39% онкобольных 3-4 стадии не обращались за медпомощью

Такие данные прозвучали на состоявшейся в рамках V Международного онкологического форума «Белые ночи 2019» дискуссии «Роль страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных с онкологическими заболеваниями». Решение проблемы позднего выявления злокачественных новообразований возможно только в рамках перехода страховых медицинских организаций к новым принципам работы и слаженной системе взаимодействия их с медицинскими организациями.

39% онкобольных 3-4 стадии не обращались за медпомощью - фото 1

Повышение эффективности онкологической помощи является одной из основных задач, стоящих перед системой здравоохранения. Для ее решения необходимо сосредоточиться на раннем выявлении онкологических заболеваний на стадии профилактических мероприятий. Повышение уровня онконастороженности – задача, стоящая не только перед врачами-специалистами, но в первую очередь, врачами первичного звена. Сосредоточиться на повышении заботы о собственном здоровье со стороны граждан, привлечь их к прохождению профилактических мероприятий, повысить мотивацию выполнять рекомендации медиков – задачи, стоящие перед страховыми медицинскими организациями (СМО) на ближайшие годы, которые могут решаться во взаимодействии с пациентским сообществом.

Важная роль в защите прав онкобольных на всех этапах лечения и особенно – в восстановлении нарушенных прав пациентов – возложена на страховых представителей третьего уровня. «Начиная с 2019-го года, происходит переориентация системы ОМС на усиление роли страховых медицинских организаций. Теперь страховые медицинские организации обязаны не просто информировать людей, они должны сопровождать их в оперативном режиме, практически в режиме онлайн. Я думаю, что к 2024 году мы подойдем именно к этому, в том числе, в части онкологических заболеваний», – отметила Начальник Управления организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Ольга Верховодова.

В ходе разработки и реализации Новых правил ОМС «заострено внимание на сложности поставленных перед СМО задач, требующих с одной стороны индивидуального подхода к судьбе каждого застрахованного, а с другой стороны – выполнения большого объема экспертных мероприятий силами специалистов-экспертов и экспертов-онкологов», – отметила начальник Управления организации контроля качества медицинской помощи ТФОМС Санкт-Петербурга Марина Карачевцева.

Непродуктивная дискуссия о целесообразности системы ОМС и СМО завершена. «У нас есть национальные проекты, в которых четко определена роль страховых медицинских организаций. Их роль обозначена точно и с явным изменением функционала. Теперь страховщики будут не только контролировать процесс лечения постфактум, но и оказывать непосредственную поддержку застрахованным лицам в процессе лечения, безусловно, не вторгаясь в сферу компетенции медиков, но максимально содействуя им», – подчеркнул Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

После подготовительной работы, проведенной в 2017-2018 гг., Федеральный ФОМС разработал систему взаимодействия страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Она позволяет более точно отслеживать сроки оказания медицинской помощи и постановки на диспансерный учет, что порой оказывается критичным при лечении онкологических заболеваний. Информационный обмен между профильными участниками системы: территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями – является одним из ключевых аспектов совершенствования системы взаимодействия. Единый подход к процедурам обработки счетов, формализация схемы лечения, общее использование алгоритма отбора материалов для последующих экспертиз позволяет участникам системы ОМС взаимодействовать более эффективно. «Информационный обмен является основой системы ОМС», – заявил исполнительный директор по экспертизе медпомощи АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Юрий Брудастов, – «Большим стимулом для его развития стали инициативы Министерства здравоохранения РФ, Федерального Фонда ОМС по включению новых «полей» в обработку счетов, что привело к резкому сокращению наиболее типичных ошибок медицинских организаций».

Снижению общего числа и степени тяжести дефектов качества оказания онкологической помощи способствовало и внедрение новых методических рекомендаций. «Проведенная ранее масштабная экспертиза качества медицинской помощи в сфере онкологии (было изучено около 4,7 тысяч историй болезни) показала, что в 2017-2018 гг. доля дефектов достигала 92,7%. Анализ результатов этого исследования помог нам составить новые методические рекомендации, следование которым со стороны медицинских работников существенно улучшило ситуацию», – рассказал Алексей Старченко, советник генерального директора ООО «Капитал Медицинское Страхование». Об этом, отчасти, свидетельствует статистика ТФОМС Санкт-Петербурга. По словам Марины Карачевцевой, в среднем по экспертизе качества медпомощи доля дефектов составляет – 19,8%.

В этой связи можно констатировать, что в системе ОМС складывается эффективная модель превентивного выявления и устранения типовых нарушений, в том числе за счет оптимизации службы медицинской экспертизы и ее переориентации на оказание поддержки пациентов на этапах профилактики и онко-скрининга. Тем не менее, проблема позднего выявления злокачественных новообразований продолжает беспокоить как медицинское, так и страховое сообщества.

По словам Алексея Старченко, на сегодняшний день теоретически эффективный механизм – онкоконсилиум дает сбои. По существующим правилам, достаточно указывать дату консилиума, не предоставляя результаты совещания. Для оказания полноценной поддержки пациенту необходимо предусмотреть в нормативных актах требование об обязанности МО указывать в медицинской карте пациентов протоколы онкоконсилиума с календарем дат курсов химиотерапии и/или радиотерапии.

Нарушение прав онкобольных имеет и еще один важный аспект – неготовность самих застрахованных уделить время онко-скринингу. «По данным ООО «АльфаСтрахование-ОМС», в течение 6 месяцев, предшествовавших времени постановки диагноза онкологического заболевания на 3–4 стадии, треть больных не обращались за медицинской помощью, остальным 2/3 оказывалась медицинская помощь, причём более половины из них побывали на приёме у профильных специалистов, которые могли выявить новообразование соответствующей локализации – рассказал заместитель руководителя дирекции медицинской экспертизы ООО АльфаСтрахование-ОМС Сергей Шкитин. – Эффективность лечебных мероприятий при онкологических заболеваниях во многом зависит от раннего выявления данной патологии, которая в свою очередь зависит от онконастороженности врачей различных специальностей и пациентов».

Новые правила ОМС фиксируют основные задачи страховых представителей третьего уровня по предотвращению ухудшения состояния здоровья пациентов и формированию приверженности лечению. «Сегодня мы ознаменовали новый этап и переходим от констатации нарушения прав гражданина в сфере здравоохранения по итогам ретроспективных экспертных мероприятий к восстановлению нарушаемого права застрахованного лица», – подчеркнул Алексей Старченко.

Как отметил глава МОД «Движение против рака» Николай Дронов, «система ОМС становится не только основным драйвером федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями, это еще и прямой инструмент повышения доступности и качества медицинской помощи, контроля за объемами, сроками, и другими показателями, влияющими на доступность и качество медицинской помощи». По словам Дронова, рано или поздно общественные организации пациентов перейдут исключительно к «культурно-массовым мероприятиям» и перестанут заниматься защитой прав и охраняемого законом интересов онкологических больных, потому что есть система ОМС и ядро этой системы – страховые медицинские организации, которые выполняют большой функционал по защите прав онкобольных.

«С усилением роли страховых медицинских организаций мы придем к той системе ОМС, которая будет стоять исключительно на защите интересов граждан. Более того, в этой системе будет существовать не только система штрафов и обвинений кого-то в нарушениях, но и позитивное стимулирование тех, кто работает эффективно, – сказал Дмитрий Кузнецов.

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 24.06.2019 11:20
Просмотров: 396