Снова на шесть соток. Россияне возвращаются на грядки

 Снова на шесть соток. Россияне возвращаются на грядки - фото 1Всё большее число граждан теперь выращивают на своих дачных наделах не газонную траву и цветы, а продукты для собственного питания, подсчитал Росстат. Именно так и выживали в 90-е, подтверждают эксперты.


За два кризисных года количество россиян, производящих продукты для своего потребления, стало на 29% больше и в этом году достигло 16,8 млн человек, выяснил Росстат. Причём в кризис отмечен рост их числа впервые за последние восемь лет, на протяжении которых вовлечённость граждан в производство товаров для личных нужд лишь падала. Сейчас самостоятельной добычей для себя пропитания занимается примерно каждый десятый житель страны старше 15 лет.

Менее половины из них (48%) проживают в сельской местности. В большинстве же своём выращиванием сельхозкультур для собственного стола сейчас занимаются горожане, которых около 7,6 млн человек.

При этом, по статистике, производством пропитания для себя занимаются далеко не одни пенсионеры — около 70% граждан, вовлечённых в это дело, ещё не достигли возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).

Рост активности россиян на своих земельных наделах подтверждает и динамика спроса населения на товары и услуги. Так, с июля два месяца подряд Центробанк фиксирует рост розничных продаж непродовольственных товаров и платных услуг населению. В частности, в августе, по расчётам Центробанка, спрос на них вырос на 0,3% и 0,1% по сравнению с июлем. И в это же время происходит падение розничных продаж продовольствия (на 0,6%), восстановление которого, как правило, происходит в первую очередь.

Более того, этим летом розничные продажи картофеля и овощей сокращались более быстрыми темпами, чем в предыдущие годы. Так, в августе продажи картофеля упали более чем на 20% по сравнению с июлем, а овощей — более чем на 15%.

 

 Снова на шесть соток. Россияне возвращаются на грядки - фото 2
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Таким образом, выходит, россияне стали больше покупать непродовольственных вещей и чаще обращаться за платными услугами, при этом сокращая потребление продуктов.

В Центробанке такую динамику связывают скорее не со "слабостью внутреннего спроса", а с "возросшей ролью в потреблении продукции личных подсобных хозяйств".

Наконец, косвенно о росте дачной активности говорят нехарактерно высокие для лета темпы роста в розничных продажах бензина и стройматериалов.

Переход на собственное хозяйство, говорит гендиректор М9 АГРО Кирилл Морозов, происходит в условиях роста цен на продукты питания и падения реальных доходов населения.

Так, по итогам 2014 года потребительские цены повысились на 11,4%, в 2015 году — на 12,9%, за девять месяцев текущего года — на 4,1%. Тогда как реально располагаемые денежные доходы граждан, напротив, падают. В августе они показали максимальное сокращение с 2009 года — на 8,3% в годовом выражении.

— Грубо говоря, при стабильной экономической ситуации, росте заработной платы и невысоких темпах роста продовольственных цен для жителей городов нет никакого экономического смысла целенаправленно выращивать продукцию для собственного потребления, замещая продукты из магазина. Но условия меняются по мере ухудшения ситуации в экономике, когда продуктовая инфляция по отдельным группам товаров достигает 20%, — говорит Морозов.

 

 Снова на шесть соток. Россияне возвращаются на грядки - фото 3
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева напомнила, что аналогичная ситуация наблюдалась в 90-х годах.

— Высокие цены и снизившиеся доходы побуждают граждан больше экономить. И одним из основных способов при этом становится как раз производство продуктов для собственного использования.

— Дело в том, — говорит финансовый аналитик ГК ФИНАМ Тимур Нигматуллин, — что подходы к экономии на продуктах и непродовольственных товаров различны.

Так, в целях экономии на непродовольственных товарах, например одежде, обуви, бытовой технике, товарах для дома и прочем их просто реже покупают. Понятно, что с провизией такая тактика нереализуема.

— Ведь возможности сокращения потребляемых калорий сильно ограничены, — говорит Нигматуллин. — В итоге ряд семей, особенно в регионах с подходящим климатом, пытаются компенсировать снижение покупательской способности посредством сельского хозяйства, рыболовства и охоты.

— Дачная деятельность из подсобной становится всё более значимой для семей, — заключает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

Автор:
Екатерина Маркелова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить