Кадровый голод, Северный завоз, инфраструктура и жилье. Ассоциация полярников провела исследование об успехах, проблемах и перспективах развития арктических регионов

 Кадровый голод, Северный завоз, инфраструктура и жилье.  Ассоциация полярников провела исследование об успехах, проблемах и перспективах развития арктических регионов - фото 1Ассоциация полярников провела опрос среди региональных и муниципальных органов власти Арктической зоны РФ о направлениях социально-экономического развития и приоритетах реализации государственной политики АЗРФ за 2021 год.

Также выступили респондентами органы власти неарктических субъектов для получения информации о состоянии и перспективах межрегиональной кооперации в реализации арктических проектов. 

Цель исследования  – получение актуальных данных для содействия в совершенствовании государственной арктической политики.

По результатам опроса органов власти АЗРФ:

Наибольшее внимание респондентов вызывает привлечение профессиональных кадров, организация Северного завоза, вопросы оттока населения и модернизации системы медицинской помощи, поддержка жилищного строительства. При этом именно достижения в социальной сфере и ЖКХ участники опроса отмечают в первую очередь.

Для продолжения развития экономической деятельности необходимо принятие мер по упрощению нормативных требований, например, сокращение времени на прохождение различных экспертиз для арктических проектов, формирование системы субсидий в целях снижения стоимости электроэнергии, внесение изменений, связанных с сокращением административных процедур финансово-кредитных организаций при рассмотрении документов на получение кредита резидентами АЗРФ.

Выше всего участники опроса оценили реализацию двух ключевых направлений регионального развития в 2021 году — Арктический гектар и действие преференциальных режимов. Наибольшее беспокойство у арктических органов власти вызывают темпы цифровизации и ситуация в сфере охраны окружающей среды.

Респонденты также отмечают, что социальные стандарты и нормативы для Арктики должны соответствовать природно-климатическим и транспортно-географическим условиям арктического макрорегиона.

В сфере транспортной доступности опрошенных в первую очередь волнует развитие малой и региональной авиации, речное судоходство, а также создание приспособленной к условиям вечной мерзлоты транспортной инфраструктуры, включая круглогодичные автомобильные дороги. В качестве одной из важнейших мер, направленной на повышение транспортной доступности, были названы субсидирование авиасообщения для конечных потребителей, а также софинансирование грузовых перевозок в АЗРФ.

А вот вопросы развития Северного морского пути не попали в центр внимания – по мнению регионов, приоритет в развитии арктического судоходства за федеральными органами власти. 

В вопросах экологии и защиты окружающей среды повсеместно отмечается низкая приспособленность мусорной реформы к арктическим условиям, в том числе, фактическая невозможность выполнения ряда нормативов в АЗРФ, а также сложности работы для единого регионального оператора в условиях ограниченного транспортного сообщения. Также среди ключевых проблемных вопросов респонденты выделяют сложности, связанные с раздельным сбором и утилизацией отходов и недостаточным числом организованных мест накопления ТКО. В сфере защиты окружающей среды особенно остро встал вопрос о питьевой воде. Согласно результатам опроса, в некоторых регионах износ систем водоснабжения и очистки сточных вод составляет более 90%, что негативно сказывается как на состоянии арктических водоемов, так и здоровье населения.

В сфере телекоммуникаций участники обратили особое внимание на необходимость использования возможностей ВОЛС «Полярный экспресс» для подключения максимального количества населенных пунктов и федеральных мер поддержки в сфере цифровизации хозяйственной деятельности. По организации «Северного завоза» присутствует сильный запрос от большинства респондентов на централизацию механизмов управления, однако ряд МО (например, в ЯНАО) оценили процедуру «Северного завоза» на отлично в текущих условиях.

Можно констатировать, что значительной проблемой реализации государственной политики и национальных проектов остается недостаточная степень адаптированности федерального законодательства к арктическим реалиям. Экономические, социальные, экологические климатические и транспортно-географические условия требуют особого подхода к формированию нормативной базы для Арктики. В целях обеспечения социально-экономического развития АЗРФ предлагается совершенствовать механизмы по оценке и адаптации законодательства к реальным арктическим условиям, продолжить политику создания особых условий для макрорегиона.

По результатам опроса  неарктических регионов 

Значительным фактором, ограничивающим взаимодействие и вовлеченность в арктические проекты, является недостаток действенных механизмов межрегиональной кооперации и крайне низкая информированность в целом по России о потребностях, нуждах и возможностях, которые открыты в АЗРФ. Как показывает опрос, знакомы с арктическими программами, как правило, только регионы, предприятия которых уже принимают участие в освоении Арктики. Таким образом, в целях углубления межрегионального взаимодействия в условиях необходимости своевременного замещения импортируемых в АЗРФ товаров и технологий предлагается активизировать вовлечение неарктических субъектов федерации в проекты, реализуемые в АЗРФ. В целях повышения эффективности сотрудничества между регионами также предлагается:

Опрос проводился с 5 по 26 февраля 2022 года. С полными результатами и выводами можно ознакомиться по ссылке.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 17.05.2022 16:43
Просмотров: 1144