Кто больше засоряет Москву - люди или автомобили?

Как удивительна Москва в своем многообразии, многолюдии и суете! Отчего проистекает первое, второе и третье – знает, наверное, каждый, и притом каждый скажет, что эти грани явления, которое представляет собой наша столицы, связаны между собой и зависят друг от друга.

Почему многообразие? Потому что разные национальности, разные слои граждан по материальному и общественному положению, интеллекту и культуре населяют город. Столица привлекает и хорошее и дурное. Да, да, Москва безусловно представляет собой город контрастов. Она втягивает, как пылесос, всех, кто ищет возможности изменить свою жизнь – тут и те, кто приезжает покорить столицу, и те, кто элементарно стремится заработать для себя и семьи в столице средства к существованию. А где же еще, как не здесь, брать жизнь за грудки и трясти ее до полной победы над ней, для достижения сокровенной цели. Приезжие – все это люди решительные и достойные. Слабак, мямля, не решится искать счастья в таком полисе, где, если судить по первому впечатлении, может существовать только сумасшедший. Масштаб безумства, дерзновенности, мощи, ощущаемый инстинктивно всеми новичками, поражает! И неспроста долгое время каждый приезжий не в силах избавиться от мысли о своей малости.
Сейчас, когда во всех уголках огромной страны есть телевидение и интернет, каждый гражданин волен узнать, как живется белому свету в самых недоступных для него местах, будь то страна или планета. Человека привлекают в первую очередь крупные города, с их потенциалом создать самые передовые технологии для удовлетворения потребностей горожан, с их большим количеством населения, а значит и возможностью общения. В них проще скрыться от взглядов соседей, знакомых, от стыда за неприглядный поступок (кто не ошибался, тот не жил), можно что-то доказать себе и другим, найти занятие по душе, потому что здесь есть все! Уже сформировался миф, что жизнь сосредоточена только в крупных городах. Это огромный пир человечества! А все остальные города и веси – лишь пикник у обочины. И потому заветное – в Москву, в Москву, в Москву! – актуально в наше время еще больше, чем во времена автора этой крылатой фразы. И судя по всему, этот процесс не остановить. Да никто и не собирается.
На Климатическом форум городов России в этом году прошел Круглый стол, посвященный ученому Никите Мосееву. На нем, в частности, выступил А. Самсонов. Он коснулся важнейшего конфликта города и народонаселения, который важно осмыслить для понимания происходящего в свете проблемы экологии.

Кто больше засоряет Москву - люди или автомобили? - фото 1

Выступление А.Л. Самсонова на Круглом столе: "Н.Н. Моисеев. Посвящается 100-летию юбиляра"

 

Отрывок из доклада А.Л. Самсонова
«Во всех отчетах наш Департамент природопользования пишет, что Москва с точки зрения климатических выбросов – это 1 млн. тонн углекислого газа, который образуется, главным образом, из выхлопа легковых автомобилей.
И отсюда простой вывод: главный враг экологии города – это владелец собственного автомобиля и его надо всячески прессовать, чтобы он как можно меньше этим автомобилем пользовался. И надо сказать, что люди уже стали пересаживаться на метро – и выяснили, что оно не резиновое!
Однако эта логика конфликта с автолюбителями легко опрокидывается.
Если мы возьмем простую цифру: 0,5 тонны углекислого газа выдыхает один человек за год или примерно 20 литров в час. Умножаем эту цифру на 10 млн. населения и получим — 5 млн. тонн углекислого газа выдыхают просто люди. А если учесть, что вместе с приезжими и проезжими суточная численность населения столицы оценивается величиной 15-20 млн., то получим, что выдох населения города может достигать 7,5 – 10 млн. тонн СО2. Таким образом вместо конфликта города и автомобиля, обнаруживается очень серьезный конфликт, который существует между населением и городом.
То, что столицы собирают в себе огромное количество людей и в то же время дают им возможности для удовлетворения своих потребностей, собирая с них плату за коммунальные услуги, представляет собой серьезный конфликт по поводу чистоты воздуха, решить который без помощи модели затруднительно.
Однако значительно более известен другой традиционный конфликт городского управления – между городом и пригородом. Модель того самого 72-го года, о котором много говорили выступающие, это модель Форрестера, только доклад его назывался «Динамика развития города» (доклад появился осенью 1972 года, а в 1974 уже был издан на русском языке издательством «Прогресс»). Одна из идей этого доклада заключался в том, что чем больше в городе делается для улучшения ситуации, тем хуже она становится. Почему? Потому что в него приезжают все новые и новые жители».

 

Юрий АНДРИЙЧУК

Фото Игоря Панарина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить