Русский лён: ретроспектива или, всё же, перспектива?..

   По посевным площадям, особенно по урожайности, валовому сбору льна - исконно русской растениеводческой культуры – Россию отнюдь не первый год опережают страны с несопоставимо меньшей сельхозтерриторией: скажем, Франция, Белоруссия, Германия, скандинавские. Даже в миниатюрном БЕНИЛЮКСе «льноурожайность» намного выше, чем в РФ. При том, что рост спроса во многих отраслях на льноволокно и продукты его комплексной переработки, в том числе ввиду максимальной экологической эффективности льнопродукции, является общемировой тенденцией.

  Русский  лён: ретроспектива или, всё же, перспектива?.. - фото 1

 

   Лишь в последние годы правительство обратило, можно сказать, предметное внимание на этот сектор экономики, но не упущено ли безвозвратно время, и осталась ли на рынке ниша для российской льнопродукции? Однозначно положительные ответы затруднительны…

    Эти вопросы, в числе других проблемных вопросов отечественного легпрома, были обсуждены в ходе Круглого стола телеканала «Красная Линия» (студия «Точка зрения»). С участием президента Союзлегпрома Андрея Разбродина, главы Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, председателя межрегионального общественного фонда поддержки и развития льняной отрасли «Льняной Союз» Ильнура Батыршина, гендиректора группы компаний Группы компаний «Русит»  Дмитрия Филиппова. Подробнее см. https://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/video-186418/ ; https://www.souzlegprom.ru/ru/ .

Русский  лён: ретроспектива или, всё же, перспектива?.. - фото 2

   Как отмечалось в ходе дискуссии, мировое производство льна за последние десятилетия существенно выросло, но, в том числе, российское – столь существенно сократилось. При этом Франция ныне занимает почти 40% в мировом объеме льнопосевных площадей и почти 60% - по валовому сбору. В 2018 г. валовой сбор Франции превысил 190 тыс. тонн, а в РФ – лишь примерно 40 тыс. тонн, что меньше, чем даже Белоруссии (свыше 41 тыс. т).

     В числе мировых лидеров в этой отрасли и КНР. Скажем, в 50-х – 60-х КНР импортировала из СССР большой ассортимент льяной и льносодержащей продукции, но уже со второй половины 70-х быстро наращивала как самообеспечение по данной продукции, так и ее экспорт. Те же тренды характерны для других сегментов китайского легпрома. В этой связи, Андрей Разбродин и Ильнур Батыршин уточнили, что, в отличие от КНР, если на рубеже 80-х/90-х в России засевалось под лён до 320 тыс. га, то к настоящему времени – порядка 45 тыс. га.   За тот же период производство льняных тканей сократилось с 600 млн. кв. м до 20 млн.    

     В контексте этих факторов, А.Разбродин  считает, что «целесообразно брать пример   с Китая, где и в легпроме осуществляется грамотное госрегулирование и планирование. Что позволяет отрасли развиваться семимильными шагами». С этим мнением согласились другие участники дискуссии. Тем более что, по словам Ю.Крупнова, сегодня общий выход длинного льноволокна (наиболее востребованного переработчиками) составляет в РФ не более 3%, что ниже, чем даже в Белоруссии. Невысокими остаются качественные параметры льняной продукции, используемой для дальнейшей переработки.

Русский  лён: ретроспектива или, всё же, перспектива?.. - фото 3

   Сказывается также, по оценке эксперта, недостаточный уровень согласованности межведомственных мер по стимулированию отрасли. В результате, остаётся пока не реализованным в требуемом объеме Поручение Президента РФ еще от 20.01.2016 о мерах по восстановлению и развитию льняного комплекса.

     Между тем, межрегиональный общественный фонд «Льняной союз» еще в феврале 2018 г. предложил разработать и утвердить на федеральном уровне приоритетный проект "Новая индустрия льна в Российской Федерации". Прежде всего, потому, что не меньше 70% площади земель в мире, наиболее подходящих для культивирования льна, по-прежнему находятся в России. Что, помимо всего прочего, поможет решать проблему, пустующих, деградирующих сельхозпочв во многих субъектах Федерации. И имеются потенциальные возможности, в рамках такого проекта, довести льноплощади до уровня конца 30-х – начала 40-х (свыше 1 млн.га) с параллельным развитием всех составляющих льняного комплекса, повышением качества его продукции. Но пока этот вопрос не решён.

   Впрочем, не менее важен и кадровый вопрос в сфере льноводства-льнопереработки. Прежде всего, ввиду специфики культуры льна и методов его комплексной переработки. А специалистов в этой сфере – едва ли не дефицит.  «Если мы говорим о льне, – поясняет А.Рабродин, - это очень специфическая культура. И, к сожалению, сегодня немного специалистов в России понимают, что это такое и как с этим работать. Поэтому программу по льну, с точки зрения технологий, нужно делать очень внимательно, аккуратно и целенаправленно».

   Словом, трудно рассчитывать на устойчивое развитие льняного комплекса без системной, комплексной поддержки со стороны государства. Которая характерна, например, для Китая, Белоруссии, и не только

А.Чичкин

Категория: Библиотека
Опубликовано 13.06.2019 16:11
Просмотров: 464