Организационно – правовые инструменты повышения эффективности реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» Владислав Жуков, Леонид Чернышев

Реализацию тех или иных задач в экономике и социальной жизни, государство обеспечивает принятием соответствующих решений (в форме программных документов), которые позволяют формировать соответствующие организационные и финансовые инструменты для их достижения.


В качестве примера рассмотрим механизмы реализации одной из ключевых задач государства – улучшение экологической обстановки и создание комфортных условий жизни населения, за счет снижения влияния твердых бытовых отходов на окружающую природную среду.
В реализации этой задач задействованы материальные, организационно – экономические и кадровые ресурсы.
Решение задач, кадрового обеспечения предприятий сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляется в рамках Национальной системы профессиональных квалификаций (далее - НСПК), которая способствует реализации инициатив работодателей, при активном участии учреждений образования и самих работников рынка труда, направленных на соответствие уровня квалификаций персонала отраслевых предприятий современным требованиям технологии и организации производства.
Решение организационно – экономических и материальных задач по снижению влияния твердых бытовых отходов на окружающую природную среду осуществляется за счет реализации Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который должен обеспечить снижение количества захораниваемых отходов на полигонах ТКО и плавное увеличение переработки (рециклинга) твердых коммунальных отходов в стране с 7% в 2019 году до 86% к 2030 году.
Реализация амбициозной задачи, поставленной федеральным проектом «Комплексная система обращения с ТКО», связана не только с уменьшением экологической нагрузки на окружающую природную среду, но и с региональной сферой труда, так как каждая тысяча тонн перерабатываемых отходов, по оценкам экспертов, дает рынку труда от 8 до 12 рабочих мест.
По данным экспертов, в России образуется ежегодно более 400 млн. тонн отходов. Таким образом, если выйти на «контрольные цифры» доли переработки различных фракций ТКО – 86% к 2030 году, установленные федеральным проектом, экономика получит порядка 4 млн. дополнительных рабочих мест. С учетом того, что сегодня на рынке труда активно поднимается вопрос об использовании в производственных процессах цифровых технологий, внедрение которых неизбежно приведет к сокращению персонала предприятий различных отраслей экономики, новые рабочие места будут востребованы для стабилизации ситуации на региональных рынках труда.
Таким образом, эти два национальных проекта направлены:
- на снижение уровня воздействия твердых коммунальных отходов на окружающую природную среду как непосредственно, так и опосредованно, через экономию природных и энергетических ресурсов используемых для производства продукции производственно – хозяйственного назначения (бумаги, стекла, изделий из пластмассы и др.);
- на регулирование трудовых отношений отраслевого и регионального рынка труда.
Для повышения уровня квалификаций персонала в отраслях национальной экономики создаются профильные Советы по профессиональным квалификациям.
Сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, находится в ведении Совет по профессиональным квалификация в ЖКХ (далее – СПК ЖКХ) со своей инфраструктурой, отраслевыми Комиссиями (в том числе Комиссия в сфере обращения с ТКО), рабочими группами и центрами оценки квалификаций в регионах.
В арсенале СПК ЖКХ имеются:
- соответствующие полномочия, включающие функции по организации и проведению независимой оценки квалификаций и профессионально – общественную аккредитацию учебных программ учреждений образования в закрепленных видах деятельности, которыми Совет наделен решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
- 83 созданных центра оценки квалификаций в 51 регионе Российской Федерации;
- 63 разработанных и утвержденных в Минтруде России профессиональных стандарта (в том числе 9 в сфере ТКО);
- 137 разработанных и утвержденных в Национальном агентстве развития квалификаций (далее - НАРК) наименований квалификаций (в том числе 17 для сферы ТКО).
Созданная СПК ЖКХ инфраструктура и разработанные оценочные средства позволяют проводить независимую оценку квалификации работников предприятий в закрепленных за Советом видах деятельности.
На 01.08.2020 года:
- 1897 работников отрасли прошли независимую оценку квалификаций (в том числе, 197 представителей сферы обращения с отходами);
- 43 образовательные программы прошли профессионально – общественную аккредитацию на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам (в том числе, 2е в сфере обращения с отходами).
В целях реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» были приняты:
1. Указ Президента РФ о создании Публичной Правовой Компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО») в задачи которой, в том числе, входят полномочия касающиеся разработки предложений по профессиональным стандартам и программам подготовки и обучения, по подготовке квалификационных требований для целей независимой оценки квалификаций, а также аттестации специалистов и должностных лиц в области обращения с ТКО.
2. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641", которое ввело в обращение два новых инновационных института:
– «Региональный оператор по обращению с ТКО», который организует и обеспечивает в регионе деятельность по обращению с ТКО (сбор, обезвреживание, транспортировку, сортировку, переработку и утилизацию) и отвечает за достижение конкретных показателей и контрольных цифр федерального проекта по увеличению объема переработки отходов по годам 2019 - 2024 гг. в каждом субъекте Федерации;
- «Ответственное лицо собственника ТКО», назначаемое в соответствии с п.13е типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, для взаимодействия с региональным оператором для реализации «Договора на оказание услуг по обращению с ТКО», которое должно осуществлять эффективную организацию накопления ТБО на контейнерных площадках и в контейнерах - накопителях, обеспечивающую увеличение отбора региональным оператором вторично применяемых фракций из ТКО, для их дальнейшей переработки.
Тем ни менее, как показывает практика, за редким исключением, органам власти и региональным операторам не удается в полной мере реализовать вышеупомянутые программные документы.
Свой негативный вклад в формирование новой для России отходоперерабатывающей отрасли экономик, внесла и пандемия коронавирусной инфекции.
В связи с введением карантина, организации сферы обращения с отходами оказались в числе самых пострадавших. Как отмечают профильные эксперты, по причине перехода граждан на самоизоляцию и на удаленный метод работы объема образования твердых коммунальных отходов увеличился более чем на 15 процентов.
В тоже время, в условиях сложившейся социально – экономической ситуации, наблюдается сокращение платежей граждан и отходообразующих организаций, что требует дополнительных усилий региональных операторов по организации сбора и бесперебойного удаления твердых коммунальных отходов с мест накопления. Из – за этого, несмотря на увеличение объема отходов у юридических лиц и граждан, нарушается стабильная работа региональных операторов по выполнению договорных обязательств.
При этом, в сложившихся условиях профессиональное сообщество волнует не только экономика отрасли и структурная организация ее деятельности, но и текущие проблемы, связанные с неквалифицированной организацией сбора отходов в местах накопления, а также неосведомленностью населения в необходимости изменения правил сбора ТКО и размещения их в контейнерах – накопителях, требования которых направлены на возможность дальнейшего использования ТКО для сортировки и переработки.
К сожалению, сегодня немногие физические и юридические лица понимают, важность такого подхода к накоплению ТКО на контейнерной площадке. В контейнера - накопители выбрасывают энергосберегающие ртутьсодержащие лампы, градусники и батарейки, не всегда сухие отходы сбрасываются в специализированный контейнер отдельно от влажных. Из-за этого снижается качество и объем ТКО направляемого на сортировки, а процент извлечения из отходов фракций для вторичного использование резко уменьшается.
Мониторинг деятельности региональных операторов, которые начали функционировать в регионах с января 2019 года, и результатов реализации договоров на вывоз отходов заключенных ими в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11. 2016 года № 1156, проведенный ППК «РЭО» и ассоциацией «Чистая страна» показывает, что вывозимые с мест накопления ТКО, как правило, имеют смешанный состав, включающий пищевые отходы, а также ртуть содержащие изделия, элементы питания и другие опасные компоненты, что делает содержимое контейнеров - накопителей непригодным для дальнейшей сортировки и переработки.
Более глубокий анализ сложившейся ситуации, показал, что региональные операторы, как правило, не контролирует исполнение требований пункта договора, касающегося назначения собственником отходов «... ответственного лица, за реализацией договора».
Таким образом, введенный подзаконным актом новый институт взаимодействия региональных операторов и собственников ТКО оказался практически невостребованным. Результаты проведенных центрами оценки квалификаций (ЦОК) профессиональных экзаменов для специалистов занятых в сфере обращения с отходами в Ханты – Мансийском автономном округе, Краснодарском и Красноярском краях, Московской и Рязанской областях, гг. Москве и Санкт- Петербурга, а также встречи и общения с соискателями, среди которых были и представители собственников ТКО, свидетельствуют о том, что назначенные сотрудники «ответственными лицами» не обладают необходимыми компетенциями для осуществления эффективной организации накопления ТБО, обеспечивающую увеличение отбора региональным оператором вторично применяемых фракций для их дальнейшей переработки и не понимают для чего их назначили «ответственным лицом» и что от них требуется.
В тоже время именно от эффективности деятельности этих специалистов в отходообразующей организации зависит, что в конечном итоге окажется в контейнерах - накопителях, и как это повлияет на использование их содержимого на мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводах.
Сложившаяся ситуация, а также изменение организационно – экономических условий деятельности в сфере обращения с отходами приводит не только к повышенному спросу на подготовку и переподготовку кадров, но и требует кардинального повышения ее эффективности.
Не секрет, что знания, приобретенные в учебных заведениях, являются не более чем отправным пунктом для формирования конкретных навыков, необходимых для практической работы.
Кроме того и эффективность обучения специалистов организаций претендующих на получение лицензии по обращению с отходами, проводимая в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (89- ФЗ), в учреждениях образования, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
При этом целый ряд исследований показывает, что из совокупности знаний, которые мы ежедневно получаем, 80% приходится на неформальное научение. Этот процесс происходит естественно, спонтанно без специальных программ и преподавателей, вне стен учебных аудиторий.
Работодателю, который стремится к соответствию уровня квалификаций своих работников современным требованиям технологии и организации производства, работнику, видящему в своих знаниях конкурентное преимущество и пытающегося использовать его для укрепления своих позиций в организации, требуется лишь официальное признание имеющихся знаний, навыков и умений.
Эта процедура в полной мере обеспечивается независимой оценкой квалификаций в соответствии с федеральным законом «О независимой оценки квалификаций» (238 - ФЗ).
Таким образом, мы видим, что спрос на инструменты национальной системы квалификаций (профессиональные стандарты, оценочные средства, независимая оценка квалификаций), значительно возрастает, так как они позволяют максимально эффективно использовать ресурсы граждан и работодателей для обеспечения качества профессиональной квалификации, через процедуру независимой оценки.
В этой связи хотелось бы проиллюстрировать спонтанно возникший «выход» из довольно щекотливой ситуации, которая довольно часто повторялась на оф – лайн и он – лайн мероприятиях, которые проводил СПК ЖКХ.
Работодатели адресовали модератору вопрос – «Зачем мы будем тратить средства на независимую оценку квалификации, когда работник получив Свидетельство о квалификации, может уйдет на другое предприятие?». На недавно проведенном онлайн – семинаре на заданный вопрос ответ неожиданно «пришел» от одного из участников, он ответил: «Я не боюсь, что они уйдут от меня квалифицированными специалистами, я больше боюсь, что они останутся и будут работать у меня неквалифицированными работниками!»
Действительно в упомянутом федеральном законе не были сделаны акценты ни на «добровольность» ни на «обязательность» использования независимой оценки при установлении квалификационного уровня персонала организации. Это должны быть осознанные действия как со стороны работодателя, так и со стороны самого работника.
Тем ни менее, в ряде случаев возникает объективная потребность в необходимости подтверждения определенных квалификаций, наличие которых влияет на безопасность или эффективность определенного вида деятельности.
Яркий пример – сфера эксплуатации лифтового хозяйства, где в 2017 году была введена обязательность наличия у персонала лифтовых организации Свидетельства о квалификации полученное в соответствии с 238 – ФЗ, которое стало гарантией безопасности эксплуатации лифтов.
Катализатором необходимости обязательности наличия аналогичного свидетельства по одной лишь квалификации в сфере обращения с ТКО - «Техник по обращению с отходами», требованиями которой должен облжно «ответственное лицо» назначаемое собственником отходов, является федеральный проект «Комплексная система обращения с отходами», реализация которого должна обеспечить существенное увеличение переработки отходов и снижение их захоронения.
В этих условиях оценка квалификации работников ответственных за соблюдение требований «Договора на оказание услуг по обращению с ТКО» с региональным оператором является объективно необходимым элементом деятельности по обращению с ТКО, способствующим наличию в отходообразующих организациях специалистов способных обеспечить эффективную реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО».
Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ обладает всеми необходимыми инструментами для решения проблем повышения и признания квалификаций специалистов отходообразующих предприятий на соответствие требованиям региональных операторов.
Как отмечалось, необходимые профессиональные стандарты сегодня утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России.
Утверждены соответствующие наименования квалификаций, включая наименование квалификаций «Техник по обращению с ТКО», функциональные обязанности которого соответствуют деятельности «ответственного лица», разработаны соответствующие оценочные средства, образовательные программы, по которым возможна подготовка специалиста или соискателя на должность ответственного исполнителя в отходообразующем предприятии.
Вопрос независимой оценки квалификаций работников отходообразующих организаций получил широкую огласку среди профессионального сообщества.
В Комиссию СПК ЖКХ по обращению с ТКО поступают предложения от физических и юридических лиц, которые участвуют в обсуждении отраслевой рамки квалификаций, касающиеся введения обязательности прохождения независимой оценки квалификций специалистами отходообразующих организаций взаимодействующих с региональным оператором по реализации договоров по оказанию услуг по вывозу ТКО.
Эти предложения, а также опыт организации и проведения профессиональных экзаменов, осуществляемый центрами оценки квалификаций и региональными операторами на местах, с одной стороны позволили сформировать инновационный подход к оплате процедуры независимой оценки квалификаций, в соответствии с которым, если работник подтвердил искомую квалификацию, стоимость экзамена оплачивает работодатель, если экзамен не сдан, стоимость экзамена оплачивает соискатель, а с другой стороны привели к необходимости:
- ускорения утверждения отраслевой рамки квалификаций в сфере обращения ТКО, в которой была бы представлена вся линейка квалификаций (профессий и должностей рабочих и служащих) осуществляющих деятельность по накоплению, транспортировке, обезвреживанию, сортировке, переработке, сжиганию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- актуализации оценочных средства для сдачи профессионального экзамена по квалификации «Техник по обращению с отходами» (5 уровень квалификации), с учетом потребности в знания, навыках и умениях необходимых «ответственному лицу» по требованиям региональных операторов;
- внесения изменений в локальный нормативный акт субъекта Федерации «Порядок сбора твердых коммунальных отходов» утверждаемый региональными органами исполнительной власти, в части того, что;
а) «собственник ТКО должен в соответствии с договором назначить ответственное лицо на оказание услуг по взаимодействию с региональным оператором, а также гарантировать квалификацию указанного лица, подтвержденную в соответствии с ФЗ «О независимой оценки квалификаций»»;
б) «региональный оператор вправе требовать сведения о назначении ответственного лица и наличия у него Свидетельства о квалификации выданного в соответствии с ФЗ «О независимой оценки квалификаций»»;
- разработки нового профессионального стандарта описывающего трудовые функции и трудовые действия, знания и умения специалиста по виду деятельности связанному с организации и накоплением ТКО;
- направления предложений в Минприроды России, о необходимости внесения дополнений в постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в части включения в него требований о наличия у «ответственного лица» собственника ТКО Свидетельства о квалификации, полученное в соответствии с законом о независимой оценки квалификаций.
Как свидетельствуют поступающие в адрес Комиссию СПК ЖКХ по обращению с ТКО предложения, эти инициативы поддерживаются большинством представителей профессионального сообщества.

Владислав Владимирович Жуков
Член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации ФС РФ;
Член Экспертного Совета Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
Член Общественного Совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Член Научно-Технического Совета Росприроднадзора;
Эксперт Нац Проекта "Экология".

Чернышов Леонид Николаевич
Экс – зам. министра строительсьва и ЖКХ РФ, д.э.н., профессор

 

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 19.08.2020 19:00
Просмотров: 752