Loading...

Водный путь на Восток

В конце 1930-х, в связи с фактическим началом Второй мировой войны, правительством СССР было принято решение (1938 г.) об организации сквозного водного пути высокой пропускной способности - от канала им. Москвы и связанной с ним и с Волго-Балтом Вышне-Волоцкой водно-транспортной системы (бездействует с конца 1950-х: Калининская и Новгородская области) - до Астрахани. То есть, к Каспийскому морю - сперва по Волго-Балту, затем по Волге. А в период советско-финляндской войны (ноябрь 1939 - март 1940 гг.), в виду возможного вступления Великобритании, Франции и Турции в войну на стороне Финляндии, работы по этому проекту были ускорены. Тогда же ввели в действие Рыбинское водохранилище, что позволило существенно расширить центральный судоходный фарватер упомянутого маршрута.

560
Строительство Рыбинского гидроузла началось ещё в 1935 году у деревни Переборы - выше точки впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. местное русло Волги перекрыли, а 13 апреля 1941-го началось наполнение чаши водохранилища. Но для завершения работ пришлось переселить, по имеющимся данным, не меньше 130 тыс. жителей 663 селений и оказавшегося в прибрежной акватории города Мологи. Вдобавок, были затоплены до 75% территории Весьегонска, полностью - сама Молога, также Югская Дорофеева пустынь, монастыри Мологский Афанасьевский, Леушинский Иоанно-Предтеченский. И ещё 3650 кв. км лесных угодий.

562
Кстати, работы по затоплению (и, соответственно, по увеличению глубины) водохранилища продолжались до 1947 года включительно. Это сопровождалось изъятием из хозяйственного оборота до 80 тыс. га пойменных заливных лугов, около 74 тыс. га пашни, более 30 тыс. га пастбищ,до 255 тыс. га лесов. Иными словами, цена вопроса была неимоверно ущербной...
Главный судовой фарватер в акватории водохранилища проходит, преимущественно, вдали от его берегов. Навигация длится около 200 суток. Основные порты: Череповец — при впадении в водохранилище реки Шексны и Весьегонск — при впадении реки Мологи. Через Шексну водохранилище связано с Волго-Балтийской водно-транспортной системой.
Общая площадь водохранилища - 4580 кв. км, длина береговой линии - 1730 км, максимальная глубина (в основном в центральной акватории) - 30 м.

561
Проблемность судоходства на стыке Волго-Балта и Волги отмечала "Комсомольская Правда" еще 21 апреля 1937 года. Те же проблемы предопределили создание Рыбинского водохранилища: "РЫБИНСК, 22. (По телеграфу от наш. корр.). Миновав Кинешму, Кострому, Ярославль, суда московско-волжской флотилии сегодня, в 11 часов утра, прибыли в Рыбинск. За двое суток пройдено 500 километров.
Покуда теплоходы совершают свой первый рейс, в их салонах и каютах идет непрерывная работа. На борту теплоходов находятся 400 рабочих "Красного Сормова". Это - лучшие кадры завода, стахановцы-ударники. Среди них есть столяры, монтеры, арматурщики, живописцы, мастера, инженеры, техники. Все эти люди заняты сейчас отделкой внутренних помещений, спешат закончить то, чего не успели сделать на судостроительной верфи...
В Рыбинске флотилия простоит пять часов. Дальнейший путь лежит по Волге и Иваньковскому водохранилищу в Калинин. Начинается самая ответственная часть рейса. Выше Рыбинска Волга мелководна. Придется идти только днем, кое-где - с помощью буксиров (выделено А.Ч.). На борт теплоходов сядут специальные лоцманы".

 

экономическая география региона, 1954 г.:

563

Алексей Чичкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить