Лука Окросцваридзе

 Лука Окросцваридзе - фото 1Юный грузинский пианист Лука Окросцваридзе ярко и стремительно восходит по ступеням музыкального совершенствования. У него, родившегося 19 марта 1991 года, уже богатая творческая биография. Нотную грамоту Лука освоил раньше, чем алфавит; в четыре года написал свое первое произведение, и в Грузии его назвали «маленьким Моцартом». Девятилетним мальчиком он уже получил международную известность, снискал самые высокие оценки музыкальных мастеров и соответствующие его таланту восторги публики. Сейчас он заканчивает Музыкальный академический колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.


Когда Лука был маленьким, он все время держался за маму, очевидно, остро ощущая свою уязвимость в этом мире. Нуждался в том, чтобы она была рядом, испытывал потребность в защитном поле ее любви. Изумительно пел. Это было первое проявление яркого дарования, которое привлекло внимание родителей. Мама, Манана, стала водить сына в кружок пения, но оказалось, что он склонен проявлять свои вокальные таланты только дома... В квартире было старое, вечно расстроенное пианино немецкой фирмы «Цимерман», подаренное маме ее отцом, когда она училась в музыкальной школе. Несостоявшийся юный певец сидел за ним часами, извлекая все более и более стройные звуки. Благодаря чуткому вниманию родителей к способностям сынишки талант его «не залежался на печи» и устремился в то русло, где фортуна уже готовила успех.
Манана могла бы и сама обучать сына основам музыкальной грамоты, но попросила об этом соседку, молодую преподавательницу, чтобы занятия проходили не по-домашнему, а с серьезным настроем. Серьезности Луке было не занимать, за месяц он усвоил годовую программу музыкальной школы. Через год участвовал в телепередаче «Хотите – верьте, хотите – нет», играл Баха, Бетховена, Моцарта, – и о нем узнал весь Тбилиси. Так на небосводе грузинской музыкальной культуры загорелась маленькая, яркая звездочка.
В Центральную детскую школу при Тбилисской консерватории Луку в виде исключения приняли в пять лет. Специалисты отмечали его абсолютный музыкальный слух и феноменальную музыкальную память. Звук, извлеченный любым инструментом, он мог повторить исключительно точно; однажды услышав или сыграв произведение, легко запоминал его наизусть.
В Доме музыки на фестивале «Москва встречает друзей». 2005
Первое выступление Луки на сцене Тбилисской филармонии, на заключительном концерте детских музыкальных школ, состоялось в декабре 1996 года. В домах не было тепла, часто отключали электроэнергию. Репетировать приходилось не снимая куртку. Когда пятилетний мальчик вышел на огромную сцену, сел к роялю, едва дотягиваясь до педалей, и начал играть пьесу Бетховена «Весело и грустно», погас свет. Зал ахнул, а маленький музыкант даже не споткнулся, музыка продолжала потоком изливаться из-под его пальцев, у которых была своя надежная память... К изумлению затаившей дыхание публики, Лука так играл в темноте, что когда включили свет, многим показалось, что он, пожалуй, был лишним...
Через год, выступая с сольным концертом в Доме композиторов, Лука исполнил наизусть сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Тартини. А потом с камерным оркестром представлял концерт фа-минор Баха в Малом зале Тбилисской консерватории.
Необычные «новые дети» – о них начинают все больше говорить, но, как правило, на грани научной сенсации и фантастики. Они приходят, кто ярко заявляя о себе, кто тихо, словно упавшая с неба роса, и, узнанные или неузнанные, растворяются в нашей жизни, чтобы наполнить ее своим необычным светом. Лука считает, что ему очень повезло – его талант заметили, бережно и внимательно развивали. Не многие дети получают такие возможности с раннего детства. Бывает, что талант ребенка сверкнет ослепительной вспышкой, но через некоторое время затухает, маленькая жемчужина утрачивает свое драгоценное свечение... То ли не было вовсе гениальных задатков, того неисчерпаемого источника труда и вдохновения, который грезился при первых эффектных выступлениях, то ли взрослые, не сумев проявить мудрость, лишили его необходимого внимания или, наоборот, заласкали вундеркинда чрезмерными восторгами и излишним комфортом.
Лука Окросцваридзе и Владимир Спиваков на концерте стипендиатов Фонда Спивакова. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. 1999
Лука поднимался, восходил к мастерству равномерно, шаг за шагом – ветер жизненных перемен не рассеял его талант, голова не закружилась от похвал, призов и восторженных аплодисментов. Каждый год он достигает определенной высоты в своем искусстве. Трудности, которые приходится преодолевать, закаляют дух – хранитель огненной чаши музыкального дарования.
А трудности не обходят одаренных детей стороной. Проблемы грузинской политики отразились на семье Окросцваридзе, как и на тысячах их соотечественников. В условиях экономического развала и безработицы родители едва находили возможность воспитывать и обучать троих сыновей. Благодаря участию в судьбе Луки Феликса Иосебовича Станевского, который был в то время послом РФ в Грузии, и его супруги Людмилы Яковлевны появилась возможность переехать в Россию. Экстерном закончив школу, Лука в 13 лет был принят (опять-таки в порядке исключения) в музыкальный колледж при Московской консерватории. Жизнь в Москве принесла свои радости и трудности. Манана не могла оставить сына одного в огромном городе. Без прописки и гражданства, испытывая физические и психологические трудности, она изыскивала возможности быть рядом. «Порою негде было ночевать... как у всех – чередование белых и черных дней», – отзывается Лука о том времени.

 Лука Окросцваридзе - фото 2 Лука Окросцваридзе - фото 3 Лука Окросцваридзе - фото 4

 

Первая премия и Золотая медаль на I Международном конкурсе молодых пианистов. Лука Окросцваридзе и Марина Гелашвили, первый педагог ЦМШ Тбилиси. 2003
Композиторские способности проявились у мальчика почти одновременно с талантом музыканта. Музыка лилась через него потоком! Луке было 4 года, когда он сочинил свой первый опус, назвав его «Волк и заяц». Мощные аккорды характеризовали страшного волка, а мелодия, похожая на заливистый смех, – его неизменного партнера зайца. Заканчивалось произведение погоней, и оба героя падали в снег, что выражалось бурными музыкальными пассажами. Не зная еще нот, Лука день за днем мог в точности повторить свое сочинение. Позднее, когда нотная грамота была освоена, едва переступив порог дома, подбегал к столу и записывал музыку, которая звучала внутри. За инструмент садился, когда сочинение было готово. На вопросы ошеломленных взрослых, как это у него получается, Лука давал ответ, еще больше изумлявший: «Я немного посижу, посижу, потом на меня сверху музыка опускается и через пальчики проходит на пианино». В ту пору на вопрос, кем ты будешь, он твердо отвечал: «Композитором». Позднее появились «Бабочки», «Печальный мальчик», «Расставание» и многое другое, а перед первой поездкой в российскую столицу Лука написал «Мечтания о Москве».
Кто-то с сочувствием подумает, что у ребенка не было счастливого детства – с веселыми играми, лазанием по заборам и деревьям, с азартным забиванием голов в футбольные ворота. Многие ли родители пожелают своим малышам ежедневных многочасовых «забав» с черно-белыми клавишами, с гаммами и аккордами, которые шаг за шагом, звук за звуком прокладывают путь в пространство великих гармоний? Но ведь это и есть счастливое детство для человека, который пришел на Землю для больших жизненных задач, – дети нового сознания с малых лет наполняют жизнь самой жизнью, а не подготовкой к ней.
Конец XX века в умах и настроениях многих людей был связан с ожиданием чего-то особенного, предчувствие перемен витало в воздухе. В жизни Луки это был яркий переход к новым свершениям. Благодаря Станевским о Луке узнал Владимир Спиваков и в январе 1999 года пригласил его для прослушивания. «Мечтания о Москве» сбылись. Луке выпала честь выступить на одном из концертов прославленного музыканта. Закончив свое выступление, Спиваков представил «Рождественский сюрприз» – им оказался, к удивлению публики, маленький грузинский мальчик. Он смело вышел на сцену, сел за белый рояль и совсем не по-детски заиграл «Бабочки» Шумана. После того как Лука сыграл свои собственные сочинения, маэстро обнял его за плечи и объявил присутствовавшим на концерте, что с этого момента Лука является стипендиатом его Благотворительного фонда. После первых концертов Луки в Москве Владимир Спиваков сказал: «Его надо хвалить и лелеять. Он очень, очень талантливый ребенок». В марте 1999 года Лука уже выступал на фестивале «Классическое наследие». В 2000 году в числе нескольких стипендиатов Фонда принял участие в одном из престижных международных музыкальных форумов мира в Кольмаре, куда съехались оркестры из Италии, России, Швейцарии. В 2003 году получил Золотую медаль на I Международном конкурсе молодых пианистов в Тбилиси и выступил с концертом в Париже. «Настоящим откровением стало выступление девятилетнего Луки Окросцваридзе из Тбилиси», – писали французские газеты.
Семейный архив бережно, год за годом, страница за страницей, пополнялся статьями, дипломами, фотографиями разных лет. «Мама – мой биограф», – говорит Лука. Быть матерью одаренного ребенка – безусловное счастье, но и особая ответственность. Чтобы в самых разных жизненных обстоятельствах создавать необходимую душевную и бытовую обстановку, которая соответствует жизненной программе юного музыканта, Манана отказалась от работы (по профессии она юрист). Муж и двое сыновей – далеко в Грузии, они с Лукой не были там уже два года, дорого лететь через две границы.
В семейном альбоме хранятся отзывы выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов. Рекомендации больших авторитетов в музыкальном мире содействовали тому, что в 1999 году Луке была присуждена стипендия Президента Грузии. «Этот ребенок – обладатель блестящего дара. Он привлекает внимание тонким чувством исполнения музыки. В его лице растет достойный продолжатель музыкальной традиции нашей страны» – так отозвался о десятилетнем Луке Мэри Давиташвили, народный артист СССР, композитор, профессор Тбилисской консерватории имени Вано Сараджишвили. «Я прослушал его собственные произведения – это очень талантливая и самостоятельная личность. Он глубоко проникает в исполняемые произведения и не раз очаровывал больших музыкантов. У меня огромная надежда, что в будущем он достигнет больших успехов как композитор и как пианист. Желаю этому талантливому мальчику завоевать много творческих вершин», – написал композитор профессор Тбилисской консерватории Бидзина Квернадзе. Наверняка завтра Лука получит гору подарков - и наши поздравления!

--
Геннадий Орешкин

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить