Loading...

Волшебная сила искусства Наума Бирмана.

BirmanВ 70-е годы прошлого века в пограничных войсках лучшим фильмом полагали считать и обязательно "крутили" раз за разом "Я служу на границе"! Без всяких установок до этого фильма миллионную аудиторию собирали такие разные по жанрам "Хроника пикирующего бомбардировщика" и "Волшебная сила искусства", "Трое в лодке, не считая собаки" и "Воскресный папа"!

Объединяло их одно - фигура режиссера-постановщика Наума Борисовича Бирмана, о котором народный артист Юрий Толубеев ,много и с удовольствием с ним работавший, сказал: "Если бы Бирманом были поставлена только "Хроника пикирующего бомбардировщика" - он бы уже заслуживал уважения! А так через свои инфаркты он донес такую галерею разных образов.."
Герой Социалистического Труда Юрий Владимирович Толубеев знал о чем говорит: Наум Бирман, родившийся 19 мая 1924 года, вроде был уже из следующего поколения, которому суждено было вынести на своих плечах тяготы войны, вышагать ее дороги обутыми в сапоги ногами..Но для Наума фронт обернулся и еще одной встречей - и также с будущим народным артистом и Героем Социалистического Труда Аркадием Исаковичем Райкиным, - однажды роль конферансье на Карельском фронте исполнил солдат из местной самодеятельности, - оказалось , поступивший накануне войны на актёрский фактультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского Наум Бирман -, закончит класс Б. В. Зона он уже когда закончится и война. И пойдет работать в ансамбль погранвойск , потом в театра музкомедии в Петрозаводске. Вот там-то его и нашел Райкин снова..и предложил режиссуру!
Великие и Толубеев и Райкин видели в Бирмане, несомненно, равного их таланту и праву считаться товарищем, не смотря на то, что были старше. Наум Борисович закончил режиссерский, ставил у Райкина, а потом пришел на "Ленфильм", чтобы в 1967 году вторым фильмом  стал "Хроника пикирующего бомбардировщика"! Сюжет фильма имеет поразительно много совпадений с боевой биографией летавшего на Пе-2 Героя Советского Союза старшего лейтенанта Б.С. Быстрых. Вылеты на разведку аэродромов с их фотографированием и вызовом штурмовиков; уход от пытающихся посадить истребителей противника хитростью с пикированием и бреющим полётом над верхушками деревьев, с сотнями пробоин в самолёте после этого. И посадка бомбардировщика смертельно раненым лётчиком - именно так Б.С. Быстрых погиб в июне 1943 года. Фильм стал событием..Слишком честно было рассказано о еще такой близкой войне..
И следом Бирман снял совершенно другое - искрометное и светлое "Волшебная сила искусства". Почему-то на него всегда писали доносы: после "Хроник..." коллективный, мол, якобы преуменьшает подвиг - куда уж преувеличивать?! Вот и "Волшебная сила искусства" сначала не угодила..Министерству образования! Тут уж вмешался Райкин, ибо не понравилось "наверху" так, что режиссер Бирман добавил к фронтовым ранениям инфаркт.
Фильм стал первой ролью Людмилы Сенчиной в кино. В титрах её указали как «Людмила Сенчин» (на украинский манер), а Сенчиной она стала позже; и смотрят его до сих пор, не смотря на то, что на запястье "хулигана и дебошира" в исполнении Райкина, как доказывалось, золотые часы "полет",- вообще хулители фильм-то до конца смотрели?!
И в дальнейшем судьба фильмов Наума Борисовича легкой не была,- порой он раздражался и грозился бросить режиссерское ремесло..Произошло это только с его кончиной 19 сентября 1989 года.
Birman1

Birman2

 
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить