Рашид Исмаилов: «Зеленые стандарты» - это стандарты жизни духовной и материальной

IMG 2099- Рашид Айдынович, Вы, как Директор НП «Центр зеленых стандартов», являетесь признанным экспертом в области экологических стандартов. На какой стадии сейчас находится развитие зеленых стандартов?

- Спасибо за теплые слова. Когда мы говорим о «зеленых стандартах» в контексте их присутствия в экономике в целом, то сегодня, уже с учетом осмысления идеологии и философии развития «зеленых стандартов», их научного осмысления, мы понимаем что  «зеленые стандарты» – это не просто инструменты экологизации стройки, а это стандарты жизни в целом. Это экологические стандарты нашей жизни, которые определяют и обеспечивают ее качество. Это все, что связано с экономикой, любой хозяйственной стороной жизни человека. Это и поведенческие стандарты, это и стандарты потребления, это и стандарты того дома, где мы живем. Это стандарты которые можно также распределить по отраслям: сельское хозяйство, строительство, энергетика, космос, мода и даже стандарты духовности в какой то мере. 

И при осмыслении сути «зеленых стандартов» пришло понимание, что они должны лежать в основе нашего мышления, которое направлено на гармонию человека и природы. Вся хозяйственная деятельность, вся экономическая деятельность  должна проходить через сито «зеленых стандартов». Мы должны понимать, соотносится ли все то, что мы делаем, с «зелеными стандартами». Это такое сопряжение экономики и жизни. И «зеленые стандарты» – как инструменты: они позволяют нам правильно действовать без нанесения ущерба для природы, без ущерба для нашего здоровья, для экологии. По сути, стандарты – это инструменты, которые позволяют повышать качество жизни.

- Давайте о стандартах духовности. Что Вы имеете ввиду?

- Когда мы проводили экспертное исследование строящейся на тот момент новой Соборной мечети в Москве, то пришли к мнению о том, что, по сути, мечеть была построена с применением самых современных зеленых технологий и материалов, там применены эффективные энергосберегающие инженерные системы. И я отметил вот какую вещь: «зеленые стандарты», которые там применялись, и зеленые технологии – ведь это, по сути, стандарты экохаляль. Эту мысль я в свое время озвучил в Вашем журнале «ЭкоГрад» и она имела широкий резонанс. Но после этого мы начали глубже изучать этот вопрос и посмотрели на «зеленые стандарты», и вообще, на экологию через призму исламского понимания жизни, понимания бытия человека.

Надо сказать, что мы обнаружили интересную вещь: экохаляль – это, по своей природе, не только аналог «зеленых стандартов», это образ экологического мышления, это образ экологического подхода к жизни. Причем это подход, который прописан и который регламентируется Кораном, главной книги для каждого мусульманина. В Коране прописаны многие экологические факторы, экологические требования, можем их так назвать. И любопытный факт: получается, что Коран является одним из первых источников экологических норм поведения. То есть в Коране заложены нормы экологического просвещения.

Давайте так говорить: 1400 лет назад была написана книга, где были изложены основные посылы человеку о том, как вести себя с природой, с экологией со средой обитания: не мусорить, заботиться о том облике планеты Земли, каким создал его Бог, сохранять ее, беречь.

Это интересная мысль, которой я хотел с вами поделиться и это в какой степени меняет представление об Исламе, привносит в него другой оттенок. Я поделился своими мыслями с первым заместителем председателя Совета муфтиев России  Рушаном хазратом Аббясовым. Мы вместе пришли к мнению, что эта тема, тема экологии, могла бы быть одним из направлений работы Совета муфтиев России. Я написал в адрес Шейха Гайнутдина подробное письмо, где изложил все эти предложения, а Рушан хазрат мне посоветовал, какие сделать акценты, показал  конкретные ориентиры и в Коране, и в Социальной доктрине мусульман, которая принята духовным руководством мусульман России.

К моей радости, Шейх благословил наши планы и нашу работу. И мы сейчас формируем при Совете муфтиев России Комиссию по вопросам экологического развития. Это серьезный шаг для того, чтобы выйти в с позитивной повесткой и воздействовать на экологическое сознание мусульман, на мусульманскую умму, формировать и развивать у них природоохранные ценности. Напомню, это порядка 22 миллионов, ну по разным оценкам…

20–25 миллионов.

Да, 20–25 миллионов мусульман в России – это наша целевая аудитория, которая в идеале должна быть экологически ответственна. И опять же, можно каждому мусульманину сказать, что в Коране, и пророк Мухаммед об этом всегда говорил, экологические аспекты – это крайне важная вещь, это обязанность каждого мусульманина – беречь природу. Почему бы об этом не вспомнить, и не привести этот постулат, это правило в нынешнюю обыденную жизнь.

Есть много ярких примеров. Вы знаете, что после  совершении хаджа в Мекке остается огромное количество мусора. Здесь можно с сожалением  наблюдать некое противоречие, связанное с тем, что люди со всего мира, со всей планеты приезжают для своего духовного развития, очищения,  признания себя духовно чистым мусульманином. В то же время, в эти же часы они выкидывает мусор вокруг себя, которые образуются в поездке, не экономят воду и т.д. Потом конечно, эти тонны отходов увозят волонтеры. Но сам факт меня очень впечатлил. То есть получается, что человек, духовно очищаясь, не заботится о том, как он в реальности своей жизни применяет нормы и предписания Священного писания. Это нужно менять. И работа с мусульманской уммой, на мой взгляд, в этом ключе, должна принести свои плоды и результаты. А делать это, на мой взгляд, очень просто – нужно начинать использовать экологические призывы в проповедях. Если имам, который будет говорить с этими людьми, пришедшими услышать его молитву, напомнит им забрать с собой мусор, выкинуть его, не оставлять его на улице, не загрязнять эту землю, думаю это будет очень эффективно. Так, мне кажется, это будет действенным фактором. Ведь авторитет священнослужителя незыблем, и каждое его слово мусульманин слушает внимательно. То есть для него это закон. А если мы в законе говорим о том, что не надо мусорить на улице, и нужно соблюдать элементарные какие-то правила экологии, беречь природу, охранять окружающей среды, я думаю, что это будет существенным шагом.

Рашид Айдынович, Вы активно продвигаете идеи и ценности зеленой дипломатии. Расскажите о такой форме международного сотрудничества, на каком уровне это происходит?

- Прежде всего, что такое «зеленая дипломатия». Это международное сотрудничество в рамках развития зеленой экономики, совместных природоохранных проектов, «зеленых стандартов» и других экологических инструментов. Сотрудничество это, как правило, осуществляется на межправительственном уровне. Например, я по поручению руководства Минприроды России работаю в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), и уже несколько раз  посещал Китай с докладами, с рассказом о том, как мы здесь применяем «зеленые стандарты», каким образом в России формируется нормативная база по «зеленому» строительству. Но обратил бы ваше внимание, на то, что у китайской стороны очень большой интерес к тому, как мы провели зимнюю олимпиаду в Сочи.

Интерес в каком плане?

Интерес к тому, как мы применяли «зеленые стандарты», как мы их адаптировали для того, чтобы создать свой национальный «зеленый стандарт», какие были сложности, какие были трудности, и какие мы сделали выводы по итогам нашей работы. Вот это сейчас очень интересно нашим китайским партнерам. В данное время готовится мой визит в Пекин, для того чтобы я на одном из заседаний народного правительства Пекина рассказал об опыте подготовки и проведения Сочинской олимпиады в контексте применения «зеленых стандартов». Интерес этот не случаен. В 2022 году в Пекине будет проводиться зимняя олимпиада, поэтому наши китайские партнеры заинтересованы в том, чтобы, наверное, не изобретать каких-то новых вещей, а узнать, и может, адаптировать у себя, в хорошем смысле этого слова, наш опыт.

Зеленая дипломатия работает пока только с Китаем?

Есть и другой перспективный проект, но он совсем в другом географическом месте находится. Это «Зеленый стандарт Каспия», который я год назад инициировал с моими коллегами из Международного экологического фонда «Чистые моря». Мы задумали его как модельный образец для поведения, для деятельности хозяйствующих субъектов на Каспии. Это касается и морских вод и и прибрежных территорий Каспия. В этом регионе граничат между собой пять стран - Россия, Казахстан, Туркмения, Иран и Азербайджан.

Согласно «Зеленому стандарту Каспия» каждый субъект хозяйственной деятельности, который работает на морском шельфе, или на прибрежных территориях, должен соблюдать некий свод правил. Это пакет требований, пакет мер, их можно по-разному назвать, и он очень простой по своей сути.

Но это не технический регламент в том смысле, как мы его привыкли представлять. «Зеленый стандарт» - это небольшой документ, который содержит требования технического характера, то есть ориентиры на зеленые технологии, зеленые решения, на принятие каких-то эколого ориентированных управленческих решений, но и поведенческие требования.

- Поведенческие? Поясните свою мысль.

- Я их называю поведенческие, потому что они ориентированы именно на поведение, на экологическую ответственность бизнеса, и конкретно руководства компаний. Это реализации экологических политик, применение зеленых сертификаций своей деятельности, проведение работы с местными экологами, с общественностью, внедрение принципов экологической открытости, что сейчас очень актуально, по крайней мере за рубежом это достаточно сильно развито.

А что такое экологическая открытость?

Экологическая открытость – это тот пример экологической ответственности бизнеса, суть которого заключается в том, что вся природоохранная деятельность, вся деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду – все это информационно, или иным способом, должно быть доступно населению, органам государственно власти, природоохранным ведомствам и разумеется доступно СМИ. Делается это для того, чтобы показать, что предприятие не только не нарушает природоохранные законодательства, но еще и  действует  открыто, и тем самым позиционирует себя, как экологически ответственная организация. Наверно, это словосочетание здесь более подходит – экологически ответственное.

Возвращаясь к «Зеленому стандарту Каспия», хочу сказать, что Азербайджан очень активно заинтересовался этим проектом. У меня было выступление в Госдуме в рамках межпарламентской комиссии российско-азербайджанской, и после я приезжал с официальным визитом в Мелли Меджлис Азербайджана. Там провел рабочую встречу с одним из руководителей парламента, получил поддержку и конкретные советы по реализации нашего проекта.

Также по приглашению посла Ирана в России Мехди Санаи  я провел рабочую встречу в Посольстве Ирана и рассказал коллегам о целях «зеленых стандартов», об их значимости, об их ценности. Для них сейчас очень важно запустить экономические реформы, но они прекрасно понимают что с экономической активностью нужно будет работать с природоохранными рисками. Проект иранским коллегам понравился, наши документы отправили в Тегеран для изучения в Правительстве Ирана.

Хотел бы обратить внимание, что зеленая дипломатия в целом,  отдельные ее инструменты, в частности – это своевременный и политически важный аспект международного сотрудничества.

В мире сейчас много проблем, много сложностей. Есть такие точки невозврата, после прохождения которых невероятно сложно договориться. Я имею в виду страны, которые либо граничат между собой, либо имеют общие какие-то территориальные интересы или стратегические интересы. И экология, на мой взгляд, является тем самым средством для достижения всевозможных договоренностей, средством для достижения мира, и для того, чтобы диалог все-таки сохранялся через призму гуманитарного сотрудничества. Экология позволяет сохранять диалог между государствами, диалог между общественными организациями, диалог между людьми. И я думаю, что в этом плане потенциал зеленой дипломатии огромен. Он, может быть, сегодня до конца недооценен, но в будущем он обязательно будет востребован, и я этой работой сейчас активно занимаюсь.

Хочется надеяться, что ваша деятельность тут принесет положительные результаты. Теперь о нашей стране. Как заинтересовать бизнес в «зеленых стандартах», в зеленых технологиях? В Татарстане, был проект деревни халяльного туризма. То есть это берег реки, что-то  созданное для жилья из экологически чистых материалов, отдых плюс образовательная краеведческая программа. Вы слышали про этот проект?

Нет, я не слышал, но проектная идея хорошая. И здесь вы упомянули о халяле. Надо конечно посмотреть по каким критериям оценивается халяльный туризм. Опять же мы понимаем, что экологичность и халяль – это тождественные понятия. Разумеется, и естественно то, что это должно быть интересным для тех, кто планирует отдыхать, для тех, кто выбирает места для отдыха, что они могли быть уверены, что экологическая составляющая здесь высокая, что она подтверждена, оценена как-то. А мы знаем, что очень много спекуляций сейчас на рынке. Вот, например, по данным исследований в Подмосковье порядка 80% всех предложений недвижимости, где указана приставка «эко», так или иначе связаны с только с маркетингом, и не соответствуют действительности. Почему? Потому что эта экологичность не доказана, не оценена соответствующими организациями, либо не отсертифицирована надлежащим образом. Это маркетинговые спекуляции не более того.

Поэтому, когда объект будет сертифицирован, пусть даже по стандарту халяль, это уже говорит о том, что там действительно благоприятное место для человека. Может быть, там нет таких аспектов, как в зеленом строительстве, например, с точки зрения оценки экологичности строительных материалов, но те действия, которые там дозволено совершать, обстановка, они действительно отвечают экологическим и природоохранным требованиям.

А вы не хотите  развивать экохаляль в соответствии с «зелеными стандартами»?

А стандарты халяль уже есть, по ним сертифицируются продукты питания, по ним сертифицируются производственные цепочки, по ним сертифицируются даже гостиницы. И это отрасль начинает развиваться. Это индустрия с огромным потенциалом капитальных вложений, инвестиций. Все это вызывает интерес не только у мусульман, так как это отличный и очень интересный бизнес. Кстати, скоро в Москве пройдет очередная международная выставка Халяль экспо и там будут представлены не только продукты, но многие другие товары потребления, даже одежда. Также хочу сообщить, что при Совете муфтиев России существует Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль».

Сертификация халяль – она тоже добровольная?

Да, добровольная. Так же как и по зеленым стандартам. Но что интересно, некоторые из тех продуктов, которые в России прошли сертификацию по стандарту халяль, уже признаны за рубежом. Недавно к нам из Египта приезжала специальная комиссия, и они лично проверяли соответствие теоретических требованиям стандарта халяль, реальному положению дел. В результате значительная номенклатурная группа продуктов питания была признана возможной для реализации в Египте. И это говорит о том, что у нас сертификация по стандартам халяль очень высокого качества и уровня.

В Интернете появилась любопытная информация -  в Финляндии растет спрос на халяльные продукты.

Ну, видите, все-таки ценности, которые должны превалировать в жизни человека, вне зависимости от вероисповедования и национальной принадлежности, так или иначе все равно берут свое: чистые продукты, чистое питание, чистый образ жизни, чистый дом, где мы живем, чистота воздуха, воды  и земли. Экологическая чистота и халяль – это, повторю, тождественные понятия. И как показывает изучение священных писаний в исламе,  экология всегда была тесно связана с философией и его сутью, но по большому счету это правила и потребность жизни каждого человека.

- В Ваших статьях и выступлениях стало звучать слово «зеленистика», расскажите об этом.

- Мы давно изучаем идеологию и проблематику экологизации жизни человека в нашей Научной школе зеленых стандартов, мы с моим старшим коллегой, научным руководителем Виктором Ималитдиновым пришли к выводу, что это направление имеет огромный научно-исследовательский потенциал.  По сути, мы открыли новую отрасль науки – «зеленистику». Сейчас мы развиваем эту идею. Зеленистика  позволяет сопрягать образ жизни человека, его хозяйственную деятельность с необходимостью сохранять природу.  Эффективными инструментами для этого являются «зеленые» стандарты. «Зеленые» стандарты, еще раз повторю – это сито, через которое мы должны рассматривать любую нашу деятельность.

Вы знаете о так называемом «золотом сечении». В основе зеленистики  также заложен принцип «золотого сечения» - формулы гармонии всего живого, от ДНК до вселенной. Позволю себе высказать мысль, что зеленый стандарт жизни  - это и есть «золотой стандарт» поведения человека, то есть наши действия во всех сферах, основанные на принципе абсолютной гармонии с природой.

В этом контексте, зеленые стандарты можно рассматривать как  инструменты поддержания основы жизни  и сохранения золотого сечения.

Иными словами, все, что мы с Вами делаем в нашей жизни должно соответствовать повышенным экологическим требованиям - это основа зеленистики, нового направления научного знания, которое мы будем активно продвигать, в первую очередь через нашу Научную школу зеленых стандартов.- подытожил разговор  с журналом «ЭкоГрад» Директор НП «Центр зеленых стандартов»Рашид Исмаилов.

Александр Перепечко

Категория: Эко диспут
Опубликовано 19.04.2016 14:21
Просмотров: 2139