Валентина Степановна Гризодубова

Валентина Степановна Гризодубова - фото 1Она могла стать музыкантом, как мечтала ее нежная мама..Могла стать инженером, потому что окончив школу и училище по классу рояля, поступила и в политех и консерваторию. Но когда-то ее отец Степан Васильевич в синематографе увидел кадры с полетом аппарата братьев Райт.

За немалые для него деньги (все что было в кармане) и бутылку пива он купил несколько кадров хронике - с тех пор денег в доме не водилось: заведующий электростанцией дворянского собрания Харькова и потомок лиц исключительно духовного звания строил, не имея чертежей (!) , в мастерской , деньги на которую занял у тестя, аэропланы.. Его первый аппарат не полетел.. На втором - аж с четырьмя рядами крыльев - не смог подняться заезжий в Харьков авиатор. Третий аэроплан Степана Васильевича Гризодубова, ведомый им самим, поднялся в воздух! А вскоре он рискнул привязать к себе ремнями обожаемую двухлетнюю дочь Валечку (к ужасу жены и ее родни) и опять полететь! Это было в 1912 году - тесть немедленно потребовал возврата долга, грозя объявить родственничка умственно неполноценным. Семейная распря завершилась 1915—1916 годах службой Гризодубова в армии, где после обучения в Петроградской школе авиации получил диплом пилота-авиатора. В 1916 году его дочь Валентина побывала разом на балу для девочек-дебютанток в Харьковском дворянском собрании и получила приз за исполнение на рояле фрагмента музыки оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (собрание отметило патриотизм девочки) , а еще она попыталась сама сделать крылья (хоршо, что полетать родня не дала!) Свой первый полет она совершила в 14 лет на планере в Коктебеле на слёте планеристов. Отец тогда полностью принял певолюцию (в отличии от другой половины родни),в 1919—1920 командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолёты для Красной Армии. С 1924 года руководил секцией планёрного спорта и маломощной авиации Осоавиахима Украины и Крыма.Стал одним из организаторов планеризма в стране.
Вот в такой семье угораздило родиться будущей любимой летчице тов. Сталина Валентине Степановне Гризодубовой! Впрочем, даже подлинную дату ее рождения пришлось восстанавливать уже в наше время - почти всю жизнь Валентина Степановна официально числилась родившейся 31 января 1910 года - и лишь при подготовке документов на присвоения Герою Советского Союза Гризодубовой В.С. звания Героя Социалистического Труда в 1986 году была исправлена многолетняя ошибка: родилась она 27 апреля 1909 года!

 

Валентина Степановна Гризодубова - фото 2Валентина Степановна Гризодубова - фото 3Валентина Степановна Гризодубова - фото 4Валентина Степановна Гризодубова - фото 5Валентина Степановна Гризодубова - фото 6Валентина Степановна Гризодубова - фото 7Валентина Степановна Гризодубова - фото 8Валентина Степановна Гризодубова - фото 9Валентина Степановна Гризодубова - фото 10Валентина Степановна Гризодубова - фото 11Валентина Степановна Гризодубова - фото 12

 

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берутлучших из лучших — и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее — в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова — летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов. Тогда она познакомилась с будущим Героем Советского Союза №2 пилотом и красавцем Сигизмундом Леваневским - тот в 1931—1932 годах был начальником лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков.. Они были очень красивой парой - оба талантливые, оба из дворян, увлекавшиеся и музыкой, да и вообще жизнью, - был ли между ними роман? наверное, теперь это тайна не меньше ,чем гибель самого Леваневского!
С 1934 года Гризодубова — летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть? Тогда за полеты она была приглашена в Кремль - Леваневскому вручали Звезду Героя, ей грамоту, но упрямая Валентина тут же звонко объявила, что у нее будет такая же!
И она стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва — Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд — 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.
Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!». Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год,повторимся,- установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета, сумела заинтересовать идеей сразу двух "красных" маршалов - Буденного и Блюхера (через очень небольшое время Василий Константинович Блюхер будет насмерть забит на допросах, о чем однажды Гризодубова напомнила всесильному Берии: экипаж ее эскадрильи , совершивший полет в тыл к партизанам, доставили на допросы,- и она приехала к Лаврентию, сказав, что не выйдет из кабинета пока не увидит из окна , как ее летчики выходят свободными ,или могут забить тут как Блюхера,- и добилась своего!),- а тут , не смотря на явно прохладное отношение к идее нового рекорда со стороны Наркомата обороны, Сталину предложение пришлось по душе. Он распорядился переделать "под рекорд" самолет, получивший имя "Родина"! Первоначально в экипаж предполагался штурман-мужчина, но Гризодубова была непреклонна! С Щелковского аэродрома Москвы , в 8 часов 12 минут 24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова уведет специально переоборудованный для рекордного перелета дальний бомбардировщик ДБ-2 [АНТ-37] «Родина» в сторону Тихого океана – на Дальний Восток. Туда, куда недавно, в конце июня, совершили беспосадочный перелет на ДБ-3 [ЦКБ-30] «Москва» летчики-мужчины – Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский [за проявленные при этом мужество и героизм оба стали Героями Советского Союза]. К моменту назначения в экипаж «Родины» опытным пилотом считалась и бывшая бердянская птичница Полина Дудник [девичья фамилия Полины Осипенко], любовью к небесам которую заразил односельчанин и первый муж – военлет Степан Говяз. После окончания [в 1933 году] Качинской военной школы летчиков Полина служила в истребительной авиации, и весной 1937 года установила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. А чуть позже, возглавив экипаж гидросамолета МП-1, установила мировой рекорд дальности по замкнутой кривой. К тому моменту, кстати, Полина была уже свободна от брака [ее Степан сгинул в лагерях НКВД] и поэтому вышла замуж во второй раз – за своего сослуживца, старшего лейтенанта Александра Осипенко. Удачным для Полины стал и 1938 год: в июне на летающей лодке она устанавливает женский мировой рекорд полета по прямой, пролетев по маршруту Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск. В судьбах Гризодубовой и назначенной штурманом Расковой было схожее - музыка! Марина Раскова [в марте 1938-го ей исполнилось 26 лет] родилась в Москве, в семье музыканта. После семилетки поступила на химические спецкурсы. Одновременно училась в музыкальном техникуме [между прочим, ее первым учителем сольфеджио была одна из знаменитых сестер Гнесиных]. Но, отказавшись почему-то от музыкальной карьеры, в 1929 году Марина устроилась на работу на Бутырский анилиново-красочный завод лаборанткой. Вышла замуж за инженера заводской лаборатории. В 1930-м родила дочь Татьяну. С 1932-го она уже работает чертежницей в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1934-м экстерном сдает экзамены на звание штурмана в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота и зачисляется в академию Жуковского на должность инструктора-летнаба аэронавигационной лаборатории, а затем – преподавателя штурманского дела. В следующем году оканчивает школу пилотов при Центральном [Тушинском] аэроклубе. В РККА с 1938 года. Но была, однако, у Марины Михайловны и вторая жизнь. Марина Михайловна Раскова на момент назначения в экипаж была не только штурманом, но и старшим лейтенантом госбезопасности,- сразу после полета займет должность не много-не мало "основного уполномоченного особого отдела ВВС РККА"! Наверное, , Валентина Степановна знала [или догадывалась] об этой сущности своего штурмана, но, будучи человеком весьма деликатным, в воспоминаниях и словом ни разу не обмолвилась об этом.
«Родина» приземлилась в 10 часов 45 минут московского времени 25 сентября на болото в Хабаровском крае, в урочище Юкачи, – между поселками Дуки и Керби [после гибели – в мае 1939 года Полины Осипенко поселок Керби будет назван ее именем].Полет проходил вслепую и вглухую, расставленные по сталинскому приказу радиомаяки экипаж не слышал! И еще важная деталь: перед заходом на посадку после того, как обнаружилось , что они уже над океаном,выполнен разворот, а топлива на 30 минут!- командир приказала покинуть самолет Марине Расковой – кабина штурмана находилась в нижней передней части фюзеляжа, при вынужденной посадке она могла получить повреждения. Марина выпрыгнула с парашютом с высоты 2300 метров, прихватив с собой лишь охотничий нож, револьвер, коробку арктических спичек и две плитки шоколада. Мешок с продуктами брать не стала: побоялась, что при приземлении на болото он ее утянет в глубину.
В ночь на 5 октября, когда шли десятые сутки хождения Марины Расковой по тайге, ей приснился странный сон: подходит к ней будто бы сам товарищ Сталин и говорит: "Где-то здесь стоит моя автомашина. Помогите мне найти ее". Ищут вместе и... не находят. А Сталин шутит: "Вот так штурман, не может найти машину в тайге. Какой же вы штурман?" Проснулась Марина от выстрелов и поняла, что до самолета осталось немного. И действительно: днем она таки вышла к «Родине». Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами — Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.
Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир — подполковник Гризодубова, личный состав — из летчиков гражданской авиации.
Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 — отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », — сказала Гризодубова.
Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

 

Валентина Степановна Гризодубова - фото 13Валентина Степановна Гризодубова - фото 14Валентина Степановна Гризодубова - фото 15Валентина Степановна Гризодубова - фото 16Валентина Степановна Гризодубова - фото 17Валентина Степановна Гризодубова - фото 18Валентина Степановна Гризодубова - фото 19Валентина Степановна Гризодубова - фото 20

 

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда — оружие, взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно — раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.
Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 — ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать. До тех пор пока не возник конфликт с командующим дальней авиацией Головановым, жалоба на некоторые действия которого, написанная полковником Гризодубовой была признана ложной (озаглавь она , как положено, рапорт - и светил бы трибунал!).
Над ее головой гремили молнии - а она пробивалась к Калинину, заступаясь за С.П Королева! Позже ее вызовут на допрос по поводу дела маршала авиации Худякова - таких изысканных матерных эпитетов в свой адрес следователям не случалось слыхать и от мужчин! В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень.

Валентина Степановна Гризодубова - фото 21Валентина Степановна Гризодубова - фото 22Валентина Степановна Гризодубова - фото 23Валентина Степановна Гризодубова - фото 24Валентина Степановна Гризодубова - фото 25Валентина Степановна Гризодубова - фото 26

 

Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

--
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить