Дом детства Тютчева: эксперты подтвердили ценность здания в Армянском переулке

Трехэтажное здание с подвалом обрело свой современный облик в конце XVIII века, когда было перестроено в стиле классицизм по проекту известного архитектора Матвея Казакова.

Столичный Департамент культурного наследия утвердил предмет охраны главного дома усадьбы Гагариных — Тютчевых в Армянском переулке (дом 11, строение 2).

Эксперты подтвердили, что и архитектурный облик, и строительные материалы, и расположение дома на плане города имеют особую ценность и не могут быть изменены.

Дом был возведен в начале 1700-х годов на месте белокаменных палат конца XVI — начала XVII века. До наших дней от старинных палат в здании сохранился подвал со сводчатыми перекрытиями. Предполагается, что изначально это был подклет (нижний этаж) дома, в то время как второй этаж был деревянным. Позже он стал каменным.

В 1790-х усадьба была перестроена по проекту известного архитектора Матвея Федоровича Казакова. Сегодня трехэтажный дом в стиле классицизм является объектом культурного наследия федерального значения. Помимо архитектурной, он имеет и мемориальную ценность. Здесь провел детство и юность поэт Федор Тютчев. Кроме того, здание считается прообразом 2-го дома Старсобеса в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

«Главный дом усадьбы Гагариных — Тютчевых играет важную роль в композиционно-планировочной структуре Армянского переулка. Эксперты отметили уникальность архитектурно-художественного облика фасадов здания, выполненных в классическом стиле в конце XVIII века. Кроме того, была признана ценность декоративного оформления интерьеров дома, где до наших дней сохранился лепной декор стен и потолков, пилястры и колонны, а также угловые печи и камин», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

В предмет охраны вошли капитальные стены здания и перегородки XVII–XVIII веков, подвал с арочными сводами и боковые пристройки. Архитектурную ценность представляет конструкция крыши со слуховыми окнами, боковые ризалиты фасада здания и колоннада дорического ордера с балконом на уровне второго этажа, балюстрада балкона с парапетными столбами, арочные ниши с лепниной в люнетах над окнами, сандрики, междуэтажные профилированные карнизы, венчающий карниз с гладким фризом и аттики. Также большое значение имеют месторасположение, размер и форма всех окон и дверей в доме, материалы и характер отделки стен фасадов. Кроме того, эксперты подтвердили ценность лестниц и межуровневых ступеней в интерьере дома — их расположение, конструкции, материалы и декоративное оформление.

Как отметил глава Мосгорнаследия, теперь любые реставрационные работы в доме будут проводиться с учетом утвержденного предмета охраны.

История усадьбы Гагариных — Тютчевых в XVIII–XIX веках

Хозяином усадьбы во второй половине XVII века считается приближенный к царю Федору Алексеевичу боярин Иван Милославский. Впоследствии собственники имения неоднократно менялись. В разное время им владели князья Волконские, графы Дмитриевы-Мамоновы и дворяне Дашковы. В 1790 году усадьба перешла в руки князя Ивана Гагарина, который принадлежал к древнему и прославленному княжескому роду Гагариных. Он был капитаном флота, участвовал в Чесменском сражении. Выйдя в отставку, поселился в Москве, близко сошелся со многими масонами, в том числе с известным издателем и просветителем Николаем Новиковым, состоял членом одной из московских масонских лож.

Именно при Гагарине усадебный дом в Армянском переулке был перестроен и приобрел свой нынешний классический облик. Автором проекта реконструкции усадьбы выступил архитектор Матвей Казаков. Он расширил дом за счет пристроек и надстроил третий этаж, практически не затронув основное ядро здания — старинные палаты. Казаковым была сохранена основная композиция дома с двумя ризалитами на главном фасаде. Между ними он устроил балкон на колоннах, придав усадебному дому скромный и изысканный облик. Просто и изящно были оформлены и интерьеры дома.

Семье знаменитого литератора усадьбу продали наследники князя Гагарина в 1810 году. Федор Тютчев прожил в родительском доме до 1822 года. Примечательно, что имение не пострадало от пожара в 1812 году. По преданию, Армянский переулок и окрестности уцелели от огня благодаря заступничеству телохранителя Наполеона мамелюка Рустама, армянина по происхождению, солдаты которого охраняли местные усадьбы во время пожара.

По свидетельству историков, в этом доме неоднократно бывали будущие декабристы — Дмитрий Завалишин и Иван Якушин, которые состояли в родстве с Тютчевыми. В 1831 году родители Федора Тютчева продали дом Московскому попечительству о бедных духовного звания. На средства известного благотворителя Дмитрия Горихвостова здесь был организован вдовий дом, где жили вдовы и дочери священнослужителей.

В 1920-х годах в здании находился Дом соцобеспечения имени Некрасова. Именно он стал прообразом 2-го дома Старсобеса в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». В советские годы в нем размещались различные учреждения, сам дом не перестраивался и сохранил почти в первоначальном виде свой исторический облик. Сейчас в главном доме усадьбы Гагариных — Тютчевых располагается Российский детский фонд.

Федор Тютчев (1803–1873) — русский поэт, дипломат, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, тайный советник. Поэтическое наследие Тютчева включает более 300 лирических стихотворений, среди них «Весенняя гроза» (1828), «Летний вечер» (1829), «Зима недаром злится» (1836) и другие. Помимо лирики, до наших дней дошло более 1300 писем Тютчева.

Матвей Казаков (1738–1812) — московский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. По его проектам в столице возведено множество зданий в столице. В их числе Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, дом 40), генерал-

губернаторский дом — ныне здание Мэрии Москвы (улица Тверская, дом 13), Сенатский дворец на территории Московского Кремля и Ново-Екатерининская больница (Страстной бульвар, дом 15). Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Многие памятники обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019-м.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить