140 лет назад родился М.А. Волошин

140 лет назад родился М.А. Волошин - фото 1Максимилиан Александрович Волошин.- русский поэт-символист, критик, эссеист, художник, философ, один из самых ярких поэтов Серебряного века . родился 28 мая 1877 года

Ещё при жизни Максимилиан Волошин стал легендой.
Сегодня бывшая легенда стала мифом практически забыта нашими современниками.
Тем не менее, человек-Солнце(как его называли), художник, поэт, скульптор, Мастер Максимилиан Александрович Волошин - реальная фигура в истории русской литературы и русского искусства. Имея от природы «золотые руки», Он был хранителем «святого ремесла».
Да и внешне Волошин выглядел эдаким могучим основательным крепышом.
Это сразу же располагало к нему, как к чему-то надежному, могучему и сулящему опору, защиту.
Волошин сводил, сочетал, образовывал гроздья и гнезда тружеников и творцов, радовался встречам и горевал по поводу невстреч. Он верил (и в этой вере пребывал до конца жизни), что человек от рождения гений, что в нем заложена энергия Солнца. Другого такого Мастера не было и, возможно, никогда больше не будет на российской земле...

Волошин родился в Киеве, в семье юриста, коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина (1838-1881) и Елены Оттобальдовны (1850-1923), урожденной Глазер.
В ехлетнем возрасте Максимилиан потерял отца и с тех пор воспитывался матерью.
Елена Оттобальдовна, будучи натурой деятельной и самостоятельной, не захотела оставаться в зависимости от родственников мужа.
Вместе с четырёхлетним сыном она перебралась в Москву, где устроилась на службу и сама зарабатывала деньги на содержание и воспитание Макса.
До 16-ти лет мальчик жил с мамой в Москве, где учился в 1-ой Казённой гимназии. Здесь он впервые начал писать стихи, занимался переводами Гейне.
В 1893 году Елена Оттобальдовна была вынуждена оставить столицу по материальным соображениям .
За гроши она купила небольшой участок земли в Крыму, близ болгарской деревни Коктебель, и Максимилиан с матерью переезжают в Крым.
С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта .
Следует заметить, что в школе Волошин учился «не блестяще». Единицы и двойки ставились Максу преподавателями не за отсутствие знаний или интереса к учёбе, а за то, что он задавал слишком много вопросов, излишне «оригинальничал» и терпеть не мог казённого, формального подхода к человеческой личности. Таких учеников не любят сегодня, как не любили и раньше.
Однако в провинции отношения и нравы были проще: на способного юношу, который отлично рисовал, писал стихи обратили внимание. Вскоре Макса стали называть не иначе как «второй Пушкин» и прочили ему большое будущее.
В 1897 году, по настоянию матери, Волошин поступил на юридический факультет Московского университета.
Времена были неспокойные, и учеба сопровождалась отчислениями, восстановлениями, сдачами экзаменов экстерном и прочими «прелестями» наказаний протестной молодежи того времени.
«1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей», - писал об этом времени жизни М.Волошин.
Он принимает решение не возвращаться в университет, а ехать в Европу, заниматься самообразованием.
Вот как сам Волошин описывает этот период: « В моих странствиях я никогда не покидал пределов древнего средиземноморского мира: я знаю Испанию, Италию, Грецию, Балеары, Корсику, Сардинию, Константинополь и связан с этими странами всеми творческими силами своей души. Форме и ритму я учился у латинской расы. Французская литература была для меня дисциплиной и образцом.»
М.Волошин, Автобиография 1925 г.

Волошин частенько наведывается в Россию, но не только туда. «Годы странствий» - так называется первый цикл первого сборника стихотворений поэта.
Он интересовался всем новым и оригинальным – в литературе, искусстве, философии, бытии. По зернышку собирал он всё, что отвечало его мировоззрению, что выкристаллизовалось затем в его творчестве.

В 1903 году, в Москве, в гостях у известного коллекционера С.И. Щукина Максимилиан Александрович встретил девушку, поразившую его своей своеобычной красотой, утонченностью и оригинальным мировосприятием. Это была Маргарита Васильевна Сабашникова.
И именно она покорила сердце Макса.
12 апреля 1906 года Сабашникова и Волошин обвенчались в Москве. Позднее, оглядываясь на прошлое, Максимилиан Александрович был склонен считать Маргариту Сабашникову своей первой и едва ли не единственной любовью.
Но брак их был не долгим, так как оба они были слишком разными и слишком велики были противоречия миропонимание, слишком назидательным тон Маргариты Васильевны.
Волошин, не приемлющий учительство, а только – спутничество, пытался спасти любовь от будней, но его усилия отказались тщетны. Даже внешне союз Сабашникова-Волошин производил странное впечатление. Известен случай, как однажды Макс привёз свою молодую супругу в Коктебель, а гостившая у Елены Оттобальдовны маленькая девочка в недоумении воскликнула: «Мама! Зачем же такая царевна вышла замуж за этого дворника?!»
Уже через год супруги расстались, сохраняя дружеские отношения до конца жизни Волошина.
В 1903 году Максимилиан Волошин принимается за постройку собственного дома в Коктебеле.

140 лет назад родился М.А. Волошин - фото 2
Словосочетание «Дом Поэта» несёт в себе как прямой, так и переносный смысл. Это местожительство, мастерская поэта и художника. И вместе с тем Дом Поэта расширяется до понятия Мир Поэта.
Дом Волошинав чем-то похож на корабль.
Волошин сумел создать атмосферу гостеприимства, культуры и творчества среди штормов революции и Гражданской войны.
Катаклизмы мировой геополитики, приводящие к войнам и физическому уничтожению, страданиям людей глубоко противны и неприемлемы для Волошина.
Война для Волошина — величайшая трагедия народов. Для него «в эти дни нет ни врага, ни брата: все во мне, и я во всех».
Однако уже в 1917 году, после большевистского переворота, занятая Максимилианом Александровичем гуманистическая позиция «над схваткой» не встречает понимания даже у самых близких людей, в том числе и родной матери.

40-летний мужчина Волошин сознательно избирает себе невыигрышную, нелепую роль миротворца именно тогда, когда о примирении противников никакой речи быть не может. С одной стороны, он фактически встаёт «между молотом и наковальней», в центре бушующей стихии, в которой нет пощады никому.
В самые тяжелые годы (с 1917 по 1921) коктебельский дом Волошина был наполнен жильцами, до шестисот человек за лето останавливалось у гостеприимных хозяев. Это был бесплатный приют для ученых, литераторов, художников, артистов, авиаторов.
«Те, кто знали Волошина в эпоху гражданской войны, смены правительств, длившейся в Крыму три с лишним года, верно запомнили, как чужд он был метанья, перепуга, кратковременных политических восторгов. На свой лад, но так же упорно, как Лев Толстой противостоял он вихрям истории, бившим о порог его дома...», - вспоминала Е. Герцык.
Волошин первым создал в Коктебеле настоящую «арт-резиденцию», в которой в самой неформальной обстановке общались, устраивали перформансы и взаимообогащались творцы разных поколений и направлений.
Дом Волошина в Коктебеле - Дом Поэта - становится островком тепла и света для всех. Не принимая ни белого, ни красного террора, поэт спасал и тех и других: давал приют, выступал защитником и ходатаем за красных перед белыми, за белых – перед красными. Часто его заступничество и участие в судьбе того или иного человека спасали жизнь осуждённому на расстрел, смягчали приговор суда, предотвращали неизбежную гибель памятников культуры и произведений искусства.
В 1918 году поэту удалось спасти от разгрома коктебельское имение наследников Э. А. Юнге, где хранилось множество произведений искусства и редкая библиотека. В январе 1919 года он принимает участие во второй конференции Таврической научной ассоциации в Севастополе, посвященной охране памятников культуры и природы.

А во время Гражданской войны в Крыму Волошин выступил первым, задолго до голливудских звезд, «послом доброй воли», с одинаковым рвением высвобождая политически незрелых поэтов и из красного ЧК, и из белой контрразведки. Особисты обоих цветов настолько поражались бесстрашно заявляющемуся к ним бородачу в цветастом хитоне и с посохом, что просьбы Волошина оказывались действенными. В частности, именно он, вероятно, спас от расстрела Мандельштама.

140 лет назад родился М.А. Волошин - фото 3
Увы, Волошин умер в 1932 году в возрасте 55 лет, и заступаться за поэтов стало некому.
А его дом и его Коктебель так и остались волошинскими.

Дом Максимилиана Волошина – Дом Поэта продолжал играть значительную роль в культуре и литературном процессе ХХ века и после ухода хозяина. Символ свободомыслия и свободотворчества, он привлекал в Коктебель творческую интеллигенцию. В разное время в Доме Поэта работали и отдыхали известнейшие деятели культуры и науки: Н. Гумилев, В. Брюсов, С. Соловьев, В. Ходасевич, О. Мандельштам, М. и А. Цветаевы, Г. Шенгели, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Булгаков, М. Горький, В. Вересаев, А. Габричевский, Н. Замятин, Л. Леонов, М. Пришвин, К. Паустовский, К. Тренев, А. Твардовский, И. Бродский, В. Аксенов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, В. Поленов, Св. Рихтер и многие другие.


Почти вся мебель в Доме сделана руками хозяина и представляет собой произведения искусства с росписями, инкрустациями и выжиганием. Дом наполнен предметами, книгами и раритетами, приобретенными, подаренными, привезенными из-за границы. Волею судьбы и усилием многих людей все эти вещи сохранялись на местах, определенных им хозяином на столетие ранее, и вместе с архивом и художественным наследием Максимилиана Волошина сегодня составляют фондовую коллекцию музея, насчитывающую более 55 тыс. единиц хранения. Для Европы, пережившей не одну войну, это - редчайшее явление в музейном мире.


Подборка материалов Татьяны Колесниковой

Категория: Передовица
Опубликовано 28.05.2017 11:35
Просмотров: 1549