Loading...

Военный летчик-инженер Серегин

Так уж распорядились и время и судьба, что вот уже полвека его имя и имя Юрия Гагарина связываются одной датой - трагической гибели 27 марта 1968 года. Тайна того дня не раскрыта - и рождает массу слухов и домыслов.

ty10

Сразу оговорюсь, пьяными экипаж Серегина-Гагарина не взлетал: вообще Владимир Сергеевич был педантом и весьма строго относился к нарушениям режима. А вот здоровье самого командира пошаливало..
Выдающийся советский летчик Владимир Сергеевич Серегин родился 7 июля 1922 года в городе Москве. После окончания школы-десятилетки он в сентябре 1940 года добровольно вступает в Советскую Армию и начинает учебу в Тамбовской военной авиационной школе пилотов.
С 1943 года комсомолец Серегин на фронте. Он мужественно Сражается с фашистскими захватчиками на прославленном штурмовике НЛ-2. 170 успешных боевых вылетов, 19 воздушных боев, 3 сбитых самолета, множество уничтоженной наземной техники и живой сипы врага значится на его боевом счету. Между вылетами на штурмовку фашистов в 1945 году коммунисты приняли в. С. Серегина в свои ряды.
За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленным при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Серегину Владимиру Сергеевичу в 1945 году было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
После войны летчик-фронтовик садится за Парту. Он окончил Военно-воздушную инженерную ордена Ленина Краснознаменную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и стал работать летчиком испытателем. Почти десять лет он отдал этому трудному и сложному делу. 8 1960 году В. С. Серегину было присвоено звание «летчик-испытатель первого класса».
В последнее время В. С. Серегин командовал авиационной частью. Он был одним из пионеров полетов на невесомость на самолете-истребителе, умелым командиром-воспитателем. Его летный опыт использовали летчики-космонавты СССР.
27 марта 1968 года при выполнении совместно с первым летчиком космонавтом СССР Ю. А. Гагариным тренировочного полета на самолете инженер-полковник Серегин трагически погиб.
Владимир Сергеевич был неутомимым тружеником. Все свои знаний и богатый опыт, весь жар своей души он щедро отдавал любимому делу, был умелым наставником крылатой молодежи. Интересы дела, интересы народа он всегда ставил превыше всего. Активный член партии, скромный человек, требовательный и заботливый командир, хороший семьянин, он навсегда останется образцом принципиальности, дисциплинированности, безупречного выполнения служебного и человеческого долга.
Владимир Сергеевич Серегин почти двадцать восемь лет отдал небу, службе в Военно-Воздушных Силах. И все время — летал. О таких говорят: он рожден для полетов. И он был именно таким: настоящим летчиком, достойным сыном доблестных Вооруженных Сил нашей страны.

ty11ty12ty13ty15
Когда заполыхала война, комсомолец Володя Серегин добровольно встал в ряды бойцов крылатого строя. Он готовил себя к защите социалистического Отечества, к жестоким схваткам с врагом.
На фронт летчик штурмовик Серегин прибыл в конце переломного сорок третьего. Его отец, бывший служащий московского почтамта, уже прошел к тому времени сотни километров многотрудных дорог войны. «Ты бей эту нечисть в воздухе, а я, сынок, не дам им житья на земле...» — писал он своему первенцу. Владимир с честью выполнял наказ отца, наказ Родины.
Вот несколько эпизодов, о которых он скупо поведал спустя двадцать лет.
«Вел пару в составе шестерки. Штурмовали колонну на марше. При подходе к цели — зенитки, истребители фашистов — сущий ад. Эрликон продырявил крыло. Что-то хрустнуло под фюзеляжем. Но машина слушалась руль. Мотор тянул.
Над целью разделились на пары. Ударили бомбами по автомашинам — горят. Еще заход. От эрэсов вспыхнул бензовоз. Но и фашисты не дремали. Смотрю «фокке-вульф» атакует «ИЛ». Довернул, дал залп из пушек. Друг спасен, а гитлеровский самолет рассыпался в воздухе».
«Сорок раз водил группы до эскадрильи. Был «охотником», летал на разведку. Какой вылет запомнился больше всех? Пожалуй, тот, над Балатоном. Штурмовали скопление войск и техники. Удачно. Сам видел несколько очагов пожара. А на обратном маршруте досталось иам крепко. Пришлось на бреющем вести бой с шестеркой истребителей. Весь мой «ИЛ» изрешетили. Но и мы сбили два «фокке-вульфа». Садиться, правда, пришлось на одну «ногу», но ничего — обошлось».
Он не любил говорить о своих полетах на фронте, редко рассказывал и о работе при испытаниях новой авиационной техники. Такая уж у него была натура, натура скромного человека. Но вот пример: военный летчик Серегин ухитрился посадить свой горящий штурмовик! Уже после войны Владимир Сергеевич испытывал самолеты в полете при нарочно выключенном двигателе.
Скупы в его аттестации. Но за ними — жизнь, полная риска, напряженного творческого труда. Ведь после окончания инженерной академии он стал летчиком-испытателем. Взять хотя бы эту строку: «Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности». За ней — многолетний напряженный труд. Владимир Сергеевич показал себя опытным летчиком и грамотным инженером. Именно ему в свое время было поручено впервые в ВВС поднять в воздух один из новейших сверхзвуковых самолетов.
Этот полет вошел в историю испытаний самолетов как пример мужества и самообладания, молниеносной реакции летчика. Через две минуты после взлета — первого взлета новой машины! — он сумел найти то единственное решение, которое предотвратило аварию.
Немногие летчики, поднимающие ныне с грунта современный истребитель-бомбардировщик, знают о том, что в числе первых, кто проводил подобные полеты был Владимир Сергеевич Серегин. Ему, бывшему штурмовику, как никому другому было известно, что значит взлетать в любых условиях с любых площадок.
Инженер-полковник Серегин умело учил летать своих молодых боевых друзей. Незаурядный талант педагога, постоянная тяга к новому, безупречное летное мастерство привели его а часть, где проводят летную подготовку на самолетах первые покорители космоса.

ty16ty17ty18
Владимир Сергеевич всегда ставил интересы дела превыше всего. С присущей ему энергией он взялся за освоение полетов на невесомость на истребителе. Учил этому сложному виду летной подготовки сначала своих подчиненных, а потоп н летчиков-космонавтов СССР.
Вот что рассказывает о Серегине один из его учеников Александр Устенко:
«Владимир Сергеевич был летчиком экстракласса. Как-то он попал на сверхзвуковом истребителе в исключительно сложную обстановку: мощный снежный заряд преградил путь к аэродрому. Богатейший опыт, самообладание и мастерство выручили нашего командира. Он совершил посадку на своем аэродроме почти в сплошном снегопаде».
А теперь слово — Герою Советского Союза летчику-космонавту СССР полковнику В. Ф. Быковскому:
«Полеты с Владимиром Сергеевичем для каждого из нас, космонавтов, были радостью, наслаждением. Еще до старта «Востока 5» он познакомил меня с невесомостью, помог в какой-то мере ощутить то, что пришлось испытать на орбите.
Теплота, сердечность Владимира Сергеевича органически сочетались с высокой требовательностью. Он был и останется для нас примером во всем.
Он был рожден для полетов, полетали жил. В небе возмужали и окрепли его ученики. Новые бойцы крылатого строя готовы по первому зову партии н народа подняться в небо н космос. Эстафета в надежных руках. Герои не умирают. Они живут в делах и свершениях своих последователей.

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить