Loading...

Пора "возвращать" государство в лесной комплекс и восстановить минлесхоз. Пока не поздно!

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) предложили незамедлительно создать госкорпорацию для управления лесным хозяйством и восстановить госпрограмму лесо-воспропроизводства 1948-63/65 годов. Для исправления ужасающей ситуации с ежегодным ущербом в лесной отрасли, который оценивается не меньше 1 триллиона рублей уже который год. Таков главный вывод доклада ОНФ о состоянии лесного хозяйства России (2018 г.).

DSC 0472DSC 0490
"Доходы же отрасли - легальные - не превышают 61 млрд.руб., а нелегальные, точнее - незаконные - это сотни миллиардов руб. каждый год. Требуются, в том числе, создание государственной отраслевой корпорации с широкими полномочиями и развитие цифрового мониторинга с применением современных технологических решений. В числе которых и использование преимуществ искусственного интеллекта", — такова оценка координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутата Госдумы РФ Владимира Гутенева. - При этом, госкорпорацию нужно наделить исключительными полномочиями по проведению таксации (т.е. всесторонней материальной оценки) лесов, по тушению лесных пожаров, обороту древесины и т.п. функциями, а также предоставить ей монопольное право на экспорт круглого леса. И одновременно перевести процессы лесопользования в электронный вид, с созданием единой автоматизированной лесомониторинговой системы".
Как отмечалось экспертами и отмечено в упомянутом докладе, всевозможные ухищрения, что называется, снизу-доверху ведут к растущим потерям в лесном хозяйстве и к растущему, прежде всего нелегальному экспорту необработанной древесины. Особенно в Китай и Финляндию. Основный ущерб российским лесам причиняют пожары, нелегальная вырубка+коррупция и биовредители.

DSC 0494
Причем, как уточнили мне, сфера противодействия биовредителям фактически разрушена, а, например, сверхнизкая протяженность современных "внутрилесных" дорог в РФ - не более 1,7 км на 1 га - исключает комплексное освоение лесоресурсов, их воспроизводство, пожаро-мониторинг и контроль за вырубками. В развитых странах, включая КНР, этот показатель минимум вчетверо выше, а, например, в Белоруссии,где не предвидится "разгосударствления" лесного хозяйства с лесопереработкой, - уже втрое выше.
Фактический ущерб от пожаров в год оценивается в 500 млрд. руб. против 30 млрд. по данным официальной статистики. Незаконная вырубка и лесные вредители причиняют по 100 миллиардов рублей ущерба, в то время как в официальных данных говорится о 15 и 10 млрд. соответственно. Примыкают к этим проблемам неисполнение арендаторами обязанностей по восстановлению лесов (ущерб в 70 млрд. руб./год); сфальсифицированные, по сути "экспорто-ориентированные" санитарные рубки (40-42 млрд.); заниженная арендная плата (10-11 млрд.), обусловленная коррупцией.

DSC 0496
Государство, подчеркнем, об этих и смежных проблемах знает отнюдь не первый год. И, если они усугубляются, значит, государство в них заинтересовано?..
К тому же, по данным ОНФ, более половины общего объема российских лесов до сих пор не поставлено на кадастровый учет. Потому "распространена, к примеру, схема, когда арендатор берет участок без леса и подделывает таксацию о больших объемах, а затем под них легализуется древесина «черных», т.е. нелегальных лесорубов".
Лесные же пожары зачастую обусловлены тем, что, по данным координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Николая Будуева, "если арендатор якобы «случайно» вырубает деревьев в 10 раз больше, чем ему положено, "он организует пожар, чтобы никто не зафиксировал его вырубок. Но активисты ОНФ, расследующие подобные махинации, подвергаются давлению: их запугивают, сжигают машины, стреляют по окнам, избивают,шантажируют. Наиболее острая ситуация в в этой сфере в Иркутской области и, в целом, в Восточной Сибири".

DSC 0489
Эксперты уверены, что нельзя проводить давно практикуемую в России санитарную вырубку без аэрокосмической съёмки, подтверждающей заболевания деревьев. Также надо чипировать экспортные товары лесоотрасли: такие меры давно и успешно реализуются в в зарубежной Европе, КНР, Австралии, Северной Америке, Японии, Малайзии, а также в Белоруссии, Украине, Азербайджане, Грузии, Туркменистане.
В.Гутенев согласился с автором в том, что для успешного и притом оперативного решения означенных проблем "нелишне проработать вопрос о государственной программе, наподобие принятой 1 октября 1948-го программы 1948-1963/65 гг., по созданию обширных и протяжённых лесопосадок и сельскохозяйственных лесополос. Оказавших благотворное влияние на все компоненты биосферы, как и на продуктивность сельхозрастениеводства и животноводства. Программу эту прервали вскоре после 1953 года, что поныне негативно сказывается на лесном и сельском хозяйстве, на состоянии почв, других сегментов биосферы. Тем более что по сей день не решены правовые и экономические проблемы оставшихся почвозащитных лесополос - можно сказать, считанных - и востребованного развития этой сферы в сельхозрегионах. Как известно, агролесные полосы чуть ли не в массовом порядке вырубались с 1955 года,что было связано с быстрорастущей затратностью целинной, кукурузной кампаний и с решениями правительства об увеличении экспорта необработанной древесины и продуктов её неглубокой переработки. Конечно, в лесном хозяйстве, в т.ч. в лесопосадочном сегменте появились и апробированы новые технологии, новые сорта деревьев, что должно учитываться в новой программе. Я согласен с "ЭкоГрадом": она весьма актуальна в России. Тем более что опыт реализации прежней программы успешно используется в Австралии и Северной Америке, КНР и Алжире, Саудовской Аравии, Иране, Японии".

DSC 0503
Что касается Подмосковья, эксперты-участники пресс-конференции отметили, что незаконные рубки в это регионе сведены к минимуму, по пока, всё же, они имеют место. По объемам лесовосстановления Подмосковье - лидер в стране, но пока темпы этих работ недостаточны, с учетом крупного ущерба лесному хозяйству области, нанесённому и пока ещё наносимому незаконными юридическими и административными "комбинациями", нацеленными на застройку лесных участков - бывших и существующих.
Отмечалось также, что вокруг Москвы наконец-то создаётся "опоясывающая" лесоохранная/лесопарковая зона, что более чем актуально и для других крупных мегаполисов, промышленных, курортных центров страны. Но в такие зоны целесообразно включать также примыкающие к ним лесо-болотные угодья и участки с редкой флорой и фауной. Как и с разнообразными дикорастущими плодами леса (плоды, ягоды, грибы, лекарственное сырье, кормовые травы) - с их освоением и обязательным воспроизводством данных ресурсов.
Так же, как это было, напомним, в 1949-1956 гг. - в рамках реализации упомянутого Плана преобразования природы (1948-1963/65 гг.), инициированного И.В.Сталиным.

Но к концу 50-х и эти мероприятия сперва стали "отрывочными", а затем и вовсе прекращены. Ибо правительственные решения 1955-58 гг., повторим, разрешали вырубки лесов в любых регионах страны. Что, правда, прекратилось, в конце 1960-х, но на официальном уровне те "хрущевские" решения так и не были отменены...
Иными словами, Русский Лес и лесное хозяйство РФ нуждаются в комплексном и, похоже, длительном лечении?..


А.Чичкин

Фото Ломова В.И.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить