Импортозамещение в отрасли отопительных систем

 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 17 декабря 2016 года в Совете Федерации (Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26) прошли парламентские слушания на тему: «Импортозамещение продукции высоких переделов на примере отрасли производства систем отопления».

Парламентские слушания были посвящены обсуждению следующих вопросов:
- перспективы и проблемы развития импортозамещения в отрасли производства систем отопления;
- защита прав потребителей: повышение уровня безопасности и качества продукции отечественных отопительных систем;
- введение обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов, последствия принятия данного проекта для рынка отопительных приборов;
- меры поддержки инвестиционных проектов в отрасли производства систем отопления с использованием инструментов Фонда развития промышленности (ФРП).
Заседание прошло под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергея Владимировича Шатирова.
Было заслушано пятнадцать докладов и сообщений, с которыми, в том числе, выступили:
- Квашнин Александр Васильевич, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО»;
- Кирьянов Артем Юрьевич, первый заместитель председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ;
- Лоцманов Андрей Николаевич, председатель Совета по техническому урегулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли РФ;
- Пугачёв Сергей Васильевич, заместитель исполнительного директора Национального объединения строителей (НОСТРОЙ);
- Боргардт Владимир Иванович, начальник управления региональной политики Фонда развития промышленности;
- Мигин Сергей Владимирович, заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации.
В своем приветственном слове С.В. Шатиров акцентировал внимание участников парламентских слушаний на том, что вопросы импортозамещения в отрасли производства систем отопления прорабатываются Комитетом Совета Федерации по экономической политике уже более полутора лет, а новейшая история развития российского производства в компактной отрасли отопительных приборов является во многом показательной и в чем-то даже уникальной.
«Показательным моментом является то, что для дальнейшего развития данной отрасли не требуется выделение бюджетных средств и других финансовых инструментов господдержки, а речь идет только об одном – создать условия для импортозамещения на внутреннем рынке и роста на нем доли продукции отечественного производства, оказать нашим производителям нормативную и организационную помощь» – подчекнул СВ. Шатиров.
Отметив положительную динамику роста объемов производства и доли российских товаров на рынке отопительных приборов, член Совета Федерации также обозначил два основных проблемных вопроса, которые еще предстоит решить для обеспечения форсированного импортозамещения в отрасли.
Во-первых, российские производители отопительных приборов по-прежнему не имеют никаких преференций при доступе к госзакупкам, а доступ сомнительных иностранных товаров к ним никак не урегулирован, не ограничен.
Во-вторых, в работе по продвижению российских товаров на рынке отопительных систем недостаточно активную роль играет Минстрой России, в связи с чем, Минстрою России необходимо подключиться к работе по импортозамещению в отрасли производства отопительных приборов.

 

 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 2

 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 3 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 4
С основным докладом слушаний выступил А.В. Квашнин. Российские производства отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) в настоящее время функционируют в 18 субъектах Российской Федерации, входящих в состав семи федеральных округов (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Красноярский и Приморский края, Владимирская, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Челябинская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).
В ближайшие два-три года планируется создать такие производства еще в пяти регионах России (Республика Ингушетия, Пермский и Ставропольский края, Калининградская и Липецкая области), в результате чего число отечественных производств отопительных приборов к 2020 году увеличится до 30 предприятий.
При этом российские предприятия производят весь существующий спектр видов отопительных приборов: алюминиевые и биметаллические секционные радиаторы отопления, стальные панельные радиаторы отопления, чугунные батареи эконом- и премиум-сегментов, конвекторы отопительные различных типов монтажа (настенные, напольные, внутрипольные из черных и цветных металлов).
В 2016 году российским производителям отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) удалось увеличить объемы производства на 20%, что привело к росту потребления на внутреннем рынке (с 24% до 30%).
Достижение данного результата обусловлено тем, что российские производители в последние годы вложили в создание и расширение производств отопительных приборов на территории Российской Федерации значительные объемы частных инвестиций без привлечения средств государственной поддержки. К 2020 году предполагается дальнейшее снижение доли импорта на внутрироссийском рынке до 30-50%.
В связи с отсутствием обязательных требований продукция иностранного производства зачастую поставляется по заниженным ценам, нередко сопровождается недостоверными (завышенными) потребительскими характеристиками на упаковке и в сопроводительной документации, а также не соответствует требованиям стандартов (ГОСТам), что создает угрозу аварий (разгерметизации) отопительных приборов.
В этой связи для защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаров и поддержки отрасли российского производства необходимо рассмотреть вопрос о введении ряда мер государственного регулирования.
Во-первых, в настоящее время завершено публичное обсуждение подготовленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия», который предусматривает введение обязательной сертификации всех типов радиаторов отопления и конвекторов отопительных. В рамках публичного обсуждения указанный проект полностью поддержан российскими производителями и предпринимательскими объединениями.
Во-вторых, крайне незначительной по-прежнему остается доля радиаторов отопления и конвекторов российского производства, поставляемых на социально значимые объекты в рамках государственных и муниципальных закупок (не более 5-10%).
В этой связи необходимо обеспечить предоставление российским производителям отопительных приборов преференций при участии в государственных (муниципальных) закупках путем установления ограничений или условий допуска иностранных товаров данной категории к таким закупкам.
По экспертным оценкам, введение указанных мер позволит уже в течение года в 3-4 раза увеличить объем государственных и муниципальных закупок радиаторов отопления и конвекторов российского производства.
В-третьих, необходимо обеспечить системную основу для работы таможенных органов по упорядочению осуществления импорта на территорию Российской Федерации отопительных приборов из иностранных государств, включая контроль достоверности таможенной стоимости ввозимых товаров.
В настоящее время данная работа существенно затруднена из-за отсутствия в отношении наиболее популярных типов радиаторов отопления (алюминиевых и биметаллических) отдельных кодов в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Положения ТН ВЭД ЕАЭС в данной части существенно устарели, поскольку содержат коды только на чугунные батареи и стальные радиаторы, в то время как на трендовую продукцию, ввозимую в Россию в три раза больших объемах, коды ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют.

 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 5 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 6 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 7 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 8
О возможностях применения инструментов общественного контроля для повышения уровня безопасности и качества продукции отопительных систем и об активном использовании АПРО данных механизмов при проведении общественных проверок торговых сетей, что уже дало конкретные результаты, сообщил А.Ю. Кирьянов
Предложения о необходимости повышения эффективности контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, наведения порядка на рынке органов по сертификации и испытательных лабораторий, введения процедуры нотификации органов по оценке соответствия отдельных групп товаров, а также более активного использования механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» представил А.Н. Лоцманов.
Он отметил: «Необходимо добиваться включения в разрабатываемый проект «Стратегии развития России на период до 2035 года» комплекса мер защиты добросовестных производителей, повышения эффективности рыночного контроля за качеством товаров, развития импортозамещения и активизации борьбы с контрафактом и фальсификатом».
С докладом о создании Подсистемы добровольной верификации оборудования, приборов и изделий для систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений в рамках системы добровольной оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ выступил С.В. Пугачев. При внедрении Подсистемы в первоочередном порядке будет организовано проведение процедуры верификации отопительных приборов с формированием перечней продукции прошедшей и не прошедшей верификацию, так называемых «черного и белого списков», информация о которых будет доведена до сведения саморегулируемых организаций, членами которых являются все участники строительного рынка (более 120 000 подрядных организаций).
«Уже в текущем месяце НОСТРОЙ будут утверждены необходимые для организации проведения верификации документы, а также отобраны первые лаборатории, с января следующего года начнется собственно проведение процедуры верификации, которую в достаточно короткие сроки планируется распространить более чем на 100 видов оборудования, приборов и изделий для систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений» – анонсировал дальнейшие перспективы работы по данному направлению С.В. Пугачев.
При этом он обратил внимание, что внедряемая в рамках верификации система использования QR-кодов и открытых данных сайтов НОСТРОЙ, АПРО и АПИК позволит обеспечить проверку любым потребителем в режиме реального времени достоверности прохождения верификации и соответствия данных на упаковке результатам испытаний.
С.В. Пугачев также проинформировал о перспективной возможности установления ссылок на ГОСТ в отношении отопительных приборов в стандартах НОСТРОЙ на строительные работы по монтажу систем отопления, поскольку с 1 июля 2017 г. такие стандарты будут носить обязательный характер.
О возможностях и инструментах финансирования и поддержки инвестиционных проектов по созданию новых производств, имеющихся у Фонда развития промышленности, проинформировал представителей отрасли В.И. Боргардт.
Росаккредитация проводит работу по устранению недобросовестных органов по оценке соответствия, по результатам которой из реестров аккредитованных лиц уже исключено 3 тысячи испытательных лабораторий из 9 тысяч (33%) и 900 органов по сертификации из 1 800 (50%), сообщил в своем выступлении С.В. Мигин.

 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 9 Импортозамещение в отрасли отопительных систем - фото 10
Все участники состоявшихся парламентских слушаний высказали консолидированную позицию о необходимости создания на российском рынке отопительных приборов равных условий конкуренции, обеспечения соответствия радиаторов и конвекторов всем требованиям ГОСТ, а также поддержали инициативу о введении обязательной сертификации отопительных приборов.
В настоящее время подготовлен проект рекомендаций парламентских слушаний, предусматривающий конкретные предложения о принятии на государственном уровне мер по развитию импортозамещения на рынке продукции отопительных систем путем совершенствования: инструментов стимулирования отраслей промышленности, таможенно-тарифного регулирования, технического регулирования, стандартизации и аккредитации, строительного нормирования, регулирования государственных закупок и закупок в сфере ЖКХ, государственного контроля и надзора, а также противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
После доработки с учетом состоявшегося обсуждения рекомендации парламентских слушаний будут направлены в федеральные органы исполнительной власти, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованным организациям и объединениям.

Сергей Козлов

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 08.12.2016 14:03
Просмотров: 913