По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», понятие блогер стало частью повседневной жизни, при этом самих блогеров сегодня воспринимают уже не просто как писателей-энтузиастов, но, прежде всего, как людей, зарабатывающих на этом деньги.
МОСКВА, 14 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме блогов и блогеров.
Понятие «блогер» с годами становится все более общепринятым: за 4 года с 26% до 6% сократилось число тех, кто не знаком с ним вовсе, и, одновременно, с 41% до 69% увеличилась суммарная доля ответов респондентов, способных дать ему то или иное определение.
При этом читать блоги за последние несколько лет чаще не стали: как в 2013 г., так и в 2017 г., среди интернет-пользователей, читательская аудитория блогов составляет 33%. Блоги чаще просматривают молодые люди от 18 до 24 лет (56%) и мужчины (38%), чем представители других возрастных групп (от 28% до 33%) и женщины (29%).
Самым известным в стране блогером, по результатам опросов, остается Дмитрий Медведев. В то же время, согласно анализу компании «Медиалогия», самыми цитируемыми блогерами в российских СМИ стали Дональд Трамп (СМИ сообщали, что он опроверг сообщения журналистов о том, что российские спецслужбы имеют на американского президента компромат), Алексей Навальный и Мария Захарова.
Тяга к сочинительству, ранее считавшаяся основным побудительным мотивом к написанию блогов (с этим соглашались 43%), сегодня отошла на второй план (36%), в то же время чаще у авторов блогов стали усматривать стремление «пропиаритьтся» (42% в 2017 г. против 35% в 2013 г.). Однако в первую очередь образ блогера сегодня связан с деньгами: 47% опрошенных (рост с 14% в 2013 г.) считают, что блоги пишут с целью заработать.
По уровню доверия блоги пока существенно уступают традиционным СМИ: 61% опрошенных скорее поверят последнему источнику, однако за четыре года эта доля снизилась (с 67%), а в разрезе возрастных групп отчетливо видно, что чем моложе респонденты, тем больше они доверяют информации в блогах и меньше – в традиционных СМИ.
Роль блогеров в обществе оценивается неоднозначно: так, 29% опрошенных полагают, что, высказывая свое мнение по общественно-политическим вопросам, они не влияют на жизнь общества, 37% - что в равной степени приносят пользу и вред. Преимущественно положительно их оценивают 8% всех опрошенных, в то же время среди 18-24-летней молодежи и людей, читающих блоги, эта доля заметно выше, чем среди остальных.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 8-9 июня 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью
по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В 2013 г. был проведен квартирный опрос. https://wciom.ru/research/research/express/
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 41 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь - май 2017 года. Индекс Цитируемости (ИЦ) – медиапоказатель, учитывающий количество ссылок на записи блогера в сообщениях СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего записи блогера.
Знаете ли Вы, кто такие блогеры? И чем они занимаются? Опишите в двух-трех словах (открытый вопрос, любое число ответов, %) | ||
2013 г. | 2017 г. | |
Ведут дневник в Интернете, свою страничку, блог | 29 | 36 |
Общаются в Интернете | 2 | 6 |
Люди, высказывающие свое мнение в Интернете | 5 | 5 |
Компьютерщики, что-то связано с компьютером | 1 | 5 |
Бездельники | 1 | 4 |
Обмениваются информацией в Интернете | 3 | 3 |
Агитируют людей в Интернете | 0 | 2 |
Журналисты, работающие в Интернете | 0 | 2 |
Занимаются рекламой, саморекламой через Интернет | 0 | 2 |
Зарабатывают деньги через Интернет | 0 | 2 |
Помогают людям, волонтеры | 0 | 1 |
Мошенники в Интернете | 0 | 1 |
Слышал только данное слово, но не знаю его значения | 29 | 26 |
Впервые слышу данное слово | 26 | 6 |
Другое | 0 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 |
Блогер – это человек, который ведет дневник в интернете (блог), регулярно добавляет туда записи, фотографии, публикует собственные видеозаписи и т.д. Блогеры говорят о разных темах: общественно-политических, кулинарных, о досуге, путешествиях и т.д. А, как по-вашему, зачем люди вообще ведут блоги? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %) | ||
2013 г. | 2017 г. | |
Ради заработка | 14 | 47 |
Ради того, чтобы привлечь к себе внимание | 35 | 42 |
Ради того, чтобы поделиться мыслями, информацией с другими людьми | 43 | 36 |
Ради общения с другими людьми | 27 | 29 |
Это сейчас модно | 18 | 18 |
Ради выражения творческих способностей | 17 | 12 |
Ради того, чтобы провести время | 17 | 10 |
Другое | 1 | 11 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 4 |
Читаете ли Вы чьи-либо блоги, смотрите видеозаписи в блогах? (закрытый вопрос, один ответ, % от интернет-пользователей) | ||
2013 г. | 2017 г. | |
Да | 33 | 33 |
Нет | 65 | 67 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 0 |
А знаете ли Вы, кто из известных людей (политиков, общественных деятелей, представителей шоу-бизнеса) ведет свой блог в интернете? Назовите 2-3 фамилии (открытый вопрос, любое число ответов, построчно представлены ответы, названные при последнем опросе не менее чем 1% респондентов) |
||
2013 г. | 2017 г. | |
Медведев | 20 | 10 |
Навальный | 2 | 5 |
Бузова | 0 | 2 |
Путин | 8 | 2 |
Собчак | 2 | 1 |
Жириновский | 2 | 1 |
Киркоров | 1 | 1 |
Кадыров | 0 | 1 |
Захаров | 0 | 1 |
Бородина | 0 | 1 |
Пугачева | 0 | 1 |
Усманов | 0 | 1 |
Самбурская | 0 | 1 |
Трамп | 0 | 1 |
Шарий | 0 | 1 |
Галкин | 0 | 1 |
Пугачева | 1 | 1 |
Другие | 18 | 16 |
Затрудняюсь ответить | 67 | 74 |
Какой информации Вы обычно доверяете больше: представленной в блогах или в традиционных СМИ (телевидение, радио, газеты) (закрытый вопрос, один ответ, %) |
||
2013 г. | 2017 г. | |
Больше доверяю блогам | 6 | 6 |
Больше доверяю традиционным СМИ | 67 | 61 |
В равной степени доверяю и блогам, и традиционным СМИ | 17 | 19 |
Затрудняюсь ответить/зависит от ситуации | 10 | 14 |
Многие блогеры в последнее время публикуют информацию и свое мнение, касающееся общественно-политических вопросов. Как вы думаете, такие блогеры приносят обществу больше пользы или вреда? Или блогеры не приносят ни пользы, ни вреда?(закрытый вопрос, один ответ, %) | ||||||||
Все опрошенные, 2017 г. | Читают чьи-либо блоги, смотрят видеозаписи в блогах | НЕ читают чьи-либо блоги, смотрят видеозаписи в блогах | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Приносят больше пользы | 8 | 16 | 5 | 20 | 8 | 8 | 7 | 6 |
Приносят больше вреда | 13 | 8 | 15 | 7 | 11 | 10 | 16 | 17 |
Приносят и вред, и пользу в равной степени | 37 | 40 | 39 | 31 | 38 | 39 | 41 | 31 |
Не приносят ни пользы, ни вреда | 29 | 31 | 30 | 38 | 35 | 30 | 24 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 5 | 11 | 4 | 8 | 13 | 12 | 20 |
ТОП-10 самых цитируемых российских блогеров: | ||
Место |
Блогеры |
Индекс Цитируемости (ИЦ) |
1 | Дональд Трамп | 8 925,53 |
2 | Алексей Навальный | 3 233,28 |
3 | Мария Захарова | 2 355,16 |
4 | Рамзан Кадыров | 1 872,46 |
5 | Петр Порошенко | 1 610,43 |
6 | Сергей Собянин | 1 563,01 |
7 | Алексей Пушков | 1 357,08 |
8 | Алишер Усманов | 627,35 |
9 | Дмитрий Рогозин | 583,13 |
10 | Дмитрий Медведев | 445,90 |
Всероссийский центр изучения общественного мнения