Чтобы экологических правонарушений стало меньше, надо ликвидировать «лазейки» и ужесточить меры

Депутаты – члены Комитета по экологии и охране окружающей среды, представители Генеральной прокуратуры РФ и Росприроднадзора обсудили, где «хромает» система надзора за соблюдением природоохранного законодательства, что надо сделать, чтобы нарушений становилось меньше.

Чтобы экологических правонарушений стало меньше, надо ликвидировать «лазейки» и ужесточить меры - фото 1По просьбе депутатов Генпрокуратура проанализировала, на что чаще всего жалуется население.
По данным Генпрокуратуры, за прошлый год было выявлено 288 тысяч нарушений законов в экологической сфере. К нарушителям применялись различные меры прокурорского реагирования. В суды направлены иски на сумму 7 млрд. рублей. Было возбуждено почти 2 тысячи уголовных дел.
При этом, как заметил представитель Генеральной прокуратуры Евгений Надыршин, применяемые санкции не могут удержать желающих переступить закон. Они во многом неэффективны. Так, например, таксы штрафов за браконьерство не пересматривались с 2000-го года. Штраф за вылов одной особи стерляди составляет 420 рублей, тогда как на рынке килограмм этой ценной рыбы стоит в 3 раза дороже. Штраф за вылов касатки – 50 000 рублей, а на нелегальном рынке за нее дают 7 млн. долларов. Прокурор привел и такой пример. Печорской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Коми был установлен факт сокрытия розлива нефти на технологическом нефтепроводе. Статья 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволила оштрафовать предприятие-нарушителя всего на 80 тысяч рублей, это мизер по сравнению с нанесенным экологическим уроном.
Дело не только в назревшей необходимости увеличивать размеры штрафов. Некоторые методики оценки экологического ущерба до сих пор не утверждены. Взыскать какие-либо штрафы вообще не представляется возможным. К примеру, до сих пор не разработана методика расчета вреда при загрязнении атмосферного воздуха
Прокурор обратил внимание на мягкость закона в части конфискации орудий правонарушений. По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Рамиля Низамова, эта же проблема существует и при незаконной транспортировке отходов на свалки. Зафиксировав нарушение, контролирующие органы не могут поставить машину на штрафстоянку, так как изъять имущество можно только у собственника, по факту чаще всего приходится иметь дело с арендаторами.
Подводя итог состоявшегося разговора, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева обозначила план дальнейшей совместной работы. «Предложения Генпрокуратуры будут проанализированы, мы составим план-график ликвидации правовых пробелов. В первую очередь внимание будет обращено на те вопросы, по которым в прокуратуру и Росприроднадзор поступает наибольшее количество жалоб от населения. Мы будем корректировать законодательство в своей зоне ответственности. Что касается подзаконных актов, то коллеги из Минприроды и Росприроднадзора должны быть более активными. По информации Генпрокуратуры, сегодня не приняты более 40 нормативных актов и методик. Значит, федеральные законы не могут работать в полную силу». Ольга Тимофеева также обратила внимание на качество ответов, которые получают люди из органов прокуратуры и Росприроднадзора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить