130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной

Пожалуй, нет крупного театрального города, где не работали бы её ученики и ученицы , потом и дочери И.В.Полонской, да и внуки Сверчковы тоже выбрали актерскую стезю - один в Малом театре, другой в Хабаровске. Многие из них имеют звания лауреатов, профессоров, народных артистов

130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 1Из воспоминаний народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина: «Вера Николаевна никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьёзно болела. Мы не понимали, почему, репетируя "Грозу" (сама репетировала этот спектакль как режиссёр и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда её не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у матери начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлёживалась в гримёрке, а потом снова продолжала репетировать».
Всякий день, уже с утра, начинала мучиться странным ощущением непривычной вялости, разбитости. «Словно ночь не спала. Словно воду на мне возили»,- сердито говорила Вера Николаевна. Сперва лишь появились, а потом уж открыто дали себя знать грозные симптомы неизлечимой страшной болезни, видимо, уже давно таившейся, незримо подтачивавшей здоровье актрисы.
Впрочем, тогда Вера Николаевна ещё сопротивлялась. Преодолевая мучительную, «каменную», как говорила она, усталость, изнеможение, впервые в жизни тянувшие прилечь, закрыть глаза и ни о чём не думать, Пашенная всё же не соглашалась признать себя больной. Она не уступала врачам ни одного дня и работала «как обычно», то есть много и без отдыха. Приходя из театра после спектакля, даже поздней ночью, усаживалась за свои записи: «Всё равно сна нет». Великая актриса никому не позволяла себя жалеть.
130 лет исполняется со дня рождения одной из величайших актрис русской сцены ВЕРЕ НИКОЛАЕВНЕ ПАШЕННОЙ - Народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии первой степени (1943), лауреат Ленинской премии (1961), награждённая двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, а также многими медалями, - Вера Пашенная родилась в Москве 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова.
Около ста ролей сыграла Пашенная за полвека жизни, безраздельно отданной театру. Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Шекспир, Шиллер, Ибсен, Гюго... Высокие творения мировой и русской классики формировали облик артистки в ранней юности.
В 1904-1907 Вера Николаевна училась у Ленского в Московском театральном училище. В молодости Вера вполне серьёзно собиралась стать врачом, даже начала заниматься латынью. Но тяга к искусству взяло верх. Получив разрешение родственников (без него по существовавшим тогда правилам не допускали к экзаменам), скромно одетая, в стареньких туфельках Пашенная, сдерживая дрожь волнения, предстала перед Александром Павловичем Ленским. - Что вы прочтёте? - спросил знаменитый артист, приветливо глядя добрыми синими глазами на оробевшую, девушку.
- Стихотворение Надсона «Мать».
И зазвучал, забился в стенах экзаменационного зала чистый, ясный, трепетный девичий голос...

130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 2130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 3130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 4130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 5130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 6130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 7130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 8130-летие со дня рождения В.Н.Пашенной - фото 9
Вспоминая впоследствии тот день, Вера Николаевна говорила:
«Конечно, я не понимала тогда своего состояния. И только значительно позже разобралась в своих переживаниях. Всё во мне устремилось навстречу непреодолимому желанию слиться с образом, зажить в нём...
Осмысленная радость, понимание этой «жизни в образе», - необходимой для каждого актёра, — пришли много лет спустя, когда я научилась играть на сцене сама, пройдя через ошибки, трудности, разочарования, когда узнала самое великое творческое счастье - приобщать к любимому искусству молодежь...»
С 1907 года Вера Николаевна - актриса Малого театра. Сменив на сцене великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания и стала ведущей актрисой главного драматического театра России.
Среди ролей — Любовь Яровая («Любовь Яровая» Тренёва), Васса («Васса Железнова» Горького), Старая хозяйка («Каменное гнездо» Вуолийоки).
Поистине громадным событием в советском ис¬кусстве оказалась постановка спектакля «Любовь Яровая» в декабре 1926. «Правда» тогда писала, что постановка пьесы «стала вехой в новой, советской истории русского театра».
Женственная, искренняя, во всем верно и живо схваченная - такой была Любовь Яровая Пашенной. «Актриса облекала в плоть и кровь не только героиню, но и всю пьесу...» - так писал драматург «Любови Яровой» Тренёв.
С 1918 Вера Пашенная преподавала на драматических курсах при Малом театре. Пашенной при бытовой достоверности в полной мере были свойственны романтическая приподнятость, огромный темперамент, прекрасное владение русской речью.
Ведущая актриса Вера Николаевна Пашенная со временем стала легендой Малого театра. О ней говорили, что в ней чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. Михаил Царёв писал:
"Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она - художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни. Но и она же была женщиной, которой всегда восхищалось громадное количество мужчин, включая обоих мужей - премьера Витольда Альфонсовича Полонского и рано оставившего ее вдовой Владимира Федоровича Грибунина"
В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких московских театрах, по приглашению Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа. И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису.
Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть в других театрах: в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к "Бесприданнице", в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 заглавную роль в комедии Аристофана "Лисистрата" в постановке Немировича-Данченко), по приглашению Станиславского в сезоне 1922-1923 приняла участие в турне МХАТа по Америке (к этому времени она уже была женой актера МХАТа Грибунина) .
В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого), Ольги ("Три сестры" Чехова), Василисы ("На дне» Горького). В 1924 вместе с Н. А. Смирновой она организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором. С 1933 Пашенная руководила уже несколькими курсами театрального мастерства.
С 1941 Вера Николаевна — профессор Высшего театрального училища им. Щепкина
С 1945 Пашенная руководила кафедрой актёрского мастерства в этом же училище.
Выпускники Высшего театрального училища им. Щепкина вспоминают, что преподаватель Вера Пашенная умудрялась платить стипендию безусловно талантливыактёрам, не попавшим на курс, из своего кармана так, что они узнавали об этом только через много лет. Веру Николаевну удивляло, что актёры 60-х не знают слов «Боже, царя храни!»
Роль Талановой Пашенная играла в самом разгаре войны. Малый театр ставил «Нашествие» в 1943, вкладывая в спектакль всю силу ненависти и презрения советских людей к фашистским захватчикам. Таланова в исполнении Пашенной, мать, отдающая сына Родине безо всяких колебаний, с огромной гордостью, вызывала в зрительном зале большой душевный подъём. Прямая, строгая, высокая, чем-то напоминающая знаменитый портрет Ермоловой работы Серова - такой играла свою Таланову Пашенная. Все в ней было ещё более устремлено вглубь, чем даже в Любови Яровой. И всё откликалось в душе зрителя живым и бурным сочувствием...
Крупная, большая, но не грубая и не грузная, а подвижная, энергичная женщина — вот какой рисует свою бесконечно одинокую Вассу Железнову Пашенная. Много обаяния в этой Вассе: совсем ещё лёгкая поступь, властные движения, уверенный взгляд... Она словно могучий дуб, на корню подточенный червем... Падает этот дуб — рушится жизнь Вассы. Мгновенная смерть разит грозную хозяйку огромного волжского пароходства, когда вся она устремлена на борьбу с людьми, против людей, за «свой» — капиталистический — класс... Образ, рождённый высоким искусством актрисы, позволяет зрителю вплотную соприкоснуться с ушедшей эпохой, вживе ощутить тот давящий груз, который незримо лежит на плечах Вассы и ломает, убивает в ней человека. Смотришь на Вассу Пашенной и догадываешься, сколько горя и несправедливости надо было перенести ей, чтобы самой рождать только горе и несправедливость. Спектакль был снят на плёнку в пятидесятых годах.
Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента играла эмоционально, с высоким драматизмом.
Иногда Пашенная снималась в кино: «Бесприданница» (1912, Лариса), «Гроза» (1912, Катерина), «Тайна дома №5» (1912, куртизанка Эльза), «Поликушка» (1919, Акулина), «Хромой барин» (1920, Катенька Мордвинская), «Горе от ума» (1952, Хлёстова), «Волки и овцы» (1952, Мурзавецкая), «Васса Железнова» (1953, Васса), «Повесть о молодожёнах» (1959, Ольга Николаевна).
Литературные произведения, прочитанные Верой Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием Пашенной: «Русский лес» Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...
....Вера Николаевна согласилась лечь в больницу в начале 1962 года, но от операции отказалась наотрез. А уже через несколько дней стала категорически требовать: «Выпустите меня отсюда».
Она не могла и не умела, не привыкла быть без театра. Да и не хотела оставаться со своей болезнью с глазу на глаз. Она ведь знала, что приговорена, хотя вслух решительно отвергала страшный диагноз, оспаривала его и врачам делала только одну уступку: «Так и быть, утром до репетиции буду облучаться рентгеном. Если уж вы так на этом настаиваете».
Играя своих сильных, мужественных женщин, Пашенная сама никогда не притворялась мужественной. Она просто была ею. Пунктуальная, как всегда, без минуты опоздания, подтянутая, аккуратно причёсанная, она приезжает в свой родной Малый театр. Она приветлива и общительна с друзьями. По вечерам играет «Афродиту» и «Каменное гнездо», утром репетирует «Честность» и ещё продумывает как режиссёр «Грозу», которую хочет непременно успеть поставить.
Премьера «Честности» состоялась в Малом театре в день открытия XXII съезда партии 17 октября 1961 года. Едва лишь занавес открылся, делегаты съезда, увидев Пашенную, встали, как один человек, приветствуя актрису-коммунистку. Овация длилась несколько минут. И в тот же вечер болезнь была не только забыта, но словно даже преодолена! Вера Николаевна вдруг почувствовала себя лучше. Выносливость, выдержка, терпение, а главное, подъём духа - всё здесь сказалось.
Великая актриса Вера Николаевна Пашенная ушла из жизни 28 октября 1962 года. Когда будете проходить по Газетному переулку, задержитесь у мемориальной доски, на доме где жила Вера Николаевна, посмотрите в глаза той, которая знала по-настоящему только одну любовь - любовь миллионов зрителей, которым отдавала всё.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить