Стиль работы от «Трансстроя»

Стиль работы от «Трансстроя» - фото 1Журнал «ЭкоГрад» продолжает обзор материалов по скандалу вокруг «Зенит-Арены». Интересны и представляют особую ценность все детали этого скандала, уже названного «Антиолигархической революцией на Неве». К полемике подключаются все новые люди. Открываются новые обстоятельства дела. Разбор ситуации по «Зенит-Арене» вполне может стать энциклопедией современного бизнеса.

 

Вместо предисловия...

 

«Если государство скажет, что мы должны отказаться от компании, мы откажемся. Я не отделяю себя от государства. У меня нет никаких других интересов».

Олег Дерипаска,

 интервью FinancialTimes, июль 2007 года.

 

Корпорация «Трансстрой» образовалась из перестроечных «остатков» Министерства транспортного строительства СССР. Известность получила при строительстве МКАД, в ходе которого при выполнении работ на общую сумму в 850 млрд рублей «налево» ушли 350  млрд. Всего для перекачки этих громадных сумм организаторами «сделки века» было создано более 50 подставных фирм и компаний. Не случайно стоимость 1 километра МКАД обошлась казне в 16–17 млн евро.

 

«Трансстрой» принимал активное участие в восстановлении Чечни. Цена «чеченского» вопроса для «Трансстроя» — 39,9 млрд бюджетных рублей.

 

«Трансстрой» был также активно задействован в совместной с МПС программе «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Разбирательства по поводу финансовых нарушений при реализации этой программы продолжаются до сих пор.

 

Олег Дерипаска приобрел 50%-ный пакет акций «Трансстроя» в 2007 году у основателя холдинга экс-министра транспортного строительства СССР Владимира Брежнева, по оценкам экспертов, за $253 млн. В 2008 году «Базовый элемент» («БазЭл») Дерипаски стал единственным владельцем «Трансстроя».

 

Владелец «Базового элемента» всегда мыслил исключительно деловыми категориями: прибыль, дебет, кредит, IPO, госсубсидии и т.п. В системе координат одного из самых богатых бизнесменов России понятие «деловая репутация» еще с середины 90-х, когда Дерипаска и Михаил Черной устанавливали свои порядки в алюминиевой отрасли, было на последних ролях. Ничего не изменилось и по сию пору.

 

Олимпийские объекты

Контракт на реконструкцию аэропорта Краснодара, дублера Адлеровского аэропорта в период Олимпийских игр в Сочи, получили подконтрольные Дерипаске структуры, в частности, «Трансстрой». (Аэропортом Краснодара подконтрольная Дерипаске «БазэлАэро» управляет с 2007 года.) «Трансстрой» выиграл тендер на реконструкцию аэровокзального комплекса. Компания пообещала вложить в аэропорт более 7 млрд руб., построить в Пашковском новый терминал международных авиалиний уже до конца 2008 года, а к 2017 году выстроить заново основной терминал.

 

В свою очередь государство пообещало расширить и модернизировать взлетно-посадочную полосу (ВПП), рулежные дорожки и другую инфраструктуру. Свои обещания Минтранс выполнил, однако Дерипаска свое слово и сроки сдержать не смог.

 

«Трансстрой» с самого начала не укладывался в график строительства, а впоследствии намеренно затягивал его, чтобы избежать санкций. В рамках модернизации аэропорта государство должно было оформить на себя близлежащие земельные участки. Однако перед самым оформлением их любым образом скупали структуры Дерипаски. Государство оформляет новые документы — структуры «БазЭла» сначала объединяют участки, потом их перепродают, и так далее.

 

Реконструкторы из «Трансстроя» смогли лишь отремонтировать действующее здание и дооборудовать его. А следующим этапом заявили расширение международного и внутреннего терминалов «за счет быстровозводимых пристроек». Очередной срыв сроков и пристройки на скорую руку вместо капитального строительства стали последней каплей, которая побудила власти расторгнуть контракт.

 

Когда в конце 2007 года на объект, который должен был уже вводиться в эксплуатацию, приехала комиссия Международного олимпийского комитета (МОК), скандала удалось избежать лишь за счет «потемкинских деревень». Едва построенное здание терминала наскоро отмыли от строительной грязи, нагнали массовку с чемоданами, поставили металлоискатели и показали комиссии «работающий» аэропорт, который в итоге был сдан в эксплуатацию лишь в 2010 году.

 

В то же время Дерипаска сумел выбить из государственного «Внешэкономбанка» кредит в размере 5,4 млрд руб. на завершение работ по строительству нового сочинского аэропорта. Свои деньги (которые его «БазЭл» должен был вложить самостоятельно) олигарх тратить не захотел, мотивируя это нехваткой средств после кризиса.

 

Схема с ВЭБом была не нова. В печально знаменитом Пикалево, где доведенных до социального взрыва работников «Базэл-Цемента» пришлось успокаивать лично Владимиру Путину, устроенный Дерипаской «пожар» также заливали государственными деньгами ВЭБа.

 

Помимо «двойного открытия» строительство нового аэропорта в Сочи ознаменовалось и уголовным делом. Некая фирма «Конгломо» с 2006 года поставляла на стройку некачественные стройматериалы по завышенным ценам. Всего через никому не известную фирму было «прокачано» 15 млрд руб., которые мгновенно уходили на счета других подставных организаций. Следствие так и не обнаружило концов в этой истории, хотя по одной из версий ниточки вели в офшоры и к структурам самого Дерипаски. Трудно поверить в то, что «Трансстрой» выбрал именно этого подрядчика наугад и в течение двух лет как бы не замечал вопиющих нарушений.

 

«Трансстрой» в рамках подготовки к Олимпиаде с нарушениями строил и сочинский грузовой порт, разрушенный штормом во время строительства. В результате контракт с «Трансстроем» на 3 млрд руб. был расторгнут и передан другому подрядчику.

 

Скандал с портом замять не удалось. Олегу Дерипаске пришлось делать выбор: либо брать ответственность на себя, либо найти «стрелочника». Таковым, по мнению экспертов, стал Иван Кузнецов, руководивший в то время строительства «Трансстроем», которого 8 июня 2012 года «показательно» расстреляли (не до смерти) вместе с водителем на Новорижском шоссе в Москве. В ходе скандала со строительством порта Кузнецова обвинили в растрате и хищении сотен миллионов рублей, а правоохранительные органы с подачи «БазЭла» возбудили по данному факту уголовное дело.

 

Кузнецов принял обвинения близко к сердцу и пообещал не только защищать свое честное имя в суде до последнего, но обнародовать, «как на самом деле расходовались олимпийские средства». Дело стало разваливаться еще до суда. Сначала с Кузнецовым пытались договориться по-хорошему. Однако тот на сделку не пошел, будучи уверенным в своем оправдании. В ход пошли угрозы, бывший генеральный директор «Трансстроя» остался непреклонен, угрозы привели в исполнение.

 

Работы по инженерной защите Имеретинской долины в Сочи осуществляли «Трансстрой» и его «дочка» «Краснодар-Трансстрой». В ходе работ строительные компании использовали более дешевые материалы, не предусмотренные контрактом (вместо требуемого по техзаданию «золотого» песка из Абхазии использовали менее качественный). По предварительным данным, в результате мошеннических действий госкорпорация «Олимпстрой» потеряла более 1 млрд рублей. В декабре 2012 года «Олимпстрой» добился возбуждения уголовного дела против ЗАО «Инжиниринговая компания «Трансстрой» и ООО «Краснодар-Трансстрой».

 

Инженерная защита от паводков в Имеретинке вызывала претензии Ростехнадзора: в 2014 году эксперты ведомства нашли целый ряд нарушений при строительстве дренажных систем, установке насосов, а сброс дренажных вод шел через ливневую канализацию. Предписания Ростехнадзора так и не были выполнены. Через три года в июне 2015 года в зону затопления Сочи попало 1,9 тыс. жилых домов, пострадавшими были признаны 4 тыс. человек.

 

Пристань для катеров ФСО

В 2009–2010 гг. в прибрежной части Финского залива в районе поселка Стрельня Петродворцовского района Ленинградской области ФСО России объявило строительство «Пункта базирования катеров Управления охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны России». Подрядчиком стало ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой».

 

Стоимость контракта была не велика по меркам «Трансстроя» — 632 млн руб. Можно было бы предположить, что тендер выиграли ради престижа, а не заработка, но в деле же был «Трансстрой»! Грунты так называемого третьего класса опасности в объеме 6 тысяч кубов (более 9000 тонн), которые неизбежно изымаются при работах на береговой линии, «Трансстрой» обязан был утилизировать на специализированном полигоне. Чтобы не тратить сотни миллионов рублей, грунт, в котором биохимический анализ выявил превышение опасных для человека и экологии элементов, был свален на близлежащую площадку в непосредственной близости от Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в особо охраняемой природной территории «Стрельненский берег». По подсчетам специалистов, вывоз 9 тысяч тонн грунта III класса токсичности без лимитов и не на специальный полигон по закону влечет возмещение ущерба в размере около 100 млн рублей. «Инжтрансстрой» сделал все, чтобы не допустить огласки и скрыть факт ущерба для экологии района.

 

«Трансстрой» отказал в проведении экологического мониторинга в прибрежной части Финского залива и производственного контроля экспертам из «Лаборатории подводных исследований РГГМУ», с которыми ранее, в 2008 году, заключил договор по мониторингу. Возник юридический спор, который решался в Арбитражном суде. Задолженность заказчика перед лабораторией за выполненные работы на сумму 6,8 млн руб. в итоге суд взыскал. Логично было бы предположить, что правоохранительные органы должны были заинтересоваться упорным нежеланием «Инжтрансстроя» подчиняться требованиям экологического законодательства. Но «Инжтрансстрой» отделался легким испугом. Вхождение корпорации в империю Олега Дерипаски само по себе уже было гарантией от жестких санкций.

 

Курировал проекты Северо-Западного региона и непосредственно руководил строительством (в том числе и причала катеров) в должности заместителя генерального директора ЗАО «Инжтрансстрой» Михаил Леонтьев, когда в 2007 году в Санкт-Петербурге была создана дочерняя структура ЗАО «Инжтрансстрой» — ООО «Инжтрансстрой-СПб», руководил ею. А после своего назначения первым заместителем в материнскую структуру Михаил Леонтьев отдал руководство питерским подразделением Илье Левину, подозреваемому в мошеннических схемах, по которым в 2009–2010 гг. были похищены значительные бюджетные средства при дноуглубительных работах в заливе.

 

Еще аэропорты

В 2011 году корпорация «Трансстрой» и ее «дочерние структуры» получили господряды на строительство третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево, объекта, предназначенного для обеспечения чемпионата мира по футболу в 2018 году, на общую сумму в 26,2 млрд рублей. Уже в 2014 году отставание от графика работ со стороны «Трансстроя» составляло почти один год, к тому же заказчика не устраивало качество работ. В 2015 году Росавиация прекратила финансирование строительства, посыпались взаимные обвинения. В результате контракт с «Трансстроем» был расторгнут, а заканчивать ВПП поручили компании «Трансстроймеханизация».

 

Шереметьевская полоса породила все-таки дело о хищениях. На допросах побывало немало топ-менеджеров «БазЭла». Особый интерес у правоохранителей вызвал Аркадий Саркисян, правая рука Олега Дерипаски еще со времен Саяногорска, руководитель строительного блока «БазЭла» и глава информационной безопасности корпорации. На допросы Саркисян не явился, уехав за границу. По версии Управления на транспорте МВД РФ по ЦФО, «Трансстрой», который являлся главным подрядчиком работ, использовал низкокачественные материалы, а в документах обозначал их, как материалы самого высокого класса. В результате часть полосы вышла некачественной, государству был нанесен серьезный материальный ущерб.

 

Реконструкция военных аэродромов в Ейске, Чкаловске (Московская область) и Крымске, также проводимая «Трансстроем», была сорвана по срокам ввода в эксплуатацию. Министерство обороны подало в суд на компанию «Трансстрой».

 

Закат на «Зенит-Арене»?

В 2006 году тендер на возведение стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге выиграла некая компания «Авант», которая взялась построить его за 7 млрд руб. После уточнения сметы подрядчиком Главгосэкспертиза согласовала стоимость строительства стадиона в 23,7 млрд руб. По словам информированных в то время лиц, «Авант» запрашивал 45 млрд руб. изначально, но под давлением Смольного сильно «урезал» смету. Незавершенный контракт с «Авантом» был со скандалом расторгнут со ссылкой на то, что подрядчик за два года освоил всего 270 млн руб. (в результате взаимных претензий цифра была скорректирована до 5,45 млрд). В 2008 году генеральным подрядчиком стал «Трансстрой» (в те годы Дерипаска выиграл рекордное число конкурсов на крупные проекты в Петербурге). «Трансстрой» решил построить стадион на 30% дешевле стартовой цены — всего за 13,022 млрд руб. к концу 2010 года.

 

Дальнейшие перипетии с увеличением цены стадиона и переносом сроков его сдачи известны уже, кажется, каждому петербуржцу. Сейчас она составляет 42 млрд руб., на дворе 2016 год, до чемпионата мира по футболу остаются считанные месяцы, готовность объекта — едва ли 80%. Классическая схема имени Олега Дерипаски опять почти сработала.

 

В 2012 году, когда стадион посетил Дмитрий Медведев в сопровождении Алексея Миллера и Виталия Мутко, он произнес ставшую знаменитой фразу: «Пора заканчивать, это выглядит как позор». Именно тогда, во время визита Медведева, была очередной раз провалена попытка удалить «Трансстрой» с дорогостоящего и «долгоиграющего» объекта. Попытка была предпринята «Газпромом», который и обеспечил премьера информацией, что «строительство стадиона фактически остановлено». «Газпром» же предлагал привлечь к долгострою шведскую компанию Skanska, американскую Turner, французскую Vinci, немецкие Hochtief и Alpine и японскую Kajim, имеющих опыт подобных сооружений. Алексей Миллер тогда же сказал, что денег вложено достаточно для строительства не одного, а десяти стадионов. Глава «Трансстроя» Игорь Панкин в свою очередь заявил, что намерение городских властей Санкт-Петербурга не продлять контракт для компании стало полной неожиданностью, оценку же работ назвал исключительно некорректной.

 

Разрыва отношений тогда не произошло. Не произошло их и после ухода с поста губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко уже при губернаторе Георгии Полтавченко, когда тогдашний вице-губернатор по строительству Марат Оганесян предпринял попытку поменять генерального подрядчика злосчастного стадиона. Каждый раз победителем в схватках с весьма сильными противниками выходил Олег Дерипаска.

 

Сегодня ситуация с изгнанием «Трансстроя» вновь повторяется. Однако сегодняшний многократный дубль любимой песни про дополнительные бюджетные вливания чреват катастрофой для национального имиджа страны — счет перед чемпионатом мира по футболу идет уже буквально на дни. Другой вице-губернатор Санкт-Петербурга по строительству Игорь Албин противостоит десятилетиями закаленному в подобных схватках «Трансстрою». И, судя по накалу страстей, для «Трансстроя» это игра ва-банк: в буквальном смысле — кто кого.

 

Бизнес Олега Дерипаски всегда был прост и эффективен: взять на себя проект государственной важности и после его неизбежного запланированного провала и угрозы масштабного скандала вытягивать средства из бюджета на его завершение. Пока в казне были шальные деньги, схема работала. Есть основания полагать, что на строительстве «Зенит-Арены» эта схема впервые сломается. Так, радевший за «Трансстрой» в качестве генподрядчика стадиона на Крестовском острове, лично проводивший переговоры с властями Санкт-Петербурга (разумеется, по финансовым вопросам) Дерипаска внезапно заявил, что корпорация «Трансстрой» ему не принадлежит, а принадлежит вовсе Егору Андрееву. Ход, может быть, и не совсем креативный, но своевременный. Того, кто ответит за «Трансстрой», Олегу Дерипаске искать нужно очень срочно.

 

Сергей Истомин 

 

Долой импотентов, или Баррикады против олигархов



Без коренной переделки «Зенит-Арены» СПб, его эксплуатация будет опасна для жизни посетителей
Категория: Эко диспут
Опубликовано 25.07.2016 11:43
Просмотров: 1617