Loading...

Евгений Семенович МАТВЕЕВ

1Архивы сохранили 56 рапортов офицера Тюменского пехотного училища Матвеева с требованием отправить его на фронт.

Как сам Евгений Семенович вспоминал, после того как его как добровольца с рытья окопов под Киевом увезли в прямо противоположную сторону от передовой - в тыловую Тюмень, где он старался изо всех жил, окончил в числе пяти лучших,так эту пятерку и оставили других воспитывать!,- он писал рапорта и письма всем - почему-то оробел Сталину, но писал Калинину и маршалу Шапошникову, Буденному и своему довоенному учителю Довженко, в газету "Красная звезда" и ..даже Берии!

Молодой офицер Матвеев не только добросовестно нес службу, но и не забывал про свои актерские увлечения. На конкурсе чтецов Сибирского военного округа он занял первое место. В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, и стал актером местного драматического театра, которым руководил режиссер Д. Бархатов.

Тюмень - это так далеко от родной Херсонщины, где он появился на свет 8 марта 1922 года, где жила его неграмотная, но крутого нрава мама Надежда Федоровна, которую впрочем он тут же перевез в Тюмень, которая прожила в его семье до самой кончины..

«Моя мама была неграмотной, а отец — очень образованным человеком, быстро рос по служебной лестнице и нас оставил. И мама, очень гордая женщина, никому не поверяла своего горя. Только иногда она обнимала меня и плакала. Обычно говорят: «Я это впитал с молоком матери», а я со слезами матери впитал уважение к женщине»,- так вспоминал на склоне лет Евгений Семенович, но не договаривал, что Семен Калинкович - с матерью они брака не заключали - происхождение имел явно не пролетарское, тщательно скрывал свое прошлое, отличаясь отличной выправкой и столь же усердным нежеланием попадать в объектив фотокамеры!

В конечном счете, известно, что сложил голову в годы Великой Отечественной войны, - даже когда расстались ,и жена с сыном вернулись в деревню, пытался передавать подарки,- но строгий дед непременно отправлял все обратно. Учителя в местной школе заметили в Евгении склонность к обучению, перевели его из второго класса сразу в четвертый, и посоветовали Надежде Федоровне переехать в город, чтобы дать сыну образование.

Мама Евгения послушалась совета и переехала город Цюрюпинск. Там Евгений впервые увидел любительский спектакль и понял, что ему нравится театр.

Евгений начал заниматься в самодеятельности, где был фокусником, танцором и певцом, а 9-м классе бросил школу и, получив благословение матери, отправился на барже с арбузами в Херсон, где была театральная студия с профессиональной труппой.

С 1939 года в херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, позже ему начали доверять небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна», в котором Евгений в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что на него внимательно смотрел Николай Черкасов, находившейся в зале. Черкасов похвалил Матвеева, и посоветовал ему учиться в Киеве у Александра Довженко, обещая свою поддержку.

2346-1710-111

Он рано женился на начинающей тюменской актрисе, причем Лидия Алексеевна вспоминала, что увидела тощего ободранного Женю на каком-то смотре самодеятельности, читавшего что-то из "Молодой гвардии",и он не понравился. Роман протекал - сегодня "женимся",завтра "разбегаемся"!

Ее отец был не последним человеком на Кузбассе - и ему эти вести настолько осточертели, что приехал разбираться с потенциальным зятем: с утра они подрались, потом Матвеев пришел на репетицию, после которой взял Лиду за руку - повел в ЗАГС, что-то горячо доказывал..и их расписали - не было ни то что свадьбы,даже фото!

А вечером молодая жена увидала отца с синяками, но вроде довольного: он подарил им отрез материи, валенки и десяток гусиных яиц.

В Тюмени Евгений Семенович работал в театре, на радио, вел несколько драмкружков. Когда в промежутках между работами он прилетал домой, жена разливала ему суп по нескольким тарелкам — чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и уходил. Однажды не вернулся к беременной жене - лишь на утро принесли телеграмму: он впопыхах не предупредил, что его срочно вызвали на Всесоюзный конкурс, а продуктовые карточки он оставил ей. Как Матвеев обошелся без карточек и денег (и даже бритвенных принадлежностей,а из белья с парой портянок,- вопрос) - но вернулся дипломантом с предложениями из Алма-Аты (даже квартиру обещали!),Красноярска, но по предложению жены остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который многие критики считали «сибирским МХАТом». В котором была собрана прекрасная актерская труппа.

Во главе театра стояла Вера Редлих, здесь же работал строгий, требовательный режиссер и педагог Виктор Дени, и Э.М.Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые приступил к изучению системы Станиславского.

Наставники Матвеева серьезно относились к творческому росту молодого актера, и стремились раскрыть его индивидуальность. Правда сначала пришлось поселится в поселке рядом с городом - на репетиции или спектакль больше десятка километров в одну сторону.

12171920

Но в Новосибирске раскрылся вокальный талант супруги ,потом она и в Москве работала на эстраде,- и какое-то время гордый Матвеев оказался на положении "при жене"! Когда в 1951 году «Красный факел» показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде, Матвеев вновь получил приглашения сразу от несколько московских и ленинградских театров.

Он переехал в Москву, и принял предложение старейшего коллектива страны – Малого театра, где в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме Островского «Без вины виноватые».
В Москве Евгений Матвеев продолжил шлифовать свое актерское мастерство в творческой лаборатории, созданной при Всероссийском театральном обществе учеником Станиславского Михаилом Кедровым.

Вместе с молодыми актерами занятия в лаборатории посещали известные актеры и режиссеры, среди которых были Вера Марецкая, Ростислав Плятт и Николай Анненков. Марецкая его заметила и в какой-то степени протежировала: она посоветовала его режиссеру Фролову в музыкальную картину «Доброе утро». В 1955 году эта картина стала одним из лидеров кинопроката, собрав у экрана 30,5 миллионов зрителей.В 33 года Евгений Матвеев дебютировал в кино! В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, получил первый приз на Всесоюзном кинофестивале.

Не хуже дела Матвеева обстояли и с работой в театре. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходили с экранов.Одним из героев, которых мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской «Поднятой целины». Матвеева привлекали роли людей, живших на пределе физических и эмоциональных сил.

И вскоре актеру представилась такая возможность. Из Ленинграда ему пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма «Поднятая целина», который ставил режиссер Александр Иванов. Правда, вначале Иванов предложил Матвееву роль Давыдова, а не Нагульнова. Но Матвеев уговорил режиссера попробовать его в роли Нагульнова, и проба произвела на съемочную группу такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвееву нужно играть Нагульнова.

Так в фильмографии артиста оказалась роль, которая стала одной из лучших работ актера, и подлинным событием в отечественном кинематографе. Евгений Матвеев рассказывал: «Всем актерам и режиссерам необходимо проходить «чистку» классикой. Проверять себя – насколько «доросли» до нее».

Во время съемок «Поднятой целины» режиссер Михаил Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресенье». Матвеев к созданию образа Нехлюдова подошел со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ.

2527293031323334

В повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.Ему приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот, притом, что более разных героев трудно себе представить.

Матвеева спасала немыслимая работоспособность, и умение работать на пределе физических и душевных сил. В результате обе работы у Матвеева удались, и роль Нехлюдова так же принесла актеру колоссальный успех, после которого Евгений Матвеев снялся еще в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной работой стала роль сержанта-танкиста Федотова в фильме «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек, а персонаж Матвеева особенно понравился женской аудитории Советского Союза, и на актера обрушился поток писем с признаниями в любви.

Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе в Аргентине, а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году. Более того, в конце жизни великая Вия Артмане рассказала о романе с Евгением Семеновичем, ставшим отцом ее дочери.
В 1965 году с Евгением Матвеевым произошло несчастье.

В городе Николаеве с его участием было организовано на местном стадионе праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному по Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Однако вместо тачанки Матвееву выдели неисправную телегу.

Перед заездом актер, осмотрев ее, хотел отказаться от поездки, но организаторы праздника уговорили его выехать на стадион. Когда Матвеев выехал, включившиеся прожектора испугали лошадей, которые понесли, и во время поворота у телеги отвалилось колесо.

Евгений Матвеев упал и получил серьезную травму позвоночника – у него были раздавлены два межпозвоночных диска и защемлен нерв.

Ситуацию осложняло то, что ранее на съемках «Поднятой целины» Матвеев также получил травму, упав с лошади.

Позже, уже вынужденный носить корсет, актер и режиссер усугубил травму на съемках своей картины "Любовь земная" в сцене драки.

353637383940

Несмотря на то, что Евгений Матвеев был прикован к постели два года, он не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры. «Экраном» для будущего режиссера стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы.

Матвеев не поддавался панике и унынию - он дал себе слово стать на ноги, и благодаря усилиям врачей, его силе воли и страсти к профессии болезнь отступила.

После длительного лечения Матвеева, выписали, присвоив актеру третью группу инвалидности, хотя первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать.

Позже Евгений Семенович рассказывал о своем здоровье: «Жизнь мне дает медицина. Серьезные взаимоотношения с ней у меня начались еще в 1962 году, когда я упал с лошади и повредил позвоночник. Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли — хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях... Посоветовали заняться другой профессией. Я стал режиссером. Образовалось две души... Второй раз медицина подарила мне жизнь, когда у меня вырезали раковую опухоль. Не сделай врачи операцию вовремя, я умер бы 17 лет назад. Кому я этим обязан? Врачам и медсестрам... И дело не только в их высоком профессионализме, но и в их сердечности. Особенно дорога доброта сестры, санитарки. Казалось бы, что ей, вытерла пыль — и ушла. Нет, она зайдет, спросит: может, тебе подушку поправить? Может, чем-нибудь помочь? Вот в этих мелочах звучит красота человеческая. Может быть, эта красота больше спасает, чем лекарства».
Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный в 1967 году по повести Анатолия Калинина. Роль Клавдии Матвеев доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам.Первая картина начинающего режиссера вызвала разноречивые отклики, но по итогам опроса журнала «Советский экран» именно Матвеев и Хитяева были назвали лучшими актерами 1967 года. С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр, полностью переключившись на работу в кино. И вскоре последовали другие режиссерские работы Матвеева - «Почтовый роман», «Смертный враг», «Особо важное задание», «Бешеные деньги», «Победа», «Судьба» и «Чаша терпения». Так же он поставил ту самую «Любовь земная», и сыграл в ней главную роль вместе с Ольгой Остроумовой. Которая сыграла в фильме постельную сцену с Матвеевым. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, - рассказывал Матвеев. - Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лег сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и говорит: «Ну, вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!..»
Режиссеру снова сопутствовал успех. Картина «Любовь земная» вышедшая в прокат в 1975 году, собрала на сеансах около 51 миллиона зрителей, а картина «Судьба» в 1978 году собрала почти 58 миллионов.
А в в 1975 году случилось это. И узнал Матвеев о том, что назначен на роль Брежнева, случайно – в буфете «Мосфильма». К нему подошел режиссер Юрий Озеров и сказал: «Ну, брат, поздравляю!» — «С чем?» — удивился Матвеев. «Тебя утвердили на роль Брежнева в моем фильме...» С этими словами Озеров ушел, оставив размышлять ошарашенного артиста. Матвеев решил отказаться от роли и пошел к генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову: «Не могу играть эту роль». Тот помолчал и сказал: «Надо». — «Да как же я его играть буду, когда я ничего не знаю про него. Характер, привычки...» — Сизов ответил: «Смотри телевизор». Через некоторое время Матвеева вызвал на беседу тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Матвеев спросил: «А как же быть с «г»?» — «Какое еще «г»?» — удивился Ермаш. «Ну, Брежнев звук «г» произносит на украинский манер...» — «Это ничего. Ленин вообще картавил, и ничего...» — «Ленин не слышит, как его дразнят, а вот Брежнев...» — «Хорошо», — согласился Ермаш и набрал номер приемной генсека: «Тут Матвеев у меня, артист, надо его принять, обсудить кое-что...» Прощаясь, Ермаш сказал Матвееву: «Все роли в фильме «Солдаты свободы» утверждал лично Суслов! Так что пути к отступлению нет».
Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов. Это было еще одним признанием его заслуг перед отечественным кинематографом. А их на тот момент накопилось немало. Зрители неоднократно называли Матвеева лучшим актером года, а его картина «Почтовый роман» получила приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм. Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали имени Александра Довженко.

За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» Матвеева признали лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии. Фильм «Победа» получил специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале, и Евгений Матвеев так же был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.Уже в самом конце жизни на вопрос, какая у него роль самая лучшая, Евгений Семенович с полуулыбкой припомнил случай: "Все-таки в театре! Как-то на спектакль "Незабываемый 1919 год" жена привела дочку Светочку, устроились они в ложе ,а когда по ходу стали моему персонажу руки крутить, дочура как вскочит на парапет ложи и на весь зал запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Я разинул рот, занавес тут же закрыли. Тогда он влетел в ложу, схватил меня за грудки и закрыл в гримуборной. Потом артист, который был с ним на сцене, говорил: «Как я играл! Даже ребенка проняло!» Вот войну помню: тоска, боль,горе в глазах - зла не было! А вот с 5 съезда кинематографистов - ладно наговорили, что Бондарчук,Кулиджанов, Матвеев - забронзовевшие конъюктурщики, кто в Бондарчука и Озерова навоз кидал? В Кулиджанова, который за всех и каждого впрягался? А зашли бы в общественный транспорт - злость висит как гиря! Доперестраивались - самая трагичная и моя роль и страны!" Он собирался сыграть еще роль в фильме о войне: старика, который укрывает политрука-еврея и чекиста, который некогда его и раскулачивал..

В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза. Он был очень этим удручен и как-то сник.

5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу, после того, как он плохо себя почувствовал на даче.

Близкие решили, что у него приступ хронического бронхита. Дочь Матвеева – Светлана, рассказывала: «Врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. 1 июня никто не ждал ничего плохого. Мы все были в больнице, отец пошел покурить, вернулся, сел на кровать, поманил моего сына,показал на пачку сигарет "это все из-за них" и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза...»
Евгений Семенович Матвеев был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

--
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить