"Broken arrows" - это американское кодовое обозначение для аварии на ядерном объекте, которая не создаёт риск ядерной войны. В их число также входят инциденты со случайными взрывами ядерного оружия. В настоящее время американское Министерство обороны признаёт 32 таких инцидента. Они являются примерами того, как одна крошечная ошибка может нанести крупный неумышленный ущерб.
Самый известный инцидент с кодовым обозначением "Broken arrows", которое американское правительство скрывало в течение 30 лет.
22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 транспортировал гигантскую водородную бомбу Mark XVII из Техаса на Авиабазу ВВС Кирклэнд под Альбукерке, Нью-Мексико. Она была одной из самых больших когда-либо созданных ядерных бомб, 8 метров в длину и со взрывчатым веществом мощностью в 10 мегатонн.
Всё шло прекрасно, пока самолёт не сбился приблизительно на 6 километров от заданного курса. Затем по причинам, которые остаются неизвестными, подвели ремни, фиксирующие бомбу и гигантская водородная бомба упала с высоты 500 метров прямо на землю.
К счастью, далее следуют две хорошие новости. Во-первых, плутониевые детонаторы были сняты с бомбы на время транспортировки, таким образом, ядерный взрыв произойти просто не мог. Во-вторых, бомба упала в пустынном районе.
В результате падения, сдетанировало только взрывчатое вещество, но ядерная реакция не началась. В результате происшествия, бомба оставила 3.5-метровый кратер и загрязнила радиацией область в радиусе 1.5 километра. Но этот урон можно считать минимальным, по сравнению с тем, что могло бы случиться, если бы с бомбы не сняли детонаторы. Из живых существа пострадала лишь несчастная корова, которая паслась недалеко от взрыва.
В течение 29 лет правительство хранило несчастный случай в тайне. В связи с этим, когда оно было обнародовано, все посчитали его крупнейшим обманом со стороны правительства США.
Инцидент в Гренландии произошёл спустя всего два года после инцидента в Испании и он имеет очень много общих черт с предыдущим инцидентом. Он также касается четырех водородных бомб и имел место в иностранном государстве, что вызвало дипломатические проблемы у Соединённых Штатов.
21 января 1968 года бомбардировщик B-52, несущий четыре водородных бомбы, пролетал над Баффиновым заливом в Гренландии, когда загорелась кабина. План состоял в том, чтобы совершить аварийную посадку на Авиабазе Тулия, но огонь был слишком сильным, и самолёт не смог этого сделать. Шесть из семи членов команды покинули его живыми, пока он не врезался в покрытое льдом море.
Одна из бомб взорвалась, распространяя радиоактивное загрязнение более чем на 300 метров вокруг. Загрязнённым снегом и льдом вынуждены были заниматься Соединённые Штаты. Другая бомба просто сгорела без взрыва, а две оставшиеся упали в ледяную воду. Одна из них была найдена приблизительно 10 лет спустя, но другая всё ещё находится где-то в Баффиновом заливе.
Достаточно странно, что датское правительство стало участником данной проблемы. Гренландия является территорией, которой управляет Дания, и в 1957 году страна проводила безъядерную политику. В итоге выходило, что датское правительство тайно позволяло хранить запасы ядерного оружия на своей территории.
Инцидент, который произошел в Паломарес, Испания, 17 января 1966, был просто ужасным. Сначала разбились два самолёта и погибли семь человек на борту. Кроме того, взорвались две из четырёх водородных бомб. И главное, все это имело место в другом государстве, что навредило имиджу Соединённых Штатов.
Бомбардировщик B-52G пролетал над Средиземным морем, когда к нему приблизился танкер для стандартной воздушной дозаправки. Самолёты столкнулись, и оба были полностью разрушены. Бомбардировщик нёс четыре водородные бомбы MK28 на борту. Одна упала в устье реки и не сдетанировала. Другая упала в море и была найдена несколько месяцев спустя. Две бомбы упали недалеко от испанской деревни Паломарес и взорвались. Они превратили участок радиусом в 2.5 километра в зону отчуждения, хотя от взрывов никто не погиб.
Несколько месяцев спустя американскому правительству предъявил иск испанский рыбак Франсиско Симо Ортис, который помог найти бомбу, упавшую в море. Согласно морскому праву, он имел законное право на вознаграждение за спасение, которое составляло 1 процент от общей стоимости трофея. К счастью для него, ценность того спасения составляла $2 миллиарда, таким образом, он попросил $20 миллионов. Он отказался от иска, но покинул суд с большой суммой денег, которую он никогда не разглашал.
Это один из самых серьёзных инцидентов с точки зрения нанесенного ущерба. 19 человек погибли и почти 180 были ранены. Среди жертв был бригадный генерал Роберт Ф. Трэвис.
Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Калифорнии. Бушевала Корейская война, и вооружённые силы США перевозили ядерные бомбы Mark IV в Гуам. В тот день десять бомбардировщиков B-29 были загружены ядерным оружием.
Вскоре после взлёта на одном из самолётов обнаружилась неисправность двигателя. Генерал Трэвис намеревался лететь обратно, но другая неисправность не давала выпустить шасси. Самолёт разбился при посадке в отдалённом районе. Из 20 человек на борту самолёта погибли 12, включая Трэвиса. Оставшийся в живых экипаж попытался потушить пожар, прежде чем взорвётся бомба, но ядерная бомба Mark IV с 2300 килограммами взрывчатых веществ всё-таки рванула, убив ещё семь человек.
Вооружённые силы попытались скрыть инцидент, утверждая, что самолёт был загружен только обычными боеприпасами. В отчёте об аварии не упоминали о ядерном оружии на борту бомбардировщика. А после, авиабазу переименовали в честь погибшего генерала.
Это уникальный случай, и он подтверждает, что даже с устаревшим ядерным оружием нужно обращаться с осторожностью, поскольку оно всё ещё опасно.
Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Сан-Антонио. В 1960-х она также использовалась для хранения и дезактивации списанного ядерного оружия.
13 ноября 1963 года на базе произошёл крупный химический взрыв, в результате которого сдетанировало 56000 килограммов неядерных взрывчатых веществ. Обошлось без жертв, только трое рабочих получили небольшие травмы. Ядерные компоненты хранились в другой части здания, таким образом, радиоактивное загрязнение было минимальным.
Инцидент немедленно стал достоянием общественности, но не наделал большой шумихи, потому что всего несколько дней спустя в Далласе был убит президент Кеннеди.
У вооружённых сил США действительно есть такое развлечение - время от времени бесследно терять ядерное оружие. Но обычно, у них, по крайней мере, есть идеи относительно того, где бомбы упали. Но не в этом случае. Это, без сомнения, самый таинственный подобный инцидент.
10 марта 1956 года B-47 Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС Макдилла во Флориде с ядерным оружием на борту. Он отправлялся на секретную иностранную Авиабазу Бена Гуерира в Марокко. Во время полёта бомбардировщик должен был совершить две воздушные дозаправки. Первая прошла без проблем, но когда прибыл второй танкер, бомбардировщика нигде не было видно.
Его так никогда и не нашли. Он исчез без следа над Средиземным морем.
ВС США, в сотрудничестве с Францией и Марокко, неоднократно проводили поисково-спасательные операции, но никаких зацепок они так и не нашли. Лучшее, что они смогли придумать, это отчёт о том, что самолёт разбился где-то около прибрежной зоны в Алжире. Самолёт и его груз, в конечном счёте, были объявлены "потерянными в море", а три члена команды были признаны погибшими при исполнении долга.
1958 год был одним из самых несчастливых годов для ВС США. Это второй из трёх инцидентов, связанных с ядерным оружием, в том году, на сей раз имеющий место в водах Тайби-Айленда около Саванны, Джорджия.
3500-килограммовая ядерная бомба Mark XV была на борту бомбардировщика B-47, выполняющего стандартные упражнения. Но довольно нестандартным оказалось случайное столкновение с истребителем F-86, в результате которого было сильно повреждено крыло B-47. Бомбардировщик едва держался в воздухе, поэтому команда выбросила за борт бомбу, готовясь к аварийной посадке.
Бомба была выброшена за борт над водами реки Саванны. К удивлению команды они так и не услышали взрыв. Пилот довёл бомбардировщик до ближайшей авиационной базы ВВС и даже получил награду за лётные боевые заслуги. Однако, оставался один вопрос: "Где гигантская ядерная бомба?"
Этот вопрос, даже сегодня остаётся без ответа. Бомбу так и не нашли. Даже сейчас, спустя 55 лет после несчастного случая, люди всё ещё ищут её. Эксперты соглашаются, что бомба упала где-то у основания Вассо Саунд, где она оказалась похороненной под несколькими метрами ила.
Не думайте, что инциденты с ядерным оружием является делом прошлого; один такой инцидент произошёл в 2007 году на Авиабазе ВВС Майнота в Северной Дакоте.
Миссия была довольно простая - доставить груз состоявший из снятых с вооружения крылатых ракет AGM-129 ACM на кладбище оружия. Дюжина из них была загружена в B-52, по шесть на каждой стороне. Руководитель операции мельком взглянул на ракеты на правой стороне и отдал команду на взлет. Если бы он потрудился осмотреть левую сторону, то он бы заметил нечто довольно интересное. Оказалось, что шесть ракет были всё ещё вооружены ядерными боеголовками, каждая в 10 раз мощнее бомбы сброшенной на Хиросиму.
Этот "забавный" факт оставался незамеченным в течение следующих 36 часов. Эти ракеты, по сути, летели через всю страну в Луизиану без каких-либо протоколов безопасности или любой другой обычной процедуры, которая обязательно сопровождает транспортировку ядерного оружия.
Всё закончилось хорошо, поэтому этот инцидент никогда не классифицировался как "Broken arrows". Несмотря на это, когда всё стало известно, общественность была в гневе, узнав, как легко шесть боеголовок невероятно опасного ядерного оружия могут быть незамечены из-за простой ошибки.
Местечко Mars Bluff совсем не мегаполис, да и его домам далеко до небоскребов. Это, по сути своей, крошечное сообщество, расположенное в округе Флоренс, Южная Каролина. Однако, оно довольно таки известно, потому что 11 марта 1958 года Mars Bluff случайно попал под бомбёжку, а точнее на него сбросили ядерную бомбу Mark VI.
Boeing B-47E-LM Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС США в Саванне, Джорджия, и направился в Англию. Это была часть операции под названием "Снегопад", в которой бомбардировщики летели в Англию, чтобы выполнить ложное снижение и проверить точность бомбометания. На борту Boeingа была ядерная бомба Mark VI. Как и в инциденте в Британской Колумбии, бомба была недействующей, но имела на своём борту несколько тонн взрывчатых веществ.
А инцидент произошел из-за ошибки капитана воздушного судна. Во время проверки бомбы, он случайно задел спусковой крючок. Это освободило бомбу от ремней безопасности, и она упала на землю с высоты 4500 метров.
Бомба упала на дом Уолтера Грегга. К счастью, никто не погиб от взрыва, хотя Грегг и пять других членов семьи были ранены. Грегг предъявил иск Военно-воздушным силам, и ему возместили 54000$ убытков, что составляет почти 500000$ в пересчете на сегодняшние деньги.
Первый зарегистрированный случай утери боевого ядерного оружия в Америке имел место в Британской Колумбии 14 февраля 1950 года. Бомбардировщик B-36 двигался с Авиабазы ВВС Эйелсона под Фербанксом, Аляска, на Авиабазу ВВС Карсвелл в Форт-Уэрте, Техас. Он должен был принять участие в миссии, которая моделировала ядерный удар по Сан-Франциско. Основной задачей было выяснить, могли ли такие типы самолётов выполнить облёт перед заходом на цель в чрезвычайно холодной погоде. Так вооружённые силы США хотели понять, как поступит бомбардировщик, если на них когда-нибудь нападет СССР.
Для большей реалистичности, самолёт нёс атомную бомбу Mark IV. Вооружённые силы США не планировали сбрасывать атомную бомбу на кого-либо, но на всякий случай из неё изъяли плутониевое ядро, необходимое для ядерного взрыва. Несмотря на это, она содержала приблизительно 2250 килограмм взрывчатых веществ, таким образом, Mark IV теоретически мог создать огромный взрыв.
С одной стороны, миссия имела успех. Вооружённые силы США хотели узнать, мог ли B-36 напасть на СССР в условиях арктической зимы, и они получили однозначный ответ — нет. Из-за суровых погодных условий половина двигателей вышла из строя, и экипаж был вынужден прыгать с парашютом, но сначала они выбросили за борт Mark IV и взорвали её в местечке Inside Passage в Канаде. Пять из 17 мужчин на борту B-36 погибли.