2 сентября в МГИМО состоялся круглый стол Общественной палаты РФ на тему «Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах».
Заседанием руководил член Общественной палаты, доктор политических наук, декан Факультета управления и политики МГИМО МИД России Г.Т. Сардарян.
В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты, представители профессорско-преподавательского состава ведущих университетов, профессиональных общественных организаций. Заседание проходило одновременно в очном формате и на платформе Zoom.
Спикерами круглого стола выступили заместитель главы Россотрудничества П.А. Шевцов; ответственный секретарь Экспертного совета по вопросам международного образования Комитета Госдумы РФ по науке и образованию РФ, главный аналитик ФГБУ «Главэкспертцентр» В.И. Скоробогатова; член-корреспондент РАН, Председатель ФУМО «Политические науки и регионоведение», заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы, член Общественного Совета при Минобрнауки РФ, зав. кафедрой сравнительной политологии МГИМО О.В. Гаман-Голутвина; профессор, заведующая кафедрой американских исследований СПбГУ Н.А. Цветкова; доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной политологии РУДН М.М. Мчедлова; заместитель декана по международному сотрудничеству Факультета управления и политики МГИМО С.С. Комаров; старший преподаватель кафедры государственного управления МГИМО А.Р. Манукян.
На Факультете управления и политики МГИМО в настоящий момент реализуется 8 англоязычных магистерских программ двойного диплома. Двойные программы, когда иностранные студенты проводят год в МГИМО, становятся все более популярны. Возросшую популярность программ довольно легко объяснить. Во-первых, растет количество студентов, интересующихся Россией, как объектом исследования или местом, с которым можно связать свою будущую профессиональную деятельность. Во-вторых, положительный опыт студентов-выпускников позитивно влияет на популярность подобного рода экспорта. В-третьих, в случае Факультета управления и политики, это стоимость программ: иностранным студентам предоставляется возможность бесплатно обучаться на наших программах, а сама стоимость проживания сравнительно невелика. Кроме того, у МГИМО есть еще целый ряд преимуществ, которыми необходимо пользоваться – это фундаментальность исследований, персональный подход и возможности адаптации.
Однако, не смотря на все перечисленные успехи и достижения, есть у вузов и общие трудности, связанные с юридическими, финансовыми и бюрократическими аспектами.
Все участники обсуждения, представляющие ведущие университеты и экспертное сообщество указывают на одни и те же проблемы, которые мешают России в продвижении собственных программ. Среди них:
— Недостаточное владение студентами и преподавателями иностранными языками
— Недостаток программ и курсов на английским языке в российских вузах
— Недостаточная информация на сайтах университетов о программах зарубежных вузов, а также о курсах на иностранных языках в российских вузах
— Асимметрия между мобильностью из России за рубеж и из-за рубежа в Россию
— Различия в организационных структурах
— Различия в академических культурах
— Различия в системе обеспечения качества образовательных программ (вопросы аккредитации)
— Проблемы, касающиеся приема студентов и преподавателей, проживания, психологической поддержки и адаптации
— Трудности в визовом оформлении и регистрации иностранных студентов ввиду неочевидности их статуса
— Коммуникация
— Недостаточность нормативно-правовой базы (понятия, прием на обучение, итоговая аттестация)
— Неразработанность механизмов финансирования.
В своем заключительном слове Г.Т. Сардарян отметил, что размытость и неточность, а в иных случаях излишняя забюрократизированность законодательства приводит к тому, что большинство университетов предпочитают не аккредитовывать собственные двойные программы, объем документации, требуемой для оформления программ и их содержания не просто отнимает большие организационные ресурсы у университетов, но и делает их менее конкурентными по сравнению с зарубежными партнерами. Важно не только быть привлекательными для иностранных абитуриентов, но и транслировать ценности, способные сформировать у наших студентов положительное отношение к России, готовность и желание сотрудничать с ней, выстраивать дружеские отношения после возвращения на родину.
Все приглашенные эксперты сошлись во мнении, что обозначенная Президентом России, В.В. Путиным стратегия по необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в мире не имеет альтернативы. Среди реальных мер, необходимых для решения текущих проблем, связанных с продвижением российского образования за рубежом, ни один из экспертов не отмечал необходимость участия России в международных университетских рейтингах. Данный подход был отражен, в частности, и в докладе заместителя директора по научной работе Центра социологических исследований Министерства науки и высшего образования (ФГАНУ «Социоцентр») А.Л. Арефьева, где была продемонстрирована статистика того, что только 15 процентов иностранных студентов, поступающих в зарубежные (в том числе и российские вузы), были знакомы с международными рейтингами избранных ими университетов.
Все высказанные замечания требуют внесения изменений в законодательство Российской Федерации. По результатам заседания круглого стола будет подготовлен проект предложений, который будет направлен в профильный комитет Государственной Думы.
Текст: Пресс-служба.
Фото Дорджи Нимгирова и Валерия Ломова.