Форум государств - участников СНГ "СНГ+МИР" 2020

Форум государств - участников СНГ «СНГ+МИР». 13 марта 2020 года в Конгресс-центре Центра международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12) прошел Международный экономический Форум государств – участников СНГ 2020. Ключевая тема форума - «СНГ+Мир».

Международный экономический Форум государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) является авторитетной ежегодной площадкой для открытого диалога предпринимателей и представителей первых лиц стран СНГ с возможностью принятия взвешенных решений, лучшего понимания интересов друг друга, становления долгосрочных партнерских отношений, получения обратной связи и планирования дальнейших шагов по эффективному развитию экономики стран СНГ.

Форум государств - участников СНГ "СНГ+МИР" 2020 - фото 1Цель форума: дальнейшее развитие стратегического экономического сотрудничества государств участников СНГ, укрепление стабильности и неуклонное расширение многостороннего конструктивного диалога во имя глобального мира и прогресса.
С 1 января по 31 декабря 2020 года в соответствии с решением Ашхабадского саммита СНГ к Узбекистану перешло председательство в Содружестве.
Форум прошел при форсмажорных обстоятельствах: с одной стороны - коронавирус, с другой - обрушившиеся цены на нефть и национальные валюты.
Ведущим пленарного заседания был председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев.
С докладами и сообщениями выступили:
- Кучкаров Джамшид Анварович - председатель Экономического совета СНГ, заместитель премьер-министра Республики Узбекистан - Министр экономики и промышленности Республики Узбекистан;
- Оверчук Алексей Логвинович - член Экономического совета СНГ, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
- Мясникович Михаил Владимирович - председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии;
- Панкин Александр Анатольевич - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации;
- Норов Владимир Имамович - генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества;
- Бельянинов Андрей Юрьевич - председатель Правления Евразийского Банка Развития;
- Яковицкий Алексей Андреевич - генеральный директор АО ВТБ Капитал;
- Катырин Сергей Николаевич - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
- Рапота Григорий Алексеевич - Государственный секретарь Союзного государства;
- Павлов Сергей Алексеевич - первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги»;
- Пивовар Ефим Иосифович - президент ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».
В своем выступлении А.Л. Оверчук подчеркнул: «Весьма важным моментом является то, что Содружество Независимых государств основано на принципах равноправия и взаимоуважения и благодаря русскому языку между нашими странами отсутствует языковой барьер, что является нашим безусловным преимуществом со многими другими интеграционными объединениями.
За почти 30 лет своего существования Содружество Независимых государств смогло сформировать свой собственной нормативно-правовой базис, который сохраняет нашу общность, определяя предпосылки для дальнейшего движения вперед.
Ключевую роль в углублении сотрудничества сыграло введение режима свободной торговли, действующего на основе Договора о свободной торговле от 2011 года, а также результаты применения подписанного еще в 2009-м году документа о правилах определения страны происхождения товаров.
На заключительной стадии находится план выполнения мероприятий, находится реализация третьего этапа Стратегии экономического развития СНГ.
В целях дальнейшего углубления нашего сотрудничества и создания комплиментарной экономической системы, готовится проект Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года».
«Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года и Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года будут работать на благо народов стран евразийского пространства. Документы помогут решить проблему замедления роста экономик стран-участниц.
Мы убеждены в том, что и для СНГ, и для ЕАЭС международное разделение труда и партнерское взаимовыгодное сотрудничество было и остается приоритетом. Мы уверены, что эффективная хозяйственная деятельность при бурном инновационном развитии невозможна в условиях отдельно взятых экономик, даже крупных. Поэтому наши интеграционные объединения: и Союзное государство Беларуси и России, и Евразийский экономический союз, и Содружество Независимых Государств - ставят перед собой достаточно амбициозные задачи опережающего экономического роста.
Полагаю, что Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года - это программы взаимодополняемые, они обеспечат консолидированные действия СНГ и ЕАЭС в интересах наших государств и народов», - заявил М.В. Мясникович.
Он назвал четыре инструмента для стимулирования экономик ЕАЭС: создание евразийских транснациональных корпораций, развитие общей инфраструктурной платформы, формирование системы цифровых транспортных коридоров и эффективное техническое регулирование ЕАЭС.
«В организационном плане предстоит сделать всё для того, чтобы крупный бизнес сконцентрировался в евразийских транснациональных корпорациях, только тогда будет совместный бизнес и не будет такой большой необходимости использовать административный ресурс для цели интеграции», - подчеркнул Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Свое выступление Г.А. Рапота начал с констатации: «На сегодня структура СНГ устоялась, Я бы назвал этот Союз площадкой взаимного доверия. Потому что есть вопросы, которые в такой большой компании невозможно решить консенсусом. Но то, что есть возможность обсуждать проблемы, в том числе и между государствами, у которых натянутые отношения, это уже хорошо. Очень важно сохранить вот эту формулу общения».
Далее он отметил, что когда мы говорим о трудных временах, то они всегда трудные, другого не бывает: «В этом году свои особенности. Цены на нефть рухнули, наметился экономический кризис. Это не говоря о медицинских проблемах – это отдельная тема, хотя она непосредственно затрагивает экономику стран. Как выживать в такой ситуации?
Чтобы понять это, нужно вспомнить исторические примеры, скажем, в послевоенные годы, 46-47 годы, жесточайший кризис в Европе. И все государства переходят и ориентируются только на двусторонние отношения. Причем ширится практика барьеров и ограничений, которые нам сегодня что-то напоминают. Встал вопрос, что делать дальше. И тогда мудрый министр иностранных дел Франции Шуман провозгласил идею о создании европейского объединения угля и стали. Он мотивировал это лозунгом о том, что такое объединение должно служить укреплению мира в регионе и ликвидировать вековые разногласия, которые существовали между Францией и Германией.
То есть во время той кризисной ситуации все обернулись в сторону интеграции. Это первый урок: Мы не можем жить в изоляции, это не продуктивно и ни к чему хорошему не приводит.
Второй урок – это великая депрессия 1929-30 годов. То, как США выходили из этого кризиса, - классический пример. Вместо того, чтобы раздавать всем оставшимся без работы деньги, правительство создало рабочие места. За счет этого решили ряд серьезных экологических проблем, построили автострады, которыми потомки пользуются до сих пор. Все это стало возможным, потому что резко усилилась роль государства в экономике. А ведь США – сугубо рыночное государство. Видимо, в каждой стране наступает период, когда роль исполняющих органов власти становится решающей.
Какие выводы можно сделать из этих примеров? Первое: нам нужно определить такие направления деятельности, где бы мы могли объединить созидательные усилия всех стран. Это может быть и в рамках ЕвраЗЭС, СНГ, Союзного государства, ШОС. Нужны какие-то мощные, важные, интересные проекты. Впрочем, любой важный проект интересен.
Проекты должны быть для разных регионов. Взять, например, Среднюю Азию - в свое время мы активно обсуждали вопросы энергетического регулирования. Если брать Беларусь, Россию, Кавказские республики, то здесь могут быть востребованы вопросы транспортного потенциала. Всем известно, что прохождение высокоскоростной автодороги автоматически увеличивает валовой региональный продукт на 6-9%. Это дополнительный источник благополучия и решения социальных вопросов.
И таких проектов, которые бы нас поднимали и показывали нам перспективы, может быть много. Возможно, стоит посвятить этому вопросу отдельную конференцию в рамках СНГ или ЕвразЭС. Мы готовы в этом поучаствовать.
Я бы предложил рассмотреть вопросы экономического развития Российской Федерации как системообразующей нации в привязке к интересам тех стран, которые участвуют в наших интеграционных проектах. Если, скажем, речь идет о развитии Арктических регионов России, да еще связанных транспортной инфраструктурой с центрально-азиатскими регионами и Закавказьем, то это было бы интересно для всех, а не только для России. Это, во-первых, использование технологических ресурсов всех стран, а также поставка с юга сельхозпродукции, которой так не хватает на севере. Или высокоскоростные магистрали на территории России приведут к развитию транспортного потенциала всех. Это только несколько примеров, думаю, что обсуждение этой темы среди специалистов могло бы быть очень интересным. Я бы предложил подумать над этими практическими вещами. Если идеи окажутся интересными, мы готовы принять в них самое активное участие».
Проблемам малого и среднего бизнеса посвятил свое выступление С.Н. Катырин: «В информационной работе по развитию взаимодействия бизнеса, структуры стран Содружества традиционно опираются, прежде всего, на крупный бизнес. Это не совсем верно. Живой, реальный бизнес – это, прежде всего, малое и среднее предпринимательство, которое играет огромную роль и в экономике, и в повседневной жизни людей, которое первым сталкивается с проблемами. Именно МСП в первую очередь следует уделять внимание, развивать его, поддерживать. Это первое.
Второе. Надо работу всех институтов синхронизировать с экономическими процессами, с жизнью. Бизнес реагирует на изменения моментально, сделки совершаются быстро, за минуты, а вот работа институтов, обеспечивающих развитие экономики и деятельность бизнеса, очень нескоро дает результаты.
Третье. Наступает – собственно, уже наступила – цифровая эпоха. Надо учиться всем интеграционным институтам, институтам развития бизнеса работать дистанционно, экономя, таким образом, время и средства. Так, даже заседание Делового совета БРИКС в апреле будет проведено на полях ТПП РФ именно таким образом, в режиме видеоконференции, Надо соответствовать требованиям времени».

ВИДЕО

Об интеграционных процессах на железнодорожном транспорте рассказал в своей презентации С.А. Павлов. Он напомнил, что в соответствии с Соглашением глав правительств государств - участников СНГ в 1992 году создан Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
ОАО «РЖД» продолжило реализацию мероприятий по повышению эффективности взаимодействия с железными дорогами стран СНГ и Балтии с колеей 1 520 мм – нашими ближайшими соседями и основными партнерами по грузоперевозкам и пассажирскому сообщению.
Бесспорными преимуществами «пространства 1520» с общей колеей являются единые технологические стандарты, исторически сложившиеся долгосрочные деловые связи, единое информационное пространство, уникальное геоэкономическое положение с точки зрения огромного транзитного потенциала, работоспособные механизмы формирования конкурентоспособных тарифов, дальнейшей гармонизации нормативно-правовой базы, осуществления совместных инвестиций в развитие инфраструктуры. Выработка согласованных подходов к определению стратегии развития «пространства 1520» позволяет компаниям железнодорожного комплекса оптимизировать использование ресурсов и достигать эффективных результатов. Растущий рынок «пространства 1520» становится все более привлекательным для крупных мировых производителей железнодорожной техники и технологий, что открывает широкие возможности для международной кооперации.
Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база взаимодействия железных дорог Содружества. Вопросы эксплуатационной деятельности железных дорог решаются совместно.
Благодаря этому в 2019 году объем перевозок пассажиров составил 1 856 млн человек, по сети железных дорог Содружества перевезено 2 млрд тонн грузов, объем перевозок грузов в контейнерах составил 44,7 млн тонн.
В апреле 2018 года была создана АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»), учредителями которой стали: ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы».
Компания осуществляет основную производственную деятельность по организации и развитию контейнерного транзита на территории стран-участников проекта. В 2019 году общий объем перевозок контейнерных грузов в сервисах АО «ОТЛК ЕРА» составил 333 тыс ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент). По основным маршрутам АО «ОТЛК ЕРА» было отправлено более 3 тыс контейнерных поездов.
Развивается сотрудничество и на двусторонней основе.
С Республикой Беларусь реализуется проект организации дневною скоростного пассажирского сообщения Москва - Минск. Начало движения запланировано на конец 2020 года.
С Республикой Казахстан Согласованная тарифная политика. В 2019 году увеличены объемы перевозок пассажиров на 1,3%, грузов на 2%.
В Республике Армении в концессионное управление передана ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Повышена безопасность движения, осуществляются ремонт и модернизация подвижного состава и инфраструктуры железных дорог Армении.
В завершении пленарного заседания прошла церемония награждения памятным знаком «Лидер бизнеса СНГ».
В рамках Форума работали контактно-кооперационная биржа, выставки-презентации.
Решением Совета глав государств СНГ (от 28 сентября 2018 года)
2021 год объявлен «Годом архитектуры и градостроительства в СНГ». На прошедшем перед пленарным заседанием Форума 85-м заседание Экономического совета Содружества Независимых Государств, был одобрен План мероприятий, предполагающий проведение в течение 2021 года архитектурных и градостроительных форумов и конкурсов, выставок, тематических научно-практических конференций, «круглых столов» и семинаров.

А сейчас выступление президента ТПП РФ Сергея Николаевича Катырина на Международном экономическом Форуме государств — участников СНГ  14 марта 2020 года.
На видео от корреспондента «ЭкоГрада» Сергея Козлова выступление президента ТПП РФ Сергея Николаевича Катырина на Международном экономическом Форуме государств — участников СНГ 2020. Который состоялся 13 марта 2020 года в Конгресс-центре Центра международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12). Главы делегаций стран содружества обсудили актуальные вопросы, охватывающие различные сферы экономического сотрудничества. Также, были рассмотрены проекты, посвященные Году архитектуры и градостроительства в Содружестве Независимых Государств в 2021 году, рассмотрен проект приоритетных направлений партнерства стран-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года. Проект содержит в себе, вопросы «цифровизации», снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду, сотрудничества в области обеспечения транспортной безопасности.


Выступление президента ТПП РФ Сергея Николаевича Катырина на Международном экономическом Форуме государств — участников СНГ 2020 ВИДЕО

 

 

Руководители делегаций обсудили и проект реализации Концепции согласованной социальной и демографической политики на 2020–2023 годы. Этот проект направлен на улучшение взаимодействия в отраслях охраны труда, принятие мер по поддержанию эффективной занятости населения, обеспечение соцподдержки нуждающихся граждан. Также, были представлены проекты, посвященные Году архитектуры и градостроительства в СНГ на 2021 год. Участники совета выступили, также в пленарном заседании Международного экономического форума «СНГ+МИР». Форум призван способствовать развитию конструктивного практического диалога власти и бизнеса. В программу включены Международный туристический конгресс «СНГ+МИР 2020» и различные тематические секции. Напомним, что Экономический совет СНГ был сформирован в апреле 1999 года. Также, является исполнительным органом, обеспечивающим выполнение соглашений социально-экономического партнерства. Заседания совета проводятся не реже, чем 1 раза в квартал. Председатель Совета глав государств в 2020 году — Шавкат Мирзиеев.

 

 

Сергей Козлов

 

 

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 17.03.2020 21:50
Просмотров: 867