Вагит Алекперов, фонд «Наше будущее», социальное предпринимательство Часть вторая

 Вагит Алекперов, фонд «Наше будущее», социальное предпринимательство 				Часть вторая  - фото 1Сам фонд «Наше будущее» находится в центре столицы по адресу: улица Воздвиженка 8/13, в пяти минутах ходьбы от Кремля.

Моя беседа с руководителем дирекции конкурсных программ Фонда Татьяной Скорой проходила в просторной переговорной, расположенной на первом этаже здания фонда.  Мы продолжили выяснять, что скрывается за брендом «Больше, чем покупка».

Выяснилось, что до сих пор крупные федеральные российские розничные сети не готовы к работе с продукцией социальных предпринимателей. У сетей – очень жесткие требования: большие объемы поставок, отсроченные платежи, дорогостоящие программы продвижения и так далее. Продукция социальных предпринимателей в основном реализуется путем прямых продаж от производителя к потребителю и только в регионах, где она производится.  И, как следствие, география продаж и доступ к такой продукции потребителей ограничен. Ни для кого не секрет, что для продвижения и реализации любого товара крайне важна его доступность. Сегодня немногие люди могут приобрести товары социальных предпринимателей, если для этого придется приложить особые усилия, например, поехать в специальный магазин.

Возможность покупки продукции социального предпринимателя должна и может быть предоставлена человеку прямо в супермаркете или в другой привычной для него розничной точке, как это происходит за рубежом. Но для этого необходимо создание / выстраивание прозрачных взаимовыгодных партнерских отношений между производителем (СП), продавцом (магазин) и конечным потребителем (человек).
 
 Вагит Алекперов, фонд «Наше будущее», социальное предпринимательство 				Часть вторая  - фото 2Создать такой партнерский проект впервые в России удалось благодаря инициативе президента компании ЛУКОЙЛ и учредителя Фонда «Наше будущее» Вагита Юсуфовича Алекперова. С 28 января 2014 года стартовал уникальный  пилотный проект «Больше, чем покупка!» по реализации товаров социальных предпринимателей из разных регионов на двух автозаправках ЛУКОЙЛ, расположенных в Московской области. Теперь клиенты АЗС могут купить товары социальных предпринимателей, представленные под брендом «Больше, чем покупка!».
 
ЛУКОЙЛ, как национальная компания с высоким уровнем корпоративной социальной ответственности,  предоставил возможность социальным предпринимателям  продавать свою продукцию на своих АЗС на особых условиях,. Социальные предприниматели получили новый канал сбыта, и  дополнительную прибыль от реализации своих товаров. Прибыль позволяет социальным предпринимателям быть самоокупаемыми, давать работу людям, производить качественные продукты с социальной составляющей.

Фонд «Наше будущее» разработал систему партнерских взаимоотношений крупного и малого бизнеса, тем самым создав новый инструмент поддержки социального предпринимательства в РФ. Покупатель принимает участие в решении различных социальных проблем, приобретая понравившиеся товары, произведенные социальными предпринимателями. Товары социальных предпринимателей представлены на отдельных стойках, брендированных знаком «Больше, чем покупка!».

Можете  вы уточнить, что такое размещение товаров в рамках бренда « Больше, чем покупка» на конкретном примере, скажем в одном из регионов страны?

-  Да, могу. В прошлом году в Санкт-Петербурге между ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга «Наше будущее» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» был подписан договор поставки продукции социальных предпринимателей. Согласно этому договору на пяти автозаправочных станциях «Лукойл» в Архангельске будет продаваться продукция социальных предпринимателей, прошедших конкурсный отбор в проекте «Больше, чем покупка!». Попасть в программу можно на конкурсной основе. 

Критерии отбора для участия в конкурсе такие:  предприятие, производящее продукцию, должно соответствовать критериям социального предпринимательства, изложенным на сайте Фонда социальных региональных программ «Наше будущее». 

Объем производимой продукции должен быть достаточным для размещения в торговых сетях, в том числе на автозаправочных станциях «Лукойл». Стоимость образца продукции не должна превышать 5 000 рублей. В случае если стоимость образца выше указанной суммы, участник конкурса должен предоставить фотографии продукции в хорошем качестве и подробное описание продукции, в том числе размер, вес, характеристики и прочее.  Продукция и предприятие должны соответствовать требованиям, изложенным в Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

Продукция должна иметь потребительскую упаковку с нанесенным на нее штрих-кодом. Рекомендуемая упаковка - пакеты с еврослотом. Не рассматриваются заявки, в которых представлены продовольственные товары. Упаковка продукции производится за счет победителя конкурса или за счет ЦКА «Наше будущее», но таком случае закупочная цена на продукцию должна быть снижена. 

Участник конкурса обязан по запросу сотрудников оргкомитета предоставить образцы продукции, указанной в заявке и предлагаемой к размещению в торговых сетях, для проведения экспертизы. Конкурс бессрочный, реализуется фондом «Наше будущее», действует на территории всей России и направлен на помощь социальным предпринимателям в организации сбыта своей продукции. Таковы критерии для работы социального предпринимателя.

Сайт конкурса: конкурс.большечемпокупка.рф

- Татьяна Валерьевна, мы подошли к  такому понятию, как социальное предпринимательство, что это такое?   У всех оно разное. Вот я, когда собирался к вам, поспрашивал знакомых, что это такое. Так вот, большинство ответило, что социальное предпринимательство это что-то с собесом связанное, какая-то адресная  помощь. В общем, никто толком не понимает, что это. В двух словах, чтобы было  понятно для всех, что это такое?

-Социальное предпринимательство-это бизнес с социальной миссией. То есть у этого предпринимательства, у этого предпринимателя должна быть и социальная миссия и бизнес подход. То есть, и социальный и бизнес эффект должен быть от одного и того же вида деятельности. Например, если одно предприятие зарабатывает деньги, не важно какая деятельность, и при этом говорит «Мы ходим в детский дом, дарим подарки, делаем там что-то для них, оплачиваем какие-то туры, праздники, обучение»-это называется благотворительность. Или крупный  бизнес поддерживает любое другое дотационное направление - это называется корпоративная социальная ответственность, и это не относится к социальному предпринимательству.

-А что относится?

-У социального предпринимательства должно быть и социальность, и финансы от одного дела, например, частный детский сад. Детская очередность есть? Есть. Иногда большая, порой неограниченная. Соответственно, создавая частный детский сад, люди из очередности переходят в это дошкольное учреждение, решается проблема с социализацией родителей, они выходят на работу. Попутно решается много других взаимосвязанных проблем. При этом родители платят за детей, вот вам, пожалуйста, и финансовый подход, и социальный подход от одной проблемы.

При организации  такого детского сада социальному предпринимателю придется иметь дело с проблемой помещения, штатом воспитателей, медицинских кадров, технического  персонала, с вывозом мусора и т.д. Там целый ворох проблем.

-В принципе, вообще предпринимателям жить сложно, а социальным предпринимателям еще сложнее, потому, что они не просто деньги зарабатывают, они еще социальные проблемы решают. То же трудоустройство людей с ограниченными возможностями или то, что вы увидели с колясками. Сам колясочник еще дает работу  многим колясочникам и решает их вопросы по ремонту, усовершенствованию своих колясок и так далее. И вот сейчас пора сказать пару слов о Романе Аранине, нашем социальном предпринимателе из Калининграда. Он открыл порядка 17-ти пунктов по России по ремонту, оснастил пять аэропортов и, по-моему, семь пляжей доступными средствами для инвалидов. То есть инвалид-колясочник может купаться в море, пляж для этого оборудован. Соответственно это в его области в Калининградской, где есть места доступа к воде, то есть это, конечно, очень здорово. Такого не было еще, чтобы инвалид на коляске мог не только с берега смотреть, а теперь попасть прямо в воду на специальном оборудовании, принимать водные процедуры. Ну, о нем я подробно расскажу чуть позже.

- Как я понял, социальный предприниматель может всё, но, тем не менее,  фактически в одиночку не справится. Какую помощь вы ему оказываете?

-Мы оказываем помощь, скажем так, всестороннюю. Первое, это, прежде всего, материальная помощь

-В каком плане, что такое материальная помощь?

-Мы выдаем беспроцентные займы, то есть ставка процентов  ноль. Соответственно, человек, например, берет 5 миллионов, в течение пяти лет возвращает эти же пять миллионов. Вот это наш подход к социальному предпринимательству. Потом те проекты, которые поддержаны фондом финансово, получают еще и информационную поддержку.

-А информационно профессионально кто вам помогает?

-У нас есть информационные партнеры,  у нас есть большое мероприятие «Импульс добра», вот там было порядка сорока информационных партнеров, потом  многие из них, скажем так, заражаются темой социального предпринимательства и начинают об этом писать, вникать, проникать. И есть даже номинация у нас «лучшее средство массовой информации, освещавшее социальное предпринимательство за год». Это «Мир 24», «Российская газета». Есть такая информационная поддержка, как пресс-тур, то есть, например, есть какой-то проект, который всем интересен, не важно, находится он близко или в удаленном регионе каком-то.

Татьяне Скорой пришлось ответить на несколько срочных звонков, так у нас получился небольшой перерыв в разговоре.

 

Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить