Уроки аварии в Мексиканском заливе должны помочь защитить Арктику

Уроки аварии в Мексиканском заливе должны помочь защитить Арктику. Катастрофа на платформе Deepwater Horizon оставила неизгладимый след в истории человечества и показала масштаб последствий аварийных нефтеразливов.

Один из важных уроков этой аварий для всего мира в том, что необходимо приложить максимум усилий для предотвращения разливов нефти и поиска эффективных технологий их ликвидации на морях. Это особо актуально для Арктики, ведь до сегодняшнего дня так и не найдены решения для ликвидации нефтеразливов во льдах и экстремальных природно-климатических условиях полярного региона, в то время, как интенсивность его промышленного освоения нарастает. Учитывая всю серьезность ситуации, арктические страны должны активнее искать решение проблемы вместе

Если 10 лет назад основные угрозы разливов нефти в Арктике были связаны с развитием шельфовых проектов, то начиная с 2017 года основной причиной увеличения рисков нефтеразливов стал стремительный рост судоходства. Согласно недавнему докладу PAME (рабочая группа по защите морской среды), с 2013 по 2019 гг судоходный трафик в арктической зоне вырос на 25 %. Грузопоток СМП в 2019 году составил 31.5 миллионов тонн, в то время как в 2018 −19.7, а в 2017 – 10.7 млн тонн.

Невзирая на современный глобальный экономический кризис, правительство России делает все возможное чтобы обеспечить заявленную цель − довести к 2024 году грузопоток по СМП до 80 млн т. Так, согласно Приказу N 54 от 10.4.2020 Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, с 15 апреля начинается отбор инвестиционных проектов, планируемых для реализации в Арктической зоне России для выделения им государственных преференций и субсидий на инфраструктурную поддержку. Важно отметить, что увеличивается движение судов и по восточному вектору СМП, включая такой важнейший и чувствительный экорегион как Берингов пролив, что означает и рост широкого набора экологических рисков и воздействий.
Тревожным звонком должна стать произошедшая в марте-апреле 2020 г. авария танкера «Варзуга», который из-за повреждения азипода потерял ход во льдах Обской губы. Это потребовало сложной буксировочной операции в период с 29 марта по 7 апреля 2020 г. В ней участвовали два атомных ледокола и буксир. Первая часть буксировки аварийного танкера водоизмещением 16 тыс. тонн осуществлялась при наличии сплошных льдов толщиной до 1,5 − 2,0 м. Ситуация дополнительно осложнялась малыми глубинами, ограничивавшими работу более мощного атомного ледокола, который использовался как буксир.

«Самый эффективный способ снижения угроз аварийных нефтеразливов от судоходства − это замена нефтяных топлив на альтернативные, например, сжиженный природный газ (СПГ). И в этом году был сделан первый важный шаг −Подкомиссия по предотвращению и ликвидации загрязнений (PPR) Международной морской организации (ИМО/IMO) подготовила и согласовала поправки к Приложению I к Конвенции "Правила предотвращения загрязнения нефтью", МАРПОЛ 73/78 о введении запрета на использование такого «грязного топлива» как флотский мазут, − говорит Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России. - Мы рассчитываем, что до конца 2020 года эти поправки будут утверждены Комитетом по защите морской среды ИМО. А начиная с 2021 года, под председательством РФ в Арктическом совете в рамках инициативы Устойчивое Арктическое судоходство будет реализован комплекс новых мер для скорейшего перевода судоходства в Арктике на альтернативные виды топлива. Следует отметить, что на верфи «Звезда» строятся в том числе арктические суда на СПГ для российских компаний».

 

Уроки аварии в Мексиканском заливе должны помочь защитить Арктику - фото 1На рисунке: маршруты судов всех типов в сентябре 2019 года Источник: PAME

Учитывая трансграничный характер акватории Берингова пролива, WWF рассчитывает, что уже в этом году новый импульс получит и российско-американское сотрудничество по предотвращению и реагированию на разливы нефти в регионе.
Мы ожидаем, что текущее сотрудничество специализированных научных и неправительственных организаций России и США заслуживает перехода на уровень правительственных ведомств, в первую очередь системы Росгидромета и NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований США), по вопросам изучения гидрометеорологических условий региона, а также предотвращения и реагирования на разливы нефти.

WWF также рассчитывает, что будет усилено взаимодействие по дальнейшему внедрению в систему трансграничного сотрудничества онлайн-системы управления реагированием на загрязнение окружающей среды ERMA. Эта система показала свою эффективность еще во время ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе. Для Берингова и Чукотского морей создана и действует региональная версия программы, но требуется постоянное обновление данными в том числе, и по биоразнообразию.

В свете перспективы перехода судов на новые виды топлива, Всемирный фонд дикой природы (WWF) считает важным наладить обмен результатами исследований о последствиях для окружающей среды аварийных ситуаций с топливами новых типов.
В рамках российско-американского сотрудничества по ликвидации разливов нефти необходимо поделиться опытом, который Россия успешно реализует в Баренцевом и Балтийском морях.

В ближайшие несколько лет следует запланировать проведение совместных полномасштабных учений по ликвидации нефтеразливов в зоне Берингова пролива, сделав их элементом постоянного сотрудничества Береговой охраны США и Морспассужбы России.

Дополнительная информация:

Полина Шкивидорова
Пресс-секретарь

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить