Олег Сафонов: внутренний туризм – уверенный взгляд в будущее. Часть 1

 Олег Сафонов: внутренний туризм – уверенный взгляд в будущее. Часть 1 - фото 1О Гайдаровском форуме 2016 в Москве уже достаточно много сказано в разных аспектах. Сейчас пришло время поговорить о туризме. Итак, 15 января в рамках Гайдаровского форума состоялась дискуссия «Туризм. Экономика. Образование», в которой применяла участие группа экспертов Русского географического общества под руководством члена комиссии РГО по развитию туризма, ведущего научного сотрудника Института географии РАН, руководителя Горной группы МАБ-6 ЮНЕСКО Юрия Баденкова.
 Форум проходил с 13 по 15 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и посвящен теме «Россия и мир: взгляд в будущее». Дискуссию открыл Сафонов Олег Петрович, руководитель федерального агентства по туризму, «Внутренний туризм- уверенный взгляд в будущее. Федеральная целевая программа внутреннего и въездного туризма Российской Федерации 2001-2018 годы». Его тема называется «Туристско-рекреационный кластер» - инновационный вектор в развитии экономики регионов. И первый докладчик- 
Тема сегодняшнего моего выступления «Внутренний туризм- уверенный взгляд в будущее, - начал Олег Сафонов, -. Федеральная целевая программа внутреннего и въездного туризма Российской Федерации».  Действительно очень интересно не просто выступать с докладом, а важно, чтобы была обратная связь, возможность присутствия, возможность обсуждения. И мне кажется,  замечательно, что мы эту возможность сегодня и организуем на Гайдаровском форуме. Туризм является одним из важных источников обеспечения занятости и тотализатор социально-экономического развития для всех, без исключения территорий Российской Федерации. Сглаживаются диспропорции в развитии различных поселений: Севера, Сибири и Дальнего Востока, Арктики. 
Большое значение имеет туризм для развития самозанятости населения, а также малого и среднего бизнеса. На один вложенный рубль бизнес получает от трех до пяти рублей прибыли. Одно рабочее место в сфере туризма выдает до пяти рабочих мест в сметных отраслях. По данным Всемирной туристской организации, с туристической сферой прямо или косвенно связано порядка 53 отраслей. И собственно, развитие туризма приводит к мгновенному синергетическому эффекту в 53 отраслях. В настоящее время доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 1,5 процента, и это при том, что в мире среди развитых стран доля туризма составляет порядка 10 процентов. Причем, если мы говорим об отдельных странах, то там значение может быть еще более значительным. Но даже если мы говорим о средних показателях, то теоретически доля туризма может вырасти в Российской Федерации в разы. Мы считаем, что абсолютно реальная задача, которую можно реализовать. Учитывая, что на современном этапе важнейшее значение имеет развитие нецелевых отраслей экономики, внутренний туризм имеет все шансы превратиться в быстро доходную отрасль экономики нашей страны.
 К сожалению, сейчас, в январе 2016 года, мы с вами являемся свидетелями очень значительного снижения цен на сырьевые товары, в частности на нефть. Нефть сегодня торгуется уже меньше 30 долларов.  И мы понимаем, что развитие туризма, в частности, если мы говорим о туризме в секторе въездного туризма, то это по сути дела уже не сырьевой экспорт услуг. И нам предоставляется очень важным развитие данного направления туризма. Не стоит так же забывать о значении внутреннего туризма с точки зрения просвещения, патриотического воспитания граждан, укрепление общественной солидарности и как следствие-единство нашей многонациональной страны. 
В 2015 году в Российской Федерации закрепился перелом в пользу развития внутреннего и въездного туризма. Я вам хочу назвать предварительные итоги, понятно, что они являются предварительными, у нас пока нет официальных данных роста, но по нашему мнению, по экспертной оценке порядка пятидесяти миллионов человек в 2015 году путешествовали по территории нашей страны, что на 18 процентов больше, нежели чем в 2014 году. Спрос на путешествия внутри страны растет. Однако, чтобы его в полной мере удовлетворить, надо предлагать российским туристам конкурентно-способные турпродукты, которые бы отвечали мировым стандартам качества. Решение этой задачи зависит напрямую от уровня развития туристской инфраструктуры на местах. При этом надо подчеркнуть, что создаваемая туристская обеспечивающая инфраструктура в регионах используется не только туристами. Это очень важный момент и посыл, который мы хотели бы донести до всех уважаемых коллег. Ну и давайте мы приведем такой пример понятный для нас всех. Вот мы сейчас находимся в Москве, столице нашей Родины, при этом активно идет развитие туристской инфраструктуры, а именно: фасады ремонтируются, улучшаются, создаются пешеходные зоны, создаются различные кафе, рестораны, развивается средний бизнес. То есть Москва становится очень комфортной для туристов, но самое главное она ведь становится комфортной и для всех нас - жителей столицы.
Особенностью туристской инфраструктуры является то, что не очень большими капитальными вложениями мы качественно изменяем уровень жизни наших людей. Причем везде во всех регионах жители идею развития туристской инфраструктуры понимают мгновенно и рассматривают именно как заботу об их комфорте и благосостоянии их развития. Вот именно такую реакцию мы встречали и в Свердловской области, и в Алтайском крае, и во всех тех регионах, которые активно участвуют в реализации нашей федеральной целевой программы.
Создаются более комфортные условия, расширяются и создаются новые возможности. Это означает, что создается новое качество жизни. Наглядным примером, опровергающим доводы скептиков,  может стать замечательная инфраструктура в городе Сочи для проведения Олимпиады.  В свое время было очень много скептических заявлений о том, что тратятся большие денежные средства,  что они  тратятся нерационально. Что эта инфраструктура не будет востребована, но реальность, прошедшая с того момента, с момента очень успешного проведения Олимпийских игр показывает, что вся инфраструктура Сочи она очень востребована. Более того, заполняемость спортивных объектов стопроцентная. Даже горно-лыжный кластер, этот зимний  горный кластер и в летний период заполнен практически на 80 процентов. Это говорит о том, когда создается качественная инфраструктура мирового уровня,  появляется и спрос на эти услуги. Естественно, это приводит к тому, что затраты возвращаются, то есть вложения они являются в высшей степени эффективными. 
В целях развития региональной туристской инфраструктуры в Российской Федерации с 2011 года реализуется Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. Она является в настоящее время основным инструментом, способствующим повышению привлекательности туротраслей как объекта для частных инвестиций. Всего в рамках Федеральной целевой программы предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающие инфраструктуры на территории 26 регионах нашей страны. То есть это уже фактически участвуют в реализации мероприятия 26 регионов. Я хотел бы сказать о том, что 17 регионов представили свои проекты, свои туристские кластеры, и они хотели бы участвовать в реализации мероприятий нашей ФЦП. 
Итого, совокупно больше половины общего количества регионов нашей страны хотели бы развивать туристскую инфраструктуру. Я хотел бы подчеркнуть, что наша Федеральная целевая программа построена на принципах государственно- частного партнерства и предполагает осуществление софинансирования. То есть на один рубль бюджетных денежных средств должно быть обеспечено не менее трех рублей не бюджетных. За время реализации нашей Федеральной целевой программы в туристскую инфраструктуру было вложено 14 миллиардов рублей бюджетных денежных средств и фактически привлечено 51 миллиард не бюджетных денежных средств. То есть обеспечено софинансирование даже в большем объеме, на один рубль бюджетных денежных средств 3,6, это вот фактический показатель на конец 2015 года обеспечение софинансирования. 
Но мы с вами понимаем, что в условиях непростой экономической ситуации это очень даже хороший показатель эффективности. При этом наша Федеральная целевая программа направлена на создание инженерной инфраструктуры для туристской отрасли Российской Федерации. То есть вот мы, наверное, чуть позже покажем практические результаты, фотографии той инфраструктуры, которую создали, то есть по сути дела мы проводим воду, проводим канализацию, газифицируем территорию, строим дороги с каким-то туркластером. Собственно, задача бизнеса и на что вот этот 51 миллиард пошел- на создание качественных объектов туриндустрии: строительство гостиниц, различных объектов туризма, который, собственно, и интересно туристам для использования. Это и различные рестораны, кафе, другие активности. При этом из 154 объектов, которые мы предполагали построить, 55 объектов уже построены и введены в эксплуатацию, 21 объект построен и ожидает воду в эксплуатацию и еще 78 находится в стадии строительства. 
Ну, вот я хотел бы привести пример реализации нашей программы только в одном Алтайском крае. Хотелось бы сказать, что Алтайский край одни из самых эффективных регионов с точки зрения реализации Федеральной целевой программы.
 
 Олег Сафонов: внутренний туризм – уверенный взгляд в будущее. Часть 1 - фото 2
 
 
 Олег Сафонов: внутренний туризм – уверенный взгляд в будущее. Часть 1 - фото 3
 
В Алтайском крае количество объектов, оказывающих туристские санаторно-оздоровительные услуги возросли на 173 единицы.  Их количество достигло 946, количество мест единовременного размещения в индивидуальных и коллективных средствах возросло на 1,2 тысячи. И турпоток увеличился с 1,2 миллионов человек до 1,6 миллионов человек. При этом в прошлом году мы построили дорогу длинной 7707 метров в горах, тем самым мы начали реализацию, непосредственную реализацию проекта «Белокуриха 2». Те, кто был в Алтайском крае знают, что есть такой прекрасный туркластер Белокуриха, который практически заполнен круглогодично на 100 процентов и физически туда туристы приехать не смогут. Существует очень хороший проект, который мы реализуем в рамках ФЦП. Мы построили эту дорогу и в горах, по сути дела, будет создан современный туристский кластер, который удвоит возможность и отдых наших туристов в Алтайском крае в регионе Белокуриха. В настоящий момент мы говорим о том, что действительно очень большой интерес к реализации нашей ФЦП существует со стороны регионов. Регионы активно подключаются. Я уже информировал, что 17 регионов прошли конституционный совет и предложили к реализации 76 проектов. 
Но к сожалению, мы профинансировать все эти проекты не можем, потому что объем бюджетных инвестиций, направленных на ФЦП, в настоящее время составляет 20 процентов от того уровня, который был изначально прописан в проекте программы. Эффективность я вам назвал. На один рубль бюджетных денежных средств 3,6 рублей привлеченного, фактически привлеченного финансирования. Поэтому вопрос привлечения не бюджетного финансирования, конечно же, является очень важным, для нас этот вопрос основной, главный по сути дела. 
В 2015 году нам удалось в целом решить застарелую проблему, связанную со срывом сроков освоения бюджетных средств и реализации мероприятий в рамках Федеральной целевой программы. Совершенствуется механизм взаимодействия с субъектами Российской Федерации. Особое внимание мы уделяем выполнению требований ФЦП по обеспечению софинансирования проектов региональных бюджетов из внебюджетных источников. Проводим мы проверки наших партнеров регионов. Активно мы эту работу проводили в прошлом году, будем соответственно ее проводить и в этом наступившем. Более того, мы, конечно, нацелены на самое эффективное использование выделенных бюджетных денежных средств. Поэтому что, к сожалению, их количество не увеличивается. Поэтому мы со своей стороны находимся в очень тесном взаимодействии с регионами, и требование Федерального агентства по туризму состоит в том, чтобы выделенные денежные средства должны быть в 100 процентном объеме направлены на выполнение работ, предусмотренных нашей программой. И мы в очень тесном взаимодействии находимся с регионами, руководители регионов это знают. Таким же образом мы будем действовать  и в 2016 году. 
В конце 2015 года, в связи с закрытием популярных у российских туристов зарубежных турнаправлений, появился неудовлетворенный потребительский спрос. Вы понимаете, что я имею  в виду введение временного приостановления сообщения с Египтом, которое президент принял в связи с тем, что в результате террористического акта потерпел крушение наш самолет на Синайском полуострове, погибло 224 человека-туристы с России, члены экипажа, которые возвращались из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. И со стороны Турции был произведен акт, был сбит наш самолет. Президент это назвал ударом в спину. И прекращено взаимодействие с Турцией по туристскому направлению. Поэтому особо актуально перед нами стоит задача предложить нашим потребителям качественный туристский продукт мирового уровня в Российской Федерации, по своим параметрам не уступающий. Тот, который наши туристы привыкли получать, выезжая на отдых за рубеж. 
В целях определения возможностей импортозамещения в сфере туризма, в прошлом году Федеральное агентство по туризму провело большую работу совместно с органами исполнительной власти, 85 субъектов Российской Федерации. Мы провели мониторинг туристского рынка России, проанализировали возможности субъектов Российской Федерации по приему дополнительного количества туристов, с учетом имеющейся туристской инфраструктуры, транспортной доступности, а также средней стоимости турпакета. По результатам мониторинга наиболее значительным и эффективным ресурсом обеспечения полноценного отдыха россияне и три страны мы считаем следующие направления. Снижение сезонности туризма. Более полное использование потенциала туризма в невысокий сезон. И мне представляется, что нам надо более активно продвигать, пропагандировать путешествия в невысокий сезон. 
 Олег Сафонов: внутренний туризм – уверенный взгляд в будущее. Часть 1 - фото 4
 
Мы как-то привыкли путешествовать в высокий сезон, но я вот на примере самого себя скажу, что путешествуя в невысокий сезон, получаешь очень большие плюсы. Во-первых, цена путешествия снижается, очень легко попасть в объекты туристского показа, в который в высокий сезон попасть практически невозможно, так что есть много плюсов и мне представляется, что мы не дорабатываем с точки зрения продвижение плюсов отдыха в низкий сезон. Следующее направление- диверсификация туризма и отдыха россиян, в том числе активное предложение других перспективных видов туризма в Российской Федерации. Ключевым условием реализации этого ресурса является активное участие регионов в формировании реализации программы мероприятий ФЦП в привлечении финансировании.
 
Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить