10 июня в Историческом парке «Россия – моя история» на ВДНХ состоялась торжественная церемония награждения победителей общероссийского конкурса «ЭкоProсвет-2017».
Конкурс, организованный Академией «Просвещение» под эгидой ЮНЕСКО, собрал более 500 заявок из 57 регионов страны. Работы получили высокие оценки членов жюри, в состав которого вошли ведущие эксперты в области экологии, географии, биологии, социального предпринимательства и урбанистики. Победили не просто работы, затрагивающие вопросы экологии, а проекты и идеи, предлагающие эффективные, новаторские решения как локальных, так и глобальных экологических проблем.
Наиболее интересными и перспективными жюри отметило работы по переработке отходов, созданию экотуристических маршрутов, формированию этнокультурного самосознания у учащихся, а также проект с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так, например, студенты и школьники Ханты-Мансийска под руководством Сергея Нехорошева, ведущего научного сотрудника Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, реализовали проект «Превратим отходы полиолефинов в искусственную нефть и полезную продукцию».
«Проект привлекает студентов и школьников к участию в решении проблемы отходов, - говорит Сергей Нехорошев. – В отличие от центральных районов, на севере пока эту проблему приходится решать научными методами. Нет технологий, нет производства. Дети и студенты видят реальную проблему и работают над ее решением. Полиэтилен, пластик и другие полимерные отходы они перерабатывают в искусственную нефть, из которой далее (специально для этого мы привлекаем студентов-химиков) получают ценные продукты, такие как мыло или шампунь. В результате такой синергии научного и экологического образования мы надеемся, что наши ребята будут вырастать и уже по-другому оценивать проблемы, предлагая их качественное умное решение».
Наталья Лычак, учитель информатики «Средней общеобразовательной школы № 47 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области», проект «Родник Белый Ключ»: «Наша школа курирует родник «Белый ключ» в течение 10 лет. Село, история которого началась именно с этого родника, было основано графом Бекетовым. В ходе работ мы с ребятами нашли надгробье памятника самого графа, что расширяет формат проекта до историко-экологического. Поэтому наш труд по-настоящему интересен для учащихся и полезен, ведь теперь у людей есть возможность сделать полноценную остановку посреди трассы и выпить чистой родниковой воды. Как знать, возможно, умершая сегодня деревня завтра начнет новую жизнь, как и сам Белый ключ».
Алексей Голягин, методист лаборатории инновационных образовательных технологий «Казанского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации», проект «Экотуристическиие маршруты «Парки и скверы города Казани»: «Мы поставили перед собой задачу по разработке экотуристических маршрутов, которые соединили разные зеленые уголки нашего города в одну систему. Последние 10 лет в Казани идет глобальная программа по реконструкции города, возникают новые скверы, обновляются существующие (за последние 5-6 лет их количество выросло с 88 до 139). Кроме того, мы с ребятами исследовали, как влияют растения на психо-эмоциональное состояние человека (прогулка по хвойному лесу укрепляет иммунитет, по рябиновой роще – повышает стрессоустойчивость и т.д.)».
С особым вниманием жюри отметило работу Людмилы Перфиловой, которая посвящена вопросу дошкольного образования (Формирование у дошкольников с ОВЗ бережного отношения к природе через создание мультипликационных сюжетов). В рамках данного проекта вот уже на протяжении 4 лет дети с ограниченными возможностями здоровья, объединяя свои усилия с усилиями родителей и педагогов, создают мультипликационные фильмы на экологическую тематику. Сложнейшая, кропотливая работа: дети своими руками клеят, лепят, рисуют своих героев, а потом их озвучивают. Это успешный пример того, как можно повысить мотивацию к обучению, одновременно выполняя масштабную просветительскую миссию.
«Мы держим в фокусе нашего внимания не только содержание обучения в школе, но и целевые установки, смысл получения новых знаний и навыков, – отметила главный редактор издательства «Просвещение» Ольга Котляр. – В Год экологии очень важно привлечь внимание школьников к экологическим проектам – ведь это тот самый случай, когда задействуются два очень важных навыка, необходимых школьникам – умение работать в команде и проектный подход. Я надеюсь, что благодаря той экопросветительской работе, которую мы ведем вместе с вами, спустя несколько лет можно будет гордиться нашими экологическими подвигами».
Наибольшее количество работ было получено из Московской, Ленинградской, Волгоградской, Воронежской, Свердловской областей и Республики Татарстан.
Победители конкурса в каждой номинации примут участие в образовательных турах Академии «Просвещение» в другие страны и в регионы России. Призерам, занявшим второе место в каждой номинации, были вручены планшеты. Награда за третье место - сертификат на бесплатное обучение в рамках курсов повышения квалификации Академии «Просвещение».
Участникам торжественной церемонии был также представлен новый учебник «Экология» для 10-11 классов, на вопросы аудитории ответил один из его авторов - кандидат биологических наук Дмитрий Моргун. В рамках мероприятия также прошли эколого-просветительские мастер-классы.
СПРАВОЧНО:
Конкурс проводился в пяти номинациях. В номинации «Эко-просвещение» оценивались работы по социальной экологии и взаимодействию общества с окружающей средой, в номинации «Зеленый дом» - по теме «Национальные парки: формирование у детей бережного отношения к природе, любви к родному краю и желания сохранить его». В номинации «Re:Практик» нужно было представить практически применимый проект, направленный на решение экологических задач. Авторы работ в номинации «Каменные джунгли — живые города» рассматривали городскую среду с точки зрения экологии и анализировали экологические проблемы современных городов. Номинация «Круг Земли» посвящена осознанному потреблению на основе правила трех R: Reuse (повторное использование), Reduse (уменьшение потребления), Recycling (переработка).
Победителями конкурса «ЭкоProсвет-2017» стали:
В номинации «Зеленый дом» -
1 место
· Лычак Наталья Сергеевна, Саратовская область. Родник Белый Ключ
· Банников Сергей Валерьевич, Москва. Эколого-этнографический проект «Журавлиное поле»
2 место
· Голягин Алексей Владимирович, Казань. «Экотуристическиие маршруты «Парки и скверы города Казани"
3 место
· Перфилова Людмила Валерьевна, Москва. Формирование у дошкольников с ОВЗ бережного отношения к природе через создание мультипликационных сюжетов.
В номинации «Re:Практик» -
1 место
· Зуйкова Ольга Викторовна, Московская область. Экологическая игра — от знания к действиям
2 место
· Альбицкая Маргарита Леонидовна, Ленинградская область. Экодом — пластику вторую жизнь
3 место
· Самигуллина Галина Савельевна, Казань. Экологическая парадигма в системе непрерывного образования
В номинации «Каменные джунгли — живые города» -
1 место
· Безгодова Оксана Вячеславовна и Житкова Наталья Витальевна, Череповец. Исследование автотранспортной нагрузки на участке дороги и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта в Зашекснинском районе г. Череповца
2 место:
· Соломаха Марина Дмитриевна, Москва. Как тебе живется, деревце, в городе большом
3 место:
· Сазанова Наталья Игоревна, Нижегородская область. Мусор. Проблемы утилизации и влияние на экологию города Арзамаса
В номинации «Круг Земли» -
1 место
· Никифорова Дина Николаевна, Московская область. Реализация использования осадков сточных вод
2 место
· Нехорошев Сергей Викторович, Ханты-Мансийсик. Превратим отходы полиолефинов в искусственную нефть и полезную продукцию
3 место:
· Махаева Надежда Сергеевна и Беляева Светлана Валентиновна, Череповец. Зеленый патруль
В номинации «Эко-просвещение» -
1 место:
· Дикарева Ирина Геннадьевна и Алексеева Галина, Самара. Организация экологического воспитания школьников: «Экологический год»
2 место:
· Затеева Галина Александровна, Самара. Экологический фестиваль
3 место:
· Капкова Татьяна Григорьевна, Ульяновская область. Экологическое образование эффективный способ развития творческих способностей учащихся