Устойчивое развитие городов России

30 января 2018 года в НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, ул. Мясницкая, д. 11) прошла II ежегодная конференция «Адаптация целей устойчивого развития к условиям и приоритетам развития городов России».

01 фото КонфВШЭ Города 300118

Программа конференции включала в себя три последовательные секции:
- Современные проблемы развития российских городов;
- Механизмы и система показателей оценки реализации целей устойчивого развития в России;
- Распространение целей устойчивого развития на стратегии и программы образования в России.
Модератором первой секции выступила директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Николаевна Ильина
С приветствиями к участникам конференции обратились:
- Клименко Андрей Витальевич, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ;
- Бычков Александр Петрович, председатель Совета директоров Агентства «Эс Джи Эм»;
- Бачурина Светлана Самуиловна, ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству;
- Зотова Зоя Михайловна, председатель Комиссии по экологической политике Московской городской Думы;
- Семутникова Евгения Геннадьевна, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
- Боков Андрей Владимирович, Академик Российской академии архитекторы и строительных наук.
Как отметил в своем приветствии А.В. Клименко, то, что конференция уже вторая, говорит о том, что интерес к теме сформировался. Он выразил надежду, что будет и третья, четвертая, пятая конференции.
«Тематика развития городов – составная часть широкого спектра вопросов государственного муниципального управления, и от того, насколько успешно мы будем управлять развитием городов, от того, насколько мы внимательно будем придерживаться целей устойчивого развития, во многом будет зависеть наше экономическое развитие», - подчеркнул А.В. Клименко.
О том, что приняты федеральные законы о градостроительных регламентах и стратегическом планировании сообщила С.С. Бачурина. Кроме этого, в 2015 году сформулировано законодательство о создании благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а в конце 2016 года принята доктрина о принципах проектного управления, в соответствии с которой любая деятельность должна определяться целями, цели должны быть грамотно продуманы и сформулированы.
«Если мы до конца не определим: где трудоустройство, где медицина и образование, их качество, культура и ее качество, мы одними количественными показателями здесь не обойдемся. Поэтому необходим комплексный подход. И каждое слово в названии сегодняшнего мероприятия говорит о том, что важно понимать приоритеты, важно понимать условия, чтобы действительно достигать поставленные цели, чтобы перед нашими гражданами как сельских, так и городских поселений мы могли бы сказать, что создана действительно комфортная среда для жизни и деятельности», - сказала С.С. Бачурина.
О московских проблемах и достижениях сообщила З.М. Зотова: «Москва – крупнейший мегаполис. И как крупнейший мегаполис сталкивается со всеми проблемами крупных городов: рост населения, количества машин, количества отходов и так далее. Это предъявляет особые требования к развитию городов – миллионников.
Сегодня разрабатываются стратегия социально-экономического развития России до 2035 года и стратегия пространственного развития. Когда Президент обращался к Федеральному собранию, в качестве ключевой задачи он видел сбережение народа. Оно может быть реализовано через экономический рост, решение вопросов социальной сферы и экологизации всех сфер жизни общества.
С приходом в Москву мэра – Сергея Семёновича Собянина, Москва развивается по программно-целевому принципу. В Москве четырнадцать городских программ, и финансирование идет по этим программам. Особое внимание уделяется социальной ориентированности этих программ. В бюджете этого года на социальную поддержку выделено 440 млрд руб., на здравоохранение – 433 млрд руб. Но важна эффективность этих вложений. Те исследования, которые проводятся, рекомендации, которые вырабатываются, помогают нам сформировать приоритетные направления нашей деятельности.
Очень важно найти баланс между развитием города и сбережением ее природной среды. Очень важно развитие транспорта с учетом проблем экологии. Огромен масштаб преобразований, который сегодня происходит в Москве: закупка транспортных средств нового экологического класса, развитие железнодорожного транспорта – МЦК, метрополитена. Это важнейшее направление. По энергосбережению на 30% снизили воздействие на окружающую среду наши энергетические компании.
В Москве нет отдельной экологической программы, но она инкорпорирована во все четырнадцать городских программ, в каждой программе есть экологическая составляющая. Общее финансирование этих составляющих – около 130 млрд руб.
Очень важно для такого мегаполиса – обеспечение питьевой водой, контроль ее качества. Мы можем говорить, что вода в Москве качественная, ее можно употреблять из-под крана. Она проходит каждый день более 6 тыс анализов.
А очистка сточных вод? Наши Люберецкие и Курьяновские сооружения прошли мощную реконструкцию. Проведена колоссальная работа, которая сегодня позволяет качественно очищать сточные воды на уровне мировых стандартов.
Еще одна важная проблема – система обращения с отходами. Сегодня принята территориальная схема, определены региональные операторы и тарифная политика.
Об озеленении. В Москве 120 особо охраняемых территорий, около 400 парков и скверов. По уровню озеленения мы находимся на мировом уровне, а где-то и превосходим его.
Конечно же, не все у нас получается идеально, проблемы всегда есть, но я думаю, что в выступлениях на конференции проблемы получат конкретизацию и рекомендации будут включены в текст итогового документа».

02 фото КонфВШЭ Города 30011803 фото КонфВШЭ Города 30011804 фото КонфВШЭ Города 30011805 фото КонфВШЭ Города 300118
Как подчеркнула в своем выступлении Е.Г. Семутникова, понимание, что такое «устойчивое развитие» должно быть сформировано на каждом уровне: конкретного строительного проекта и предприятий, планирования территории, государственных программ: «Цель нашего Департамента – формирование конкретных понятных требований, чтобы даже люди, которые не знают, что такое «устойчивое развитие» смогли бы это развитие обеспечить».
Она отметила, что московское экологическое законодательство прогрессивнее законодательств многих регионов. Это позволило Москве улучшить состояние воздуха, снизить потери ресурсов.
«Департамент сохранил за собой право проведение научно-исследовательских работ. Проводятся работы, связанные с анализом жизненного цикла продукции, работы связанные с установлением энергетического баланса. Проведена работа, связанная с адаптацией к изменению климата для каждой сферы городского хозяйства.
Одним из неожиданных результатов – это то, что вложения в «зеленую» инфраструктуру способны принести эффект больший, чем стоимость вложений», - сообщила Е.Г. Семутникова.
По мнению А.В. Бокова, то, что государство возвратилось в территориальное планирование – положительное явление, но при составлении документов к мнению специалистов недостаточно прислушиваются, что может привести к ошибкам.
«Мы все время говорим о городах, будто проблема всего нашего национального пространства сосредоточена в городах. Вовсе не так. Это территориальная проблема. Проблема городов решается за их пределами. Заниматься сегодня Москвой, не думая, что происходит за ее пределами, за теми процессами, что происходят в области, наверно, сложно. Нужно научиться думать системно и научить системно думать тех людей, которые формируют сегодня повестку дня», - сказал В.В. Боков.

06 фото КонфВШЭ Города 30011807 фото КонфВШЭ Города 30011808 фото КонфВШЭ Города 30011809 фото КонфВШЭ Города 30011810 фото КонфВШЭ Города 300118

После завершения приветствий генеральный директор Рейтингового агентства SGM Елена Ивановна Долгих представила результаты рейтинга устойчивого развития городов России (2012-2016).
Рейтинг устойчивого развития за 2016 год был рассчитан по усовершенствованной методике, набор показателей был увеличен с 31 до 42 за счет региональных, а не только муниципальных данных. Расширение списка показателей позволило более объективно учесть влияние особенностей регионального развития в части инноваций, качества человеческого капитала, информационных коммуникаций на развитие городов. В целом это повлияло на улучшение позиций средних по величине городов, расположенных в относительно стабильно развивающихся регионах.
Анализ динамики результатов рейтинга за несколько лет показал, что чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического развития, тем более стабильно он развивается в различные периоды экономической конъюнктуры. Сбалансированность развития городов во многом зависит от их бюджетной самодостаточности. Города, опирающиеся на собственные источники доходов, могут не только эффективно решать оперативные проблемы, но и ставить стратегические задачи и лучше справляться с кризисными явлениями.
Результаты рейтинга демонстрируют, что на современном этапе развития российских городов демографический фактор становится одним из решающих при определении потенциала их дальнейшего развития. Наиболее успешными и динамично растущими становятся города, создающие условия для привлечения мигрантов из других регионов, а также из стран ближнего зарубежья. Постоянный отток населения, в свою очередь, лишает города ресурсов и возможностей для дальнейшего роста.
Сбалансированность развития города не обязательно определяется высоким уровнем развития одновременно всех сфер его жизни: экономики, городской и социальной инфраструктуры, а также экологии.
Устойчивость позиций в Рейтинге демонстрируют и города со средними значениями этих показателей. Важным элементом устойчивости развития городов является открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления. В процессе сбора данных для составления рейтинга были рассмотрены отчетные материалы об итогах социально-экономического развития, выложенные в открытом доступе на сайтах городских администраций. Их анализ показал, что в настоящее время власти большинства крупных российских городов демонстрируют низкий уровень прозрачности и открытости статистических данных.
Применение в России международных методик оценки развития городов существенно ограничено, так как система показателей муниципальной статистики, собираемых в настоящее время Росстатом, пока не в полной мере соответствует международным стандартам и современным технологическим трендам развития городов.
Оценка прогресса в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года в значительной мере зависит от качественных, доступных, своевременных и надежных данных. В этом году в России стартовал процесс формирования национальной системы статистических индикаторов для мониторинга реализации ЦУР. Это должно придать дополнительный импульс развитию российской системы государственной статистики и позволит повысить объективность и качество данных для составления различных рейтингов, индексов и других инструментов внешней оценки развития российских городов.
Двадцать городов – лидеров рейтинга за 2016 год типологически можно разделить на четыре группы, для каждой из которых характерны свои особенности развития:
- столицы и города-миллионеры;
- динамично развивающиеся региональные центры;
- центры нефтегазовой промышленности;
- города Московской области.
Среди российских городов-миллионеров в двадцатку лидеров рейтинга УР попадают столицы (Москва, Санкт-Петербург), крупнейшие города Юга России (Ростов-на-Дону), Поволжья (Казань) и Урала (Екатеринбург).
Группа российских городов-миллионеров внутренне достаточно неоднородна. Так, в Москве численность населения вдвое выше, чем в Санкт-Петербурге, в свою очередь, население двух столиц в сумме превышает население остальных 13 российских городов-миллионеров, вместе взятых. Схожая картина характерна и при сопоставлении финансовых возможностей городов – совокупный бюджет 13 российских городов-миллионеров на 20% меньше бюджета Санкт-Петербурга и в 4,5 раза меньше бюджета Москвы.
Следует отметить, что ключевые показатели экономического развития 13 российских городов-миллионеров, кроме столиц, в целом в несколько раз ниже, чем в европейских городах, сопоставимых по численности населения. Благодаря особому административному статусу оба города существенно опережают остальные российские города-миллионеры по бюджетным возможностям. Вместе с тем, как показывают результаты рейтинга УР, при комплексном рассмотрении всех основных факторов развития города, лидерство Москвы и Санкт-Петербурга становится не настолько очевидным.
Города-миллионеры заметно отличаются друг от друга по уровню развития. Так, два города – Екатеринбург и Казань - стабильно занимают высокие места в рейтинге УР и могут конкурировать с двумя столицами по целому ряду ключевых социально-экономических индикаторов. Остальные города-миллионеры заметно уступают им как по ключевым параметрам качества жизни, так и по динамике своего развития.
Численность населения 11 из 15 городов-миллионеров в период с 2012 по 2016 год стабильно росла. Основным источником прироста населения для всех городов-миллионеров является миграция, хотя для большинства из них характерен и естественный прирост населения. Средний прирост численности населения за этот период составляет от 2 до 5%, выше всего этот показатель в Красноярске – 6,5% (66,5 тыс чел. в абсолютном выражении). В Нижнем Новгороде численность населения на протяжении последних лет практически не меняется, а в Волгограде и Самаре сокращается.
По результатам рейтинга УР все города-миллионеры за исключением Воронежа и Челябинска входят в число 50 городов, лидирующих по показателям экономического развития. Самый высокий уровень экономического развития демонстрируют Казань, Санкт-Петербург, Москва и Ростов-на-Дону. Две столицы наряду с Омском и Екатеринбургом демонстрируют одни из самых высоких уровней подушевого промышленного производства среди всех городов рейтинга.
По объему инвестиций на душу населения в лидерах города-миллионеры Приволжья – Казань, Уфа и Нижний Новгород. Заметную долю от общего объема инвестиций в этих городах формирует деятельность в сфере строительства. В Казани и Нижнем Новгороде инвестиционная активность стимулируется, в том числе, процессом подготовки к проведению чемпионата мира по футболу–2018. Для большинства городов-миллионеров характерен высокий уровень диверсификации экономики. Исключение составляют Челябинск и Омск, для которых характерна относительно высокая доля занятых в промышленности.
В ТОП-50 городов рейтинга по развитию городской инфраструктуры входят 11 городов-миллионеров. Абсолютные лидеры по этому направлению – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Эти города являются лидерами и по результатам исследования «Индекс качества городской среды», проведенного КБ Стрелка совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ. По вводу жилья на душу населения среди городов-миллионеров лидируют Воронеж и Ростов-на-Дону, где значение этого показателя в три раза выше, чем в Москве. Наиболее отстающим по качеству городской инфраструктуры по результатам рейтинга УР является Волгоград.
Очевидно, что важным преимуществом городов-миллионеров перед остальными региональными центрами России является более высокое качество образования, как среднего, так и высшего. Ведущие университеты всех городов-миллионеров за исключением Уфы и Омска входят в основные международные рейтинги ВУЗов. Ключевым российским университетским и академическим центром за пределами Москвы является Новосибирск, Новосибирский государственный университет опережает все остальные российские региональные вузы в международных академических рейтингах, а сам город в 2017 году впервые вошел в ТОП-100 лучших университетских центров мира по результатам исследования компании QS25.
По качеству школьного образования наряду с Москвой и Санкт-Петербургом особенно выделяется Казань, о чем свидетельствует значительное число победителей всероссийской олимпиады школьников и большое число школ в рейтинге лучших школ России.
Москва и Санкт-Петербург лидируют среди городов-миллионеров по развитию социальной инфраструктуры, в первую очередь по таким показателям, как доступность детских садов, уровень безопасности. Общая проблема, характерная практически для всех городов-миллионеров, – достаточно невысокий уровень доступности здравоохранения. По душевым показателям количества коек в стационарах, мощности поликлиник и особенно по количеству врачей и среднего медицинского персонала города-миллионеры уступают многим другим городам рейтинга.
В рамках рейтинга УР невозможно оценить такой важный аспект социального развития, как качество медицинского обслуживания.
Закономерно, что для всех городов-миллионеров характерны экологические проблемы. Только 6 городов-миллионеров вошли в ТОП-100 лучших городов рейтинга по экологической ситуации. В целом из-за высокой концентрации производства и населения экологическая обстановка в городах-миллионерах значительно хуже, чем в других городах. Основную роль в загрязнении воздуха во всех российских городах-миллионерах играет автомобильный транспорт. Наиболее остро проблема загрязнения от автотранспорта стоит в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Волгограде.
Такие города-миллионеры, как Красноярск, Челябинск и Омск, характеризуются также одними из самых высоких уровней загрязнения воздуха от стационарных источников. Это определяется наличием таких крупных предприятий-загрязнителей, как Красноярский алюминиевый завод, Омский нефтеперерабатывающий завод, Челябинский металлургический комбинат и Челябинский электрометаллургический комбинат.
В рейтинге УР освещены далеко не все аспекты экологического развития городов, в связи с тем, что в открытых источниках Росстата публикуется крайне мало данных об экологической ситуации в них. Но отчасти этот пробел в данных можно восполнить результатами рейтинга экологического развития городов, составляемого Министерством природных ресурсов и экологии РФ на основе анкетирования администраций самих городов. Казань и Воронеж входят в число лидеров этого рейтинга. Казань отмечена как лидер в области управления охраной окружающей среды, Красноярск – в области обращения с отходами, а Москва, Воронеж и Челябинск – в области энергопотребления. Но в целом города-миллионеры занимают относительно невысокие позиции в этом рейтинге, половина из них отнесена к категориям «аутсайдеров» и «отстающих», а самые низкие места занимают такие города, как Ростов-на-Дону и Волгоград.
Еще один важный аспект развития городов-миллионеров, не рассматриваемый в рамках рейтинга УР, – это внедрение «умных» сервисов и технологий в основных сферах жизни города. Отсутствие нормативно-правовой, нормативно-технической базы и системы показателей качества городских услуг препятствует объективным оценкам развития этих сервисов в российских городах. Анализ результатов исследований по этой тематике, проводившихся Институтом исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково» и Национальным исследовательским институтом технологий и связи, позволяет сделать выводы о зависимости развития этих сервисов от социально-экономического развития городов в целом. Так, лидерами по развитию большинства «умных» сервисов и по соотношению спроса и предложения на цифровые услуги в городах являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань, а в числе отстающих – Омск, Челябинск, Самара, Воронеж и Волгоград, что в целом соответствует и ранжированию этих городов по позициям в рейтинге УР.
Москва и Санкт-Петербург имеют статус субъекта Федерации, поэтому оцениваются как в рейтингах городов, так и в рейтингах регионов. Среди российских регионов они лидируют в большинстве рейтингов социально-экономической тематики. В ведущих международных рейтингах из всех российских городов, как правило, оцениваются только Москва и Санкт-Петербург, так как по этим городам имеются заметно более подробные статистические данные, чем по остальным городам-миллионерам, что связано в первую очередь с их статусом субъектов Федерации.
Вторая группа городов-лидеров – это динамично развивающиеся региональные центры (Тюмень, Краснодар, Калининград, Ставрополь). Тюмень и Краснодар характеризуются высокой инвестиционной привлекательностью, а также являются центрами притяжения мигрантов из других регионов и стран СНГ. Оба города привлекают мигрантов стабильной экономической ситуацией, развитым рынком труда, благоприятными условиями для приобретения жилья и относительно высоким качеством городской среды.
Важным преимуществом Тюмени и Краснодара является тот факт, что они являются административными центрами экономически успешных регионов. Краснодар удачно использует статус столицы региона, активно привлекавшего в последние годы как внутренние, так и иностранные инвестиции в связи с проведением масштабных деловых и спортивных мероприятий (Олимпиада в Сочи-2014, чемпионат мира по футболу–2018 и др.). Кроме того, Краснодарский край благодаря благоприятным природно-климатическим условиям является ключевым российским регионом по производству сельскохозяйственной продукции и главным центром внутреннего туризма.
В состав Тюменской области входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – ключевые российские регионы-доноры, где сосредоточена большая часть нефте- и газодобычи России.
Массовый приток мигрантов в обоих городах в последнее десятилетие стимулирует активное жилищное строительство. Оба города входят в десятку лидеров как по абсолютным объемам ввода жилья (Краснодар уступает по этому показателю только Москве и Санкт-Петербургу), так и по вводу жилья на душу населения (выше этот показатель только в ряде подмосковных городов).
Калининград и Ставрополь вошли в число лидеров рейтинга в первую очередь благодаря хорошей динамике показателей экономического развития, активному жилищному строительству, высокому уровню доступности социальной инфраструктуры в сочетании с относительно благоприятной экологической обстановкой. В обоих городах расположены крупные федеральные университеты, что способствует закреплению молодежи, а в Ставрополе и привлечению абитуриентов из соседних регионов Северного Кавказа. Высокие позиции Ставрополя определяются относительной сбалансированностью экономического, социального и экологического развития города. В городе на протяжении последних лет отмечается как естественный, так и миграционный прирост населения. В 2016 году Ставрополь стал одним из победителей всероссийского конкурса на самое благоустроенное городское поселение.
Калининград, занявший в рейтинге УР за 2016 год третье место и впервые вошедший в пятерку лидеров рейтинга, характеризуется диверсифицированной экономикой. Относительно небольшой по численности населения город сочетает функции крупного индустриального центра и морского порта, туристического и образовательного центра. Дополнительный импульс развитию города в последние два-три года придает подготовка к проведению чемпионата мира по футболу–2018.
Московская область представлена в рейтинге УР самым большим количеством городов (21). Города региона в целом демонстрируют, прежде всего, высокие темпы прироста населения. Следует выделить ряд городов Московской области (Химки, Красногорск, Раменское, Мытищи.), которые на протяжении нескольких лет занимают высокие позиции в рейтинге УР и по итогам 2016 года входят во вторую десятку городов-лидеров. Прежде всего в число лидеров рейтинга попадают города, непосредственно граничащие со спальными районами Москвы (Химки, Красногорск, Мытищи, Реутов) или расположенные в ближнем поясе Московской агломерации, в частности Домодедово и Раменское, расположенные вблизи двух столичных аэропортов.
Развитый рынок жилой недвижимости и расположение крупных торговых комплексов, услугами которых пользуются жители Москвы, определяют высокую инвестиционную активность в городах ближнего Подмосковья. Эти города привлекательны для проживания не только из-за относительно низкой стоимости жилья, но и благодаря достаточно высокому качеству жилищной и коммунальной инфраструктуры, а также относительно благополучной экологической ситуации.

11 фото КонфВШЭ Города 30011812 фото КонфВШЭ Города 300118
Близкое расположение к Москве определяет высокую миграционную привлекательность городов в первую очередь для переселенцев из других регионов, работающих в Москве. Так, в городах ближнего пояса Подмосковья (Балашиха, Химки, Мытищи, Люберцы, Одинцово, Реутов, Долгопрудный) благодаря массовому притоку экономически активного населения на протяжении многих лет возрастная структура населения отличается более высокой долей лиц трудоспособного возраста и высоким уровнем естественного прироста населения. Для наиболее удаленных от столицы подмосковных городов (Орехово-Зуево, Серпухов, Коломна, Сергиев Посад) характерна естественная убыль населения и более высокая доля жителей старше трудоспособного возраста.
Стабильность экономического развития ряда подмосковных городов зависит от масштаба и успешности деятельности крупных предприятий, логистических и торгово-развлекательных комплексов. Так, абсолютными лидерами по уровню экономического развития в Подмосковье являются Домодедово, Мытищи и Раменское. На территории города Домодедово, помимо одноименного аэропорта (второго в России по объему пассажирооборота после Шереметьево), функционирует пять индустриальных парков (в сумме более 200 резидентов). Мытищи лидируют среди крупных подмосковных городов по уровню промышленного производства благодаря наличию таких крупных предприятий, как Метровагонмаш, Мытищинский машиностроительный завод и Московская пивоваренная компания. В Раменском расположен ряд крупных предприятий пищевой промышленности («Эрманн», «Хохланд» и др.) и промышленности строительных материалов, большая часть из которых построена в последние 5-10 лет. Лидерство еще ряда подмосковных городов-лидеров (Химки, Мытищи, Реутов) по уровню экономического развития обусловлено наличием крупных торгово-развлекательных центров («МЕГА-Химки», «РИО-Реутов», XL и т.д.), ориентированных в первую очередь на жителей Москвы.
Отдельно следует выделить динамичное развитие Ногинска, который стал одним из лидеров роста по результатам рейтинга УР за период с 2013 по 2016 год. Среди городов Московской области, расположенных за пределами ближнего пояса Московской агломерации, в последние пять лет он демонстрирует самые высокие темпы экономического развития. Дополнительный импульс развитию этого города придало формирование нескольких новых индустриальных парков на территории Ногинского района («Дега Кластер Ногинск», Victoria Industrial Park, «Атлант Парк», технопарк «Успенск»).
Для других городов ближнего Подмосковья, которые не являются крупными индустриальными центрами, основным источником инвестиционной активности в последние годы служит массовое жилищное строительство. Заметим, что строительство новых социальных объектов в ближнем Подмосковье ведется заметно медленнее, чем строительство жилья. Это приводит к заметному повышению нагрузки на существующие объекты образования и здравоохранения. В особенности это касается восточных и юго-восточных пригородов Москвы (Балашиха, Реутов, Люберцы, Домодедово). Вместе с тем в целом в городах Подмосковья доступность социальной инфраструктуры выше, чем в большинстве других российских регионов.
Важным недостатком большинства подмосковных городов является отсутствие возможности получения высшего образования в самих городах области.

Сергей Козлов

Категория: Новости
Опубликовано 31.01.2018 20:59
Просмотров: 2126