу два самолета снизить в Троицко-Савске.
Посадка в Урге.
Троицко-Савск, 3 июля, Погода на всем протяжении от Верхне-Удинска до Урги, как говорят летчики „убийственная". Из Урги Славороссов также сообщает о скверной погоде.
Прилетевшие в Ургу на самолетах советской конструкции Екатов и Томашевский, имевшие посадку на Улан-Баторском аэродроме, при труднейших условиях, возводятся населением Монгольской столицы в герои.
— Красный Север 1925 № 152 (1840)
Харитон Никанорович работал в „Добролёте" инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, а также преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации. Он дружил со своим однокашником учёным Владимиром Пышновым, лётчиком Анатолием Кожебаткиным, историком литературы Павлом Щёголевым. Под его руководством работал механиком будущий знаменитый лётчик Михаил Водопьянов.Славороссов занимался возрождениемпланёрного спорта. В журнале „Вестник Воздушного флота" предлагал организовать Всероссийские планёрные соревнования, на приз готов был отдать свой заработок за лекции. Готовился к проекту перелёта через Тибет.
В тридцатых годах начались незаконные репрессии. Был арестован начальник Главвоздухофлота Константин Акашев, с которым Славороссов дружил во Франции. В 1930 году арестовали Харитона Никаноровича, объявив его французским шпионом. Его оговорил коллега, из которого ложные показания были выбиты силой. Встретив Славороссова в лагере, этот человек просил у него прощения. Харитон Никанорович простил его, но, не выдержав угрызений совести, тот покончил с собой. Славороссов работал в „шарашке" — конструкторском бюро в Медвежьегорске. В 1941 году семье сообщили о его смерти в ссылке.
22 июля 1963 года Славороссов был посмертно реабилитирован (Постановление Военного трибунала Московского военного округа № Н-456 от 28 июня 1963 года.
Известный авиаконструктор Роберт Бартини ещё гимназистом видел в Фиуме демонстрационные полёты Славороссова и тогда «заболел» авиацией. Этот итальянский барон ,уехавший после прихода Муссолини к власти , просил называть его Робертом Людвиговичем и в анкетах писал "русский". Сергей Павлович Королёв о нем «Никто и никогда не смог оказать на мое формирование и развитие инженерного и конструкторского мышления большего влияния чем приемный ребенок австро-венгерских вельмож ди Бартини! Владея миллионами, он прошел путь от разнорабочего до гениального авиаконструктора, чья мысль и труды заложены едва ли не в половине советских самолетов и космических кораблей! Идею космической станции он рассказал мне в "шарашке" , склеив из кусочков картона воображаемый макет. Это несправедливо и недальновидно, что Роберт Людвигович был не допущен до работы в космических проектах» Похоронен Роберт Бартини в Москве на Введенском кладбище (29 участок). На памятнике надпись: В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить