Наверное, ни для кого не секрет, что со многими церковными праздниками, в частности, с Рождеством связано множество традиций, суеверий и бытовых примет. Люди старательно пытаются им следовать, совершенно теряя связь с реальностью и забывая о самом главном.
Ответы на вопросы читателей публикует сетевое издание "Фома".
Мы собрали самые популярные в интернете вопросы, связанные с праздником Рождества Христова и обратились за ответом к опытным священникам.
Вопрос о том, можно ли гадать на Рождество, пожалуй, один из самых распространённых.
— Для христианина гадание в принципе является неприемлемым. И вот почему.
Представьте себе ситуацию, когда вы родитель, любящий своих детей и желающий принести им некий дар, некий подарок на какой-то праздник. Вы его купили, вы его спрятали и вдруг выясняете, что ваш любимый сыночек тихонечко туда залез, съел все эти конфеты и это выясняется только тогда, когда вы достаёте этот подарок, чтобы торжественно вручить его ребёнку.
То же самое происходит при гадании. Человек, который пытается через гадание что-то для себя узнать, он прежде всего свидетельствует о своём глубинном неверии Богу. Он пытается обмануть Бога какими-то магическими способами. И дело даже не том, что само гадание как правило происходит не без участия бесовских, демонических сил, а просто сам факт гадания он лишает человека возможности выстраивания правильных отношений с Богом. И вот это и есть самый главный грех.
И гадать на Рождество — это безумие вдвойне, потому, когда мы празднуем пришествие в мир Христа Спасителя, когда буквально все в церкви свидетельствует о том, что это не какой-то миф, не какая-то легенда – это реальность, которая происходит по сей день, которая воспроизводится в храмах, когда мы служим Божественную литургию. Отказываться от всего этого, ради того, чтобы узнать какую-то мелочь в отношении твоей жизни – это свидетельство глубинного непонимания и себя, и Бога, и формата отношений, которые должны быть между Богом и человеком.
— Можно ли гадать в Рождественский пост или Рождество? Нет, нельзя.
Для христианина — это в принципе вещь недопустимая.
Гадание является одной из форм оккультизма, может быть, такой примитивной. Очень-очень древней формой, а понятно, что за этим стоит просто человеческое любопытство о том, что же со мной будет, всё ли у меня будет хорошо.
Но прежде всего за гаданием стоит невежество, как форма нежелания знать человеку воли Божией о себе.
Что такое воля Божия? Мы говорим в молитве «Отче наш» «Да будет воля Твоя». И когда мы говорим эти слова, нам как-то становится не по себе, а вдруг действительно воля Божия с нами будет. И кто его знает, что там по воле Божией с нами произойдёт, вдруг какое-то несчастье, вдруг нам придётся делать что-то такое, что нам делать совсем не хочется. А ведь воля Божия это то, чего нам не хватает, это замысел Божий о каждом из нас.
Мы должны узнать, кто мы, что Бог о нас задумал, каково наше предназначение в этой жизни, каково наше призвание. Вот знать волю Божию для человека — это вообще самое главное, что он должен знать на земле. И если он будет стремиться к познанию этой воли, тогда зачем гадать, для чего нужны все эти астрологические прогнозы? К чему тогда это странное любопытство с заглядыванием туда, где нас ещё нет? Вот невежество, оно к сожалению в этом и состоит.
Люди живут в мире, где Евангелие сегодня открыть и прочитать не составляет никакой проблемы, это не 30 лет назад, когда Евангелие в нашей стране было книгой практически запрещённой. Но тем не менее, его всё равно не открывают. А бывает и так, что даже называющие себя христианами пытаются иногда на Евангелии гадать. Они думают, что вот я сейчас подумаю, как же мне правильно поступить, открою-ка Евангелие на какой-нибудь странице и увижу, что там написано, и если написано так, значит так вот оно пусть и будет. Это всё наше невежество. Евангелие — это голос Божий к тебе обращённый, ты его просто читай с молитвой. Поучись у Бога, каким он хочет тебя видеть.
Подробнее об отношении Церкви к гаданию и магии читайте ЗДЕСЬ
Поминовение усопших — это очень важная традиция. Жизнь продолжается и после смерти, и очень важно молиться за тех, кого нет с нами. Но в сам праздник Рождества Христова ходить на кладбище не принято ради особого значения праздника Рождества.
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
— На само Рождество на кладбище не ходят, потому что это двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). В эти дни мы призываемся забыть обо всем и все мысли сосредоточить исключительно и безраздельно на радости праздника. Поэтому в день Рождества в храмах даже отменяется церковное поминовение усопших. Со следующего после Рождества дня, то есть с 8-го января, оно уже совершается.
Этот вопрос тоже задают весьма часто. Так вот хорошая новость, дорогие друзья: пить воду на Рождество МОЖНО! Церковь не запрещает нам пить воду, ни в одном правиле об этом ничего не сказано. Более того, воду даже необходимо употреблять в целях поддержания вашего хорошего самочувствия.
Если человек уверен, что из-за выпитого стакана воды его ждёт семь лет неудач, конечно, он будет акцентировать своё внимание только на худших вещах, происходящих с ним. Радость может быть у него под носом, но ему же не до этого, ему нельзя радоваться, так как всё должно быть непременно плохо. А там и до нервного срыва недалеко. И это ещё в лучшем случае. Но зачем же так обесценивать свою жизнь? Своё будущее? Неужели такой драгоценный дар, как жизнь, можно заключить в стакане воды? Так вот, прежде чем спрашивать почему нельзя пить воду на Рождество, лучше подумайте: кто вы и для чего вы живёте.
Наверняка в своей жизни вы часто сталкивались с замечаниями вроде: нельзя мыться в дни главных церковных праздников или нельзя убирать квартиру и вообще лучше минимизировать всякую деятельность. Об этом особенно любят рассказывать наши бабушки. Но что же теперь ходить немытыми? Или пусть квартира зарастёт в пыли? Какая же тут радость и торжественность тогда?
Как оказалось, можно всё, главное правильно расставить приоритеты. Церковь не запрещает трудиться в дни праздников. Церковь говорит о том, что молитва, присутствие на богослужении в храме и добрые дела в эти дни должны быть важнее всего остального.
Но обо всём по порядку:
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
— Личная гигиена необходима всегда, и у Церкви нет запретов на омовение тела в праздники.
Другое дело, если поход в баню — не личная гигиена, а способ весело провести время в компании. Тогда лучше воздержитесь от посещения бани в дни светлого праздника Рождества, баню можно посетить и в другие дни.
Если шитье и вышивка для вас не развлечение, а насущная необходимость, то тогда, наверно, можно. Лучше шить, чем предаваться праздности — например, сплетничать с соседкой. Лучше вышивать, чем смотреть телевизор или сидеть за обильным столом со стаканом вина. То же касается и уборки. К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением. Совесть, скорее всего, подскажет вам, какое занятие уместно в Рождество, а какое нет.
Если график вашей работы установлен работодателем и на Рождество выпадает рабочий день, можно и нужно честно и добросовестно выполнять свой труд.
И не мучиться сожалениями, а просто терпеливо ждать момента, когда и вы сможете отпраздновать Рождение Господа, сходить в храм, посидеть за праздничным столом с семьей.
Если же вы сами строите свой рабочий график, то, конечно, постарайтесь освободить день Рождества. Безусловно, не для лежания на диване с мисочкой салата, а для богослужения, для богоугодных дел. Порадоваться в Рождество, принести рождественскую радость кому-то другому — это отличный способ провести праздник.
Купание тоже можно отнести к вопросу личной гигиены, если, конечно, вы не захотели просто поплавать в бассейне или в любом другом водоёме. Но и то и другое само по себе не воспрещается. Самое важное — между чем вы выбираете и что должно стоять во главе.
Отвечает протоиерей Павел Великанов:
— Если человек стоит перед выбором пойти в храм Божий, либо в место этого залезть в ванну, то конечно же купаться нежелательно, а во всех остальных случаях купаться на Рождество можно и даже нужно.
Отвечает протоиерей Павел Великанов:
— Вообще все эти запреты на ведение той или иной деятельности в праздники, не только Рождества, но и любые другие церковные праздники происходит от крайне формального понимания субботы, как праздника, как особого дня, который человек посвящает Богу. И если мы понимаем, что день по заповеди, посвящаемый Богу, – это день праздника, то мы прежде всего стараемся в этот день увеличить градус тех добрых дел, на которые у нас как правило не хватает времени и сил в течение других дней недели. Так кто сказал, что нельзя вязать на Рождество? Если вы кому-то обещали что-то связать, заштопать, поправить и единственное свободное время у вас выпадет на день воскресный или день Рождества берите и делайте!
Отвечает протоиерей Алексей Уминский:
— Все то, что приносит человеку радость настоящую, живую, чистую и безгрешную, не может быть запрещено во время поста. Например, спорт, если человек привык по утрам делать пробежку для своего здоровья, почему это может мешать посту, никак не мешает посту. Или человек любит очень хорошую классическую музыку, и эта музыка помогает человеку выстроить свой собственный внутренний мир, как мне, например, я услышу хорошую музыку и какие-то вещи как раздражение или усталость, иногда тоска от плохой погоды во время поста, она вдруг развеется даже не молитвой, а просто хорошей музыкой. И это замечательно, потому что это помощь в жизни. Так и с рукоделием. Оно, к примеру, являлось одной из необходимых форм монашеского существования, в том числе во время поста. Монахи всё время что-то делали руками – это была возможность и сосредоточиться во время рукоделия на молитве и в тоже время что-то сделать своими руками, чтобы обеспечить себе какой-то прожиточный минимум. Так что ничего в этом страшного нет, наоборот, это очень похвально.
Отвечает протоиерей Алексей Уминский:
— Когда мы говорим о таких вещах как супружеская близость между христианами во время поста, то мы все-таки должны понимать, что пост — время воздержания. И так случилось традиционно, уже в течение многих, многих веков, что во время поста супруги воздерживаются от супружеской близости. И если у супругов есть действительно такое намерение, такое вот стремление как-то провести пост в воздержании — это очень, очень похвально. Но мы с вами понимаем, что мир, в котором мы живём, он очень разнообразен и человеческие отношения бывают очень сложными, поэтому невозможно людей мерить одним и тем же трафаретом, одним и тем же лекалом. В одной семье жена или муж могут быть более воцерковлёнными, чем их вторая половина, и поэтому здесь существует вот такое уже давно продуманный совет духовнический о том, что жена или муж во время поста могут уступить своей половине и это не будет считаться нарушением поста, в том смысле, что это исполнение любви, исполнение послушания. Об этом нам говорит апостол Павел в одном из своих посланий, что не жена хозяйка своего тела, но муж и не муж владыка своего тела, но жена. И в этом смысле должно быть согласие, потому что пост — это всё-таки не время вражды, это время уступок, прощения и несения тягот друг друга. В этом смысле такое послабление поста, вот такое вот мудрое отношение друг к другу вполне допустимо, и оно обычно благословляется духовниками. Что же касается супружеского отношения в сам праздник Рождества. Вы знаете, по какой причине они не допускаются накануне, скажем, воскресных дней, праздников и в эти дни не совершается венчание? Причина проста: люди готовятся к принятию Святых Христовых Тайн. Вот в эти дни высочайшей радостью и наслаждением для человека является возможность приобщиться ко Христу через Таинство Евхаристии. И в этом смысле запрет на супружеские отношения и определённая подготовка через пост, например, и молитвенное правило становятся понятными. Если люди верят во Христа, ждут Христа, жаждут Христа, весь пост к нему стремились и хотят в этот день причаститься Святых Христовых Таин, тогда, конечно, они должны воздержаться.
Суть нашей веры – это доверие Богу. А Господь наделил нас свободой от всего суетного, от всех шаблонов и штампов, по которым мы привыкли строить свою жизнь. У нас всегда есть право выбора и никто не может у нас его отнять. А значит только мы сами несём ответственность за свою жизнь.