Иван Ром-Лебедев

 Иван Ром-Лебедев - фото 1Иван Ром-Лебедев родился 30 марта 1903 года в семье дирижера московского цыганского хора Ивана Григорьевича Лебедева. Мать его, Мария Николаевна, была певицей, хор работал в знаменитом ресторане «Стрельна».


Раннее детство маленький Ваня провел в Вильно, где у семьи Лебедевых было два дома, и где жила бабушка, которая и занималась воспитанием подрастающего поколения Лебедевых. Младшие, Ваня, Женя и Саня, росли с бабушкой, старшие же, Мария и Валентин, проживали в Москве с родителями.
Когда мальчик подрос, родители забрали его к себе в Москву, так что детство мальчика прошло среди хоровых цыган. Цыганские хоры в Москве в те годы пользовались бешеной популярностью, артисты цыганских хоров постоянно общались с художниками, композиторами, скульпторами, врачами, военной знатью, обычно не ниже полковников, — короче, с «высшим светом» общества, что, безусловно, накладывало отпечаток на их манеру поведения. Дети хоровых учились в школах или гимназиях, а иногда и в высших учебных заведениях. Но цыганские законы тоже не забывались, на праздники накрывались хлебосольные цыганские столы, ходили в гости друг к другу, за стаканом крепкого чая велись неспешные цыганские беседы. Все это впитывал в себя маленький Ваня. Он подружился с пожилой цыганкой тетей Надей, которая приехала из Тулы со своей племянницей, талантливой танцовщицей, и жила, как и все хоровые, в Петровском парке. Она часто зазывала к себе Ивана, угощала вкусностями и рассказывала захватывающие истории о цыганском кочевье и цыганские сказки. Тетя Надя подарила мальчику гитару, на которой Ваня, имея прекрасный слух, очень быстро научился играть. Потом, по прошествии многих лет, тетя Надя стала прототипом персонажа одной из его книг — Драбарки, а ее многочисленные истории, явились основой для сюжетов многих пьес, написанных Иваном Ром-Лебедевым.
Шел 1914 год, когда семья Лебедевых переехала в свой новый двухэтажный четырехквартирный дом, который находился в Большом Зыковском проезде. В доме также жили семьи цыган, работающих в хоре у Лебедева.
Шла Первая мировая война, о ней говорили, писали, в церквях шли службы, на которых священники просили «даровать победу христолюбивому обществу». Ване было одиннадцать, лет, когда он сбежал из дома на фронт. Первая попытка оказалась неудачной — его вернули домой жандармы.
Наступил 1917 год. В стране произошла революция, жизнь стремительно менялась, гражданская война пожирала не только военных, но и мирное население. Для России настали сложные времена, и цыганские хоры не были исключением.
Цыганская кровь Ивана Ивановича будоражила душу, звала его в неведомые дали, он тосковал о дальних странах, особенно о море, пытался найти свой, одному ему предначертанный свыше жизненный путь. Он не раз порывался уйти в бега, но что-то его удерживало, и вот, наконец, почувствовал — время пришло.
Второй раз Иван ушел из дома в августе 1918 года, ему было 15 лет, и он тщательно подготовился к побегу, запасся выпиской из метрики, справкой об окончании курсов машинописи. Старшая сестра Манита, единственная, кому он сообщил о своем уходе, снабдила его тремя тощими лепешками и отрезком ленты «керенок» — денег, которых хватило на покупку двух пирожных из картошки с сахарином. В ранце, кроме лепешек, лежали чистая рубашка, носки и перочинный ножичек.
Иван пытался доехать до Симферополя. Впервые оторвавшись от дома, он вкушал свободу, все было в новинку, все было интересно. Ему везло на хороших людей, его подкармливали, расспрашивали о Москве, о большевиках, Иван рассказывал то немногое, что знал, благо от природы он был хорошим рассказчиком.

 Иван Ром-Лебедев - фото 2 Иван Ром-Лебедев - фото 3 Иван Ром-Лебедев - фото 4 Иван Ром-Лебедев - фото 5

 

Однажды, выйдя на каком-то полустанке из поезда, Иван пошел в манящую даль. Его звала вперед цыганская судьба. Его мечта сбылась, он увидел море и многое испытал в тот период своей жизни. Батрачил на одиноком хуторе, работал в корабельных мастерских, подрабатывал в госпитале санитаром, трижды болел тифом, волею судеб попал в «белый» Новороссийск, из которого рванул в Керчь, где был пойман белогвардейским патрулем, с девятью такими же бродягами-малолетками был определен обучаться саперному делу; когда обучение подошло к концу, десятка будущих саперов благополучно сбежала, так и не попав на линию фронта. Ребята решили вернуться в Керчь поодиночке, предварительно договорившись о месте встречи. Неизвестно, как бы сложилась жизнь Ивана Ивановича, если бы по дороге в Керчь он в третий раз не заболел тифом, на сей раз брюшным, и вновь не попал в госпиталь.

Иван уже пошел на поправку, когда Красная армия отвоевывала Крым, белые отступали. Он остался в опустевшем госпитале. Его приютила местная уборщица, у которой он прожил до прихода красной кавалерии. Едва красные вошли в город, Иван пошел искать военный штаб, чтобы записаться в Красную армию. Он стал красноармейцем 30-й дивизии 267-го Чонгарского конного полка, конным разведчиком. Его полк боролся с махновцами. Три года он прослужил в Красной армии, многое повидал, пережил голод, видел множество смертей, а когда миновало жестокое голодное время, был зачислен в музыкальную команду. Научился играть на трубе. Наступила весна, небольшой военный оркестр вместо похоронных маршей все чаще стал играть веселые вальсы.
В 1923 году Иван Иванович был демобилизован и возвратился в Москву.
Был разгар нэпа. Иван устроился работать гитаристом в хор Егора Полякова. В те годы это был лучший цыганский хор в Москве, который одним из первых стал выступать с концертами для большой аудитории. Во время одного из концертов Иван впервые попробовал импровизировать в аккомпанементе, в этом начинании его поддержал Вава Поляков, один из лучших гитаристов того времени. В дальнейшем Ром-Лебедев и Вава Поляков аккомпанировали солистам. Стоя сзади них, они играли вступление, заполняли паузы и музыкально заключали романс. Это позволяло создавать музыкальную атмосферу, расширяло эмоциональное восприятие романса.
В хоре Егора Полякова Иван Иванович проработал несколько лет. Именно в это время Иван вместе с друзьями образовали цыганскую комсомольскую ячейку, состоящую поначалу из пяти человек, потом было создано Добровольное общество, которое было названо «Всероссийский союз цыган». Иван был выбран представителем от московских цыган в Отдел национальностей ВЦИКа. Началась серьезная работа, открывались цыганские школы, издавались на цыганском языке буквари, переводы стихов Пушкина, рассказов Горького, открылся цыганский педагогический техникум, было организовано цыганское издательство, выпускавшее журналы «Романы зоря» («Цыганская заря») и «Нэво дром» («Новый путь»). Появился цыганский клуб «Лолы чергэн» («Красная заря»), организовывались промысловые цыганские артели «Цыгхимпром» и «Цыгпищпром». Появились первые цыганские писатели и поэты. Короче, маленькая комсомольская ячейка, состоящая всего из пяти человек, дала начало общественному движению московских цыган.
И вот наступил новый и, пожалуй, главный этап в жизни Ивана Лебедева. На заседании редакции и актива московских цыган он был назначен ответственным за создание цыганского театра. В помощь ему был привлечен опытный администратор – Александр Алексеевич Андреев.
Прежде чем идти в театральный отдел Наркомпроса, Иван Иванович решил заручиться поддержкой самого Анатолия Васильевича Луначарского, для чего вместе с Андреевым пошел к нему домой. Луначарский их принял, долго беседовал и поддержал инициативу создания первого в мире цыганского театра.
Очень символично, что именно в это время Иван Иванович добавил к своей фамилии слово Ром, что в переводе с цыганского означает цыган.
Итак, 4 октября 1930 года на заседании Наркомпроса было принято решение о создании Студии Индо-Ромэнского (цыганского) театра, который и стал в недалеком будущем и является по сию пору всемирно известным театром «Ромэн». Была назначена организационная группа, в которую вошли: М.И. Гольблад – художественный руководитель, С.М. Бугачевский – музыкальный руководитель и Иван Ром-Лебедев – завлитчастью. Цыганскому писателю А.В. Германо было поручено написать пьесу на цыганскую тематику.
Началась сложнейшая работа. Помимо организационных, надо было заниматься тактическими вопросами. Выработать творческую программу. В этот период решалось, каким будет этот уникальный театр.
6 декабря в клубе театральных работников состоялся диспут, посвященный цыганскому театру, на котором Иван Ром-Лебедев выступил с докладом. Он говорил, что цыганский театр будет музыкально-драматическим. По форме – национальным, по содержанию – интернациональным.
20 декабря в «Вечерней Москве» было помещено объявление о наборе в театр, который состоится 25 декабря.
В назначенный день состоялся первый просмотр потенциальных артистов. Из числа пришедших были отобраны 21 человек, а через несколько дней в труппу были приняты уже известные эстрадные артисты Ляля Черная, Марина Черкасова, Нина Красавина, Мария Васильевна Скворцова и работающие в учреждениях Сантина Андреева и Иван Хрусталев. Все они связали свою жизнь с театром, стали основным ядром театра, создавали его историю.
В мае был показан первый спектакль, который состоял из двух отделений. Первое называлось «Атася и ададывэс», второе – «Этнографический этюд».
Потом театру выделили помещение в Большом Гнездниковском переулке.
Начались репетиции спектакля по пьесе Германо «Жизнь на колесах», в котором Иван Ром-Лебедев играл роль вожака Вангара.
Поначалу спектакли шли на цыганском языке. Естественно, в театре остро стоял вопрос репертуара — не хватало цыганских пьес. Ром-Лебедев начинает пробовать себя в роли драматурга. В 1932 году он переводит на цыганский язык пьесу «Фараоново племя». А в 1933 году пишет свою первую пьесу «Ганка».
"Кабачок "Макрель", И. Ром-Лебедев c О. Е. Янковской
"Кабачок "Макрель", И. Ром-Лебедев c О. Е. Янковской
Шли годы, молодой театр набирал обороты, в 1937 году художественным руководителем театра был назначен М.М. Яншин. Творческая атмосфера театра стала другой. Тесное общение с ведущими артистами Художественного театра благоприятно действовало на рост культурного уровня артистов, Ромэновцы впитывали традиции МХАТа, система Станиславского прочно входила в творческую жизнь театра «Ромэн». По просьбе М.М. Яншина режиссер МХАТа В.Г. Сахновский читал увлекательнейшие лекции по истории мирового и русского театра, рассказывал о великих актерах. Для постановок спектаклей приглашались режиссеры МХАТа Б.И. Вершилов и П.В. Лесли.
Иван Ром-Лебедев совершенствовал свое мастерство как драматург, как актер, ну а в качестве гитариста ему просто не было равных. С Михаилом Михайловичем Яншиным они стали друзьями. Он был первым, кому Ром-Лебедев читал свои пьесы, был его советчиком. Вообще, Ром-Лебедев был дружен со многими знаменитыми людьми, был уважаем и известен. Но это не мешало ему быть очень скромным, демократичным. Интеллигентность была у него в крови.
Ром-Лебедев в составе специальной группы, определенной театром, во время отпуска много ездил по таборам, выискивая талантливую молодежь, собирал музыкальный материал. Он просто обожал общаться с таборными цыганами, записывая их истории, описывая яркие типажи, запавшие ему в душу.
В 1941 году началась война. Труппа много работала. Помимо спектаклей, актеры выступали с концертами, артистические бригады выезжали по нескольку раз в день, но никто не жаловался на усталость. Все трудились во имя Победы. Но даже в этот сложный период Ром-Лебедев не перестал писать.
Война закончилась. Страна восстанавливалась, театр продолжал интенсивно работать. В 1947 году Ром-Лебедеву было присвоено почетное звание заслуженный артист РСФСР. Он становится ведущим драматургом театра «Ромэн». Его пьесы и по сей день с успехом идут на сцене театра. А спектакль «Мы — цыгане» режиссера Н.А. Сличенко, поставленный по пьесе, написанной в соавторстве Иваном Ром-Лебедевым и Николаем Сличенко, многие годы является «визитной карточкой» театра. Всего им написано для родного театра более тридцати пьес, сыграно огромное количество ролей и спето бесчисленное количество песен.
В 80-х годах Ром-Лебедев снимает телевизионный фильм «Рассказы московского цыгана», в котором повествует об истории цыганских хоров, истории цыганского романса. В 1990 году увидела свет его книга «От цыганского хора к театру «Ромэн». В 1992-м вышел сборник рассказов «Таборная цыганка». К огромному сожалению, эта книга увидела свет уже после смерти автора.
Иван Иванович Ром-Лебедев прожил сложную и очень интересную жизнь. Он внес огромный вклад в культуру цыганского народа, прошел действительно огромный путь от цыганского хора до театра «Ромэн». В 1991 году Иван Иванович Ром-Лебедев ушел из жизни. Он был великим созидателем, вершившим историю цыганского народа. Человек с большим, любящим сердцем — таковым он останется в нашей памяти на века.

--
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить