Аркадий Гайдар и псевдоним из сказки

115 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Всё перемешалось и в этом человеке - как во времени, ну и , конечно, в оценках!

В книге «Солёное озеро» отличного русского писателя Владимира Солоухина говорится , что вовсе не банды «императора тайги» Ивана Соловьёва, стремившегося отделить этот дальний край от Советской России, держали в страхе и русских, и хакасов, в подавляющем большинстве неграмотных. А «каратель-чоновец Аркадий Гайдар» боролся «с партизанским отрядом Ивана Соловьева, последним очагом вооруженного сопротивления большевикам на всей территории бывшей России»... И это правда, не признавать которую глупо!
Но не посмотреть ли сначала?


...Он вырос в семье, исповедующей взгляды «созидательных народников». Так назвали в русской истории начатое в 1870-е годы массовое «хождение в народ» образованных молодых людей, не желавших мириться с бесправием и повальной неграмотностью людей труда, требующих равных прав для всех сословий. Отец Аркадия Пётр Исидорович, правнук крепостного крестьянина князей Голицыных, которому придумана была при выходе на волю похожая на княжескую фамилия Голиков, стал учителем. Мать Наталья Аркадьевна Салькова вышла за него замуж против воли родителя, небогатого дворянина, офицера. Работала фельдшером, затем тоже учителем. После революции оба ушли в Красную армию. Кем мог стать их сын, ученик 5-го класса Арзамасского реального училища, оставшись один, без родителей, в 14 лет?

                                             Аркадий Гайдар и псевдоним из сказки - фото 1                                       
Литературный псевдоним никогда не бывает случайным. Хотя сам Аркадий Петрович никому и нигде тайну его не раскрывал. Самое распространённое объяснение из пяти известных — перевод якобы с монгольского или хакасского — «всадник, скачущий впереди», оказывается, означает на хакасском всего лишь вопрос «куда?». При этом остаётся незамеченным шестое предположение, высказанное в предисловии к книге «Сказки кота Мурлыки» знаменитого в нач. ХХ века русского Андерсена Николая Вагнера, известного профессора зоологии Казанского, а затем Петербургского университетов. В книге, выдержавшей в нач. ХХ века семь изданий (!) и первое в Советском Союзе ещё в 1923 году, которой зачитывались и гимназисты с реалистами, и советские школьники, среди многих умных и странных философских фантастических сочинений: о Папе-прянике, фее Фантасте, разудалом Курилке, дяде Пуде и других — есть «Сказка о принце Гайдаре» («Великое»)...
О том, как бросил юный принц королевские покои и комфорт, после того как красавица царевна Гудана попросила его узнать, что такое есть «великое».

 

И ушёл он странствовать по свету один без свиты, встречал многих бедных людей с их горестями и бедами, страдал за них, забыв о красавице Гудане. Понял было, что великое — это любовь ко всем людям. Однако встреча с человеком, который мечтал отомстить врагу, но, увидев его больного, умирающего, пожалел, простил и полюбил, показалась ещё более Великим. И от сострадания ко всем встреченным людям «его сердце затрепетало свободно и радостно. Оно расширилось. Оно захватило всё земное, всё сотворённое Великим... и разорвалось...»
Едва ли бы мужественный человек, каким несомненно был Гайдар, признался, что выбрал псевдоним по такой трогательной сказке... Хотя сам он пространствовал всю свою недолгую жизнь. Не заводя имущества, гардероба одежды — в гимнастёрке и сапогах, с рюкзаком за спиной или походной сумкой.


Каким семьянином, журналистом и человеком мог стать 22-летний Аркадий Голиков, проживший без юности, но с неколькими ранениями, контузией, тяжелым травматическим неврозом, да и исключенный из партии, - можно представить из воспоминаний коллег по архангельской газете «Правда Севера». Они рассказывают, что Гайдар жил в постоянных разъездах, часто «менял» профессию: вместе с лесорубами валил лес, работал на сплаве, тянул с рыбаками невод.

 

Однажды вышел из дома купить к мясу солёных огурцов, а вернулся через три недели! С очерком о весеннем сплаве леса. Оказывается, на базаре встретил артель плотовщиков, увлёкся их рассказами, пошёл с ними до пристани, а там и попросился в артель, отплыл с ними на пароходе. Собирал багром брёвна в плоты, варил пищу на берегу по дежурству, кормил комаров, мёрз холодными ночами. А ещё «чтобы не быть белой вороной среди сплавщиков», как объяснял он бухгалтеру, оформлявшему задним числом командировку, «пришлось играть в карты, проигрывать и выпить столько-то водки». «Вопрос компенсации считаю принципиальным», — то ли шутя, то ли всерьёз говорил командировочный. Выплатили, конечно, — очерк получился блестящим.


...Весной 1926 года Гайдара вновь позвала в путь его любимая муза дальних странствий. Он отправился с другом Николаем Кондратьевым в путешествие по Средней Азии, с осмотром песков Кара-Кума, верблюдов, саксаула, но главное — кардинальных изменений в этих краях, где недавно ещё правили баи и ханы, женщины ходили в чадре, а дехкане обрабатывали скудную землю мотыгой. Гайдар посылал о своих наблюдениях и встречах с новыми людьми Азии путевые записки, рассказы, фельетоны (и очень смешные!) в пермскую газету «Звезда». В ней же опубликовал написанный в дороге рассказ «Р.В.С.» и повесть «Жизнь ни во что» («Лбовщина») ещё под фамилией Голиков. С деньгами напряжёнка, и Аркадий Петрович пишет для ташкентской газеты «Правда Востока» несколько фельетонов.
На полученный гонорар друзья добираются до Туркмении. В Полторацке, пока не переименованном в Ашхабад, печатаются в газете «Туркменская искра», снова публикациями зарабатывая на дальнейший путь.

 

Добравшись до Красноводска, омываются в Каспии, отряхивают от песка пропылённые рюкзаки. Переплывают море на пароходе, узнают, как добывается «чёрное золото» — нефть, любуются кавказскими горами. Мне, читающей эти очерки в юности, мечтающей о журналистике, непонятно было, как, постоянно переезжая, собирая материал для газетных публикаций «ради хлеба насущного», Аркадий Петрович при этом писал крупные литературные произведения: повесть «В дни поражений и побед», «Всадники неприступных гор», «Р.В.С.», «Дальние страны» и другие.
На примере одного из очерков, замеченного газетой «Правда», представим себе жизнь не ищущего покоя журналиста.


После публикации в пермской газете «Звезда» фельетона Гайдара «Шумит ночной Марсель» о пристрастии местного следователя Филатова к ночным посиделкам в низкопробном кабачке, где он на скрипке наигрывал за деньги пьяной публике фоксы и танго, следователь подал на автора в суд, и его осудили... В защиту журналиста выступила свердловская газета «Уральский рабочий», а следом и главная газета страны.


В «Правде» 5 апреля 1927 года статья «Преступление Гайдара» подвергла критике действия пермского суда, опираясь на мнение народа: «Общественное мнение восстало против приговора суда. Общественное мнение оказалось на стороне Гайдара. Рабочие ряда крупных заводов, рабселькоровское окружное совещание, областная газета «Уральский рабочий» высказались в защиту Гайдара».


В мирной послевоенной жизни он продолжал странствовать по разным краям большой страны: Пермь, Архангельск, Свердловск, Хабаровск... работая корреспондентом областных газет, задерживаясь в городах не больше года-двух. Сына Тимура , которого признал, но по датам который не мог быть его, - увидел впервые в Архангельске, когда тому исполнилось два года. Домашнего очага не создал — жена Лия Соломянская ушла к другому, журналисту Самсону Глязеру.


Евгения Аркадьевна Голикова-Гайдар, дочь его любимой и старательно вымарываемой из официальных биографий жены Дарьи Кузнецовой, вспоминает: «Пришёл папа с биноклем и походной сумкой, которые купил на Арбате в комиссионке. Очень рад был: «Это как раз то, что мне нужно. Арбатия — страна необыкновенная. А это для тебя». И протягивает мне тонкий свёрток. А в нём книга, сказки!
— А теперь придумаем, что бы в ней написать. Ведь я уезжаю на фронт, и может так случиться, что долго не увидимся. Он открыл книгу и сразу написал:

«Папа едет на войну
За Советскую страну...
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далёкой стороне
Бьёт фашистов на войне».

 

И подпись — Арк. Гайдар. Июль 1941 г.».
Женя тоже была Гайдаром удочерена. В 1921 году, проходя после ранения и контузии лечение в госпитале на Тамбовщине, 17-летний Аркадий познакомился с 16-летней медсестрой Марусей — Марией Николаевной Плаксиной. Поженились, в браке родился сын Женя. По ходу военной службы Гайдар оказывался в разных концах страны, в силу этих житейских обстоятельств семья распалась. Первенец умер, не дожив до двух лет. В память о первой любви в произведениях Гайдара часто появляются героини по имени Маруся. И это тоже была тайна - его тайна.


26 октября 1941 года погиб военный корреспондент «Комсомольской правды» знаменитый писатель Аркадий Гайдар.Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. Пять партизан во главе с Гайдаром двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром 26 октября 1941 года они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво у железной дороги Канев — Золотоноша. Гайдар взял ведро, чтобы набрать воды в колодце недалеко от железнодорожной насыпи. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», — после чего был убит пулемётной очередью. Это спасло остальных — они успели уйти от засады. По свидетельствам местных жителей, Гайдар был убит на рассвете, но засада была организована немцами ещё вечером.


На следующий день тело Гайдара похоронил в безымянной могиле рядом с железнодорожной насыпью путевой обходчик по фамилии Сорокопуд.Стрелял в Гайдара полицай Яков Воропай, во время оккупации оставивший о себе плохую память. После отступления немцев он ушёл вместе с ними, а после войны опять объявился в селе, но уже как «остарбайтер» - жертва нацизма. В 1945-м он служил в советском штрафбате и «искупил вину кровью» - был ранен в пятку. Работал после войны в должности заведующего складом в местном колхозе, носившем имя... Аркадия Гайдара!


В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе. Когда в присутствии сестры Натальи Петровны могила была вскрыта, то выяснилось, что погибший корреспондент лежит почти как живой..Песчаная сухая почва хорошо сохранила тело..А потом произошло и вовсе странное: раз за разом черная могильная плита с надписью "Аркадий Гайдар" давала трещину..Видно, неуспокоенный дух писателя что-то хотел еще сообщить людям.

--
Геннадий Орешкин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить