Loading...

Точность — вежливость экологов

ecokonkurs-12-12-2014Репортаж о юбилейном Х конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды», организованного Ленинградской Федерацией Профсоюзов (ЛФП).
Важнейшими составными частями любой науки, даже не претендующей на звание «точной», является исследование.
И чем больше возможностей произвести исследование материально, то есть измерить, взвесить, взять пробу и  т.д., тем проще добиться результата, и тем достоверней он будет.
Для экологии инструментальные исследования являются одним из базовых методов. Взять пробу воды, пробу воздуха, пробу почв: это базовая часть работы эколога.
Та часть, которая помогает спасать жизни и здоровье людей. Именно экологи и местные жители первыми «бьют тревогу», когда это нужно. Точнее, экологи подтверждают, что опасения насчет угрозы здоровью людей не напрасны. Значение экологии и экологических исследований постепенно (не так быстро, как хочется) осознается. Одними из первых в нашей новейшей истории, кто понял их ценность, стала Ленинградская Федерация Профсоюзов (ЛПФ). Вот уже десять лет, помимо целого ряда экологических акций и мероприятий, она организует и поддерживает конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды», итоги которого подвели во Дворце Труда в последний день апреля.
Не случайно обращение конкурса именно к юной аудитории. В этом — сразу несколько плюсов. Во-первых, профессиональная ориентация: экологический спектр профессий довольно широк, востребован в разных отраслях, и в промышленности, и на государственной службе. Во-вторых, крайне важно дать возможность проявить себя молодым, чей интерес к исследованию окружающего мира еще не «заела» среда. И, конечно же, такие конкурсы продвигают в сознание молодых идеи ответственности за окружающую природу, ее сохранения и рационального использования. Как подчеркнул главный технический инспектор труда ЛФП Михаил Фадеев, участники интеллектуального состязания – уже не просто школьники. «Это наши коллеги, которые серьезно, вдумчиво занимаются вопросами экологии», – отметил профсоюзный эксперт. 
Инициатором конкурса исследовательских работ учащихся по экологии выступила в 2005 году компания «Крисмас+» и предложила название «Инструментальные исследования окружающей среды».Коллектив компании уже 20 лет разрабатывает, производит и поставляет разнообразное комплектное учебное оборудование для экологического практикума, учебно-исследовательских работ, специальных предметных и профессиональных практикумов.
Основному этапу конкурса предшествуют дистанционные мероприятия, в которых могут принять участие все желающие, вне зависимости от дальнейших планов участия в конкурсе:
заочная конференция «Начни исследовать» (5-6 классы);
заочное тестирование (7-11 классы, учреждения СПО);
интернет-игра «Окружающий мир глазами детей» (5-6 классы).
 
Поступившие на конкурс исследовательские работы распределялись по секциям:
аграрные инструментальные исследования;
инструментальные исследования в области безопасности жизнедеятельности;
инструментальные исследования в области биологии;
инструментальные исследования в области экологии водных объектов и водопользования;
инструментальные исследования лекарственных препаратов;
инструментальные исследования строительных материалов;
инструментальные методы биоиндикации воздушной среды;
санитарно-пищевые инструментальные исследования;
физико-химический анализ объектов окружающей среды;
эколого-химические инструментальные исследования воздушной среды.
 
На юбилейный конкурс было представлено рекордное количество работ – около 230, авторы которых – учащиеся не только из Санкт-Петербурга, но и из  многих регионов Российской Федерации, а также Беларуси. Еще одна особенность юбилейного состязания: церемония его открытия проходила в торжественной обстановке в пресс-центре Дворца конгрессов с участием почетных гостей. По оценкам экспертного жюри, с каждым годом растет уровень работ, а также уровни владения материалом и учебной базы, используемой для исследований.
Наибольшее количество работ работ было представлено в секциях «Экологические исследования водных объектов и водопользования» и «Исследования в области биологии». По словам организаторов, юные экологи также интересуются флорой и фауной своей малой родины, состоянием атмосферного воздуха своих городов и поселков, изучают видовое разнообразие растений окрестностей сел и городов.
«Моя работа была посвящена изучению экологической обстановки на территории вокруг нашего лицея № 5, – рассказывает десятиклассник из города Елец Липецкой области Максим Копылов, получивший на конкурсе диплом первой степени». – «Мы брали пробы талого снега, почвы, растительности, воздуха и обследовали их на содержание загрязняющих веществ. По результатам исследований подготовили листовки с рекомендациями – как улучшить экологическую обстановку в нашем микрорайоне. Эти листовки развешивали на досках объявлений и раздавали автовладельцам. Информация вызвала неподдельный интерес».
Еще одна победительница конкурса, совсем еще юная представительница Урала семиклассница из поселка Цементный Свердловской области Мария Анохина всерьез беспокоится за растительный мир своего родного поселка: «Я представила работу на тему «Раннецветущие растения окрестностей поселка Цементный»», – рассказывает она. – «В течение двух лет мы вместе с научным руководителем ходили в лес, обследовали окрестности поселка, искали эти растения, фотографировали их, исследовали. В общей сложности было 5 выходов, пройдено 60 километров. Как оказалось, всего в районе Цементного встречается 25 видов раннецветущих растений, есть среди них и занесенные в Красную книгу. Сейчас мы будем заниматься разъяснительной работой среди ребят из нашей школы – делать буклеты, размещать информацию на сайте школы и проводить классные часы, где будем рассказывать об этих растениях».
Проекты, представляемые на конкурс, могут отражать работу в течении нескольких лет. Один из таких примеров — это  исследование побережья Финского залива в Курортном районе Санкт-Петербурга. В первый год работа проводилась в рамках региональной природоохранной акции «Чистый берег Финского залива». Наряду с визуальными исследованиями засоренности побережья залива мусором и впадающих в него ручьев школьники исследовали гидрохимические показатели воды водных объектов с использованием НКВ-Р. Школьниками были исследованы такие показатели, как цветность, мутность, прозрачность, соотношение кислотно-щелочного баланса рН, общая жесткость, содержание железа, фосфатов, нитратов, катиона аммония. Были выявлены участки с неблагоприятными показателями (превышение содержания биогенных элементов), а на берегах ручьев обнаружены их причины – неработающие очистные сооружения и стоки с огородов. Собранные результаты визуальных наблюдений и исследования качества воды ручьев, впадающих в Финский залив, были направлены в администрацию Курортного района. В обращении также было предложение дальнейшего сотрудничества.
Со следующего года работа проводилась в тесном сотрудничестве с администрацией муниципального образования «Поселок Молодежное», на территории которого были сделаны исследования качества воды ручьев, визуальные наблюдения, проведены природоохранные акции с привлечением школьников, отдыхавших в окрестных детских оздоровительных лагерях. 
На третий год администрация Муниципального образования «Поселок Молодежное» обратилась в Комитет по природопользованию охране окружающей среды Санкт-Петербурга с заявкой на проведение работ по улучшению экологического состояния ручья Смолячков. Заявка была подкреплена результатами 2-летнего мониторинга экологического состояния ручья, проведенного школьниками – участниками объединения «Экологический мониторинг». В результате заявка была удовлетворена, и работы по благоустройству были проведены. 
Значительно выросло количество работ, связанных с исследованием качества продуктов питания и санитарного состояния столовой посуды и пищевых объектов. Одна из многих работ, к примеру, выполненная учащимся школы №276 Санкт-Петербурга, была посвящена исследованию качества меда. В ходе ее была произведена контрольная закупка мёда в торговых точках Красного Села, а также был исследован мед, приобретенный на пасеке г. Осиповичи Могилевской обл. Белоруссии. Всего было исследовано 9 образцов на содержание крахмальной патоки, сахарной патоки и пади с использованием тест-комплекта «Мед» производства ЗАО «Крисмас+». В ходе учебных исследований было выяснено, что во всех торговых точках, в которых была проведена закупка, мед можно назвать некачественным, поскольку содержит одну или две из определяемых добавок. Единственный мед, не содержащий добавок, и который можно назвать качественным – приобретенный на пасеке. 
Как можно убедиться, работы конкурса внедряются в жизнь, имеют прямое практическое применение. 
Интересны результаты исследований, проведенных в ходе конкурса, и большой науке.
Жительница города на Неве Ирена Николаева, ученица 10 класса школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района, уже не в первый раз участвует в конкурсе и, опять же, не впервые одерживает победу. Девушка проявляет научный интерес к влиянию полиаминов на клеточное строение растений и занимается исследованиями на данную тему уже в течение нескольких лет: «Мы вместе с научными руководителями проводили исследования на базе кафедры биохимии растений СПбГУ. Самым интересным было само проведение эксперимента, измерения. А самым сложным, как ни странно, описание исследования. Это непросто – донести рядовому читателю информацию так, чтобы он смог понять суть нашей работы, – рассказывает Ирена».
 
30 апреля в актовом зале Дворца Труда состоялась торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей и участников. 
Церемонию подведения итогов открыл представитель Ленинградской Федерации Профсоюзов Фадеев Михаил Михайлович : «Неважно, станут ли его участники в будущем учеными или посвятят себя производству, есть полная уверенность в том, что они приложат все усилия, чтобы оградить окружающую среду от экологической катастрофы. Это представители нового поколения, которое поведет страну по пути инноваций. А профсоюзы всегда заботились о том, чтобы молодежь была образованной и социально ответственной».
Далее перед участниками конкурса выступил представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Березин Игорь Константинович и наградил дипломами Комитета наиболее активных педагогов, участвующих в конкурсе.
После этого началась долгожданная церемония награждения, и в первую очередь были награждены участники конкурса, не получившие призовых мест. Далее на сцену приглашались обладатели дипломов III степени, II степени и, наконец, дипломов I степени, которые были награждены особенно торжественно. Обладателей высших наград просили выступить, кратко рассказать о своей работе и поделиться своими впечатлениями и эмоциями. По окончании конференции были подведены итоги конкурса среди заочных участников.  В завершение церемонии состоялось традиционное фотографирование на парадной лестнице Дворца Труда. 
За победителей конкурса остается только порадоваться. Но и те, кто не заняли призовых мест — не проигравшие. Они, как и ровно все участники конкурса, получили свой приз: интерес к науке. Возможность удивляться, интересоваться, задаваться вопросами — настоящий дар свыше. Он помогает и самому человеку, спасая его жизнь от однообразия будней, и может стать полезным обществу и стране. А то, что есть люди и организации, дающие молодежи возможность свой интерес оформить в качестве полноценного научного труда, ценно вдвойне.
 
При написании статьи использованы материалы сайта www.eco-konkurs.ru, блога http://eco-konkurs.livejournal.com/, газет «Площадь труда», «Общество и экология».
 
Павел Калашников
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить