1 октября 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ №564 о праздновании в 2022 году на государственном уровне 100-летия Александра Александровича Зиновьева (1922–2006) – великого русского мыслителя, всемирно известного писателя, классика русской литературы, первого философа России ХХ века, одного из трёх крупнейших логиков XX века, патриарха отечественной социологии, крупнейшего идеолога России рубежа ХХ-ХХI веков, борца, патриота, выдающегося гражданина нашей страны, фронтовика Великой Отечественной войны. Впервые в истории России юбилей философа будет проведён на государственном уровне.
«Если мы хотим правильно организовать страну, то должны знать, что с ней происходит».
3 и 4 февраля 2022 года в рамках II Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» в Выставочном центре «Гостиный двор» (ул. Ильинка, д. 4) прошли мероприятия Биографического института Александра Зиновьева, приуроченные к 100-летию Александра Зиновьева.
01 октября 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ №564 о праздновании в 2022 году на государственном уровне 100-летия Александра Александровича Зиновьева (1922 – 2006) — великого русского мыслителя, всемирно известного писателя, классика русской литературы, первого философа России ХХ века, одного из трёх крупнейших логиков XX века, патриарха отечественной социологии, крупнейшего идеолога России рубежа ХХ-ХХI веков, борца, патриота, выдающегося гражданина нашей страны, фронтовика Великой Отечественной войны. Впервые в истории России юбилей философа будет проведён на государственном уровне.
ФОТО: Валерий ЛОМОВ
На церемонии открытия экспозиции «2022 — Год Александра Зиновьева к 100-летию великого русского мыслителя» присутствовали:
президент Биографического института Александра Зиновьева Ольга ЗИНОВЬЕВА;
председатель партии, руководитель фракции «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» в Государственной Думе Сергей МИРОНОВ;
директор Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки РФ Павел ФОРШ;
Чрезвычайный и полномочный посол, Президент международного общества «Россия – Германия» Владимир ГРИНИН;
директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Ромуальд КРЫЛОВ-ЙОДКО;
генеральный директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей МАРКОВ;
и.о. декана Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей КОЗЫРЕВ;
профессор Московского университета Министерства внутренних дел РФ Виталий БЕЛЬСКИЙ;
президент благотворительного фонда «Открытые сердца» Андрей ПОДГОРНЫЙ
На круглом столе на тему «Моральный кодекс Александра Зиновьева» в дискуссии приняли участие:
президент Биографического института Александра Зиновьева Ольга ЗИНОВЬЕВА;
арт-директор Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Ксения ЗИНОВЬЕВА.
профессор-исследователь НИУ ВШЭ, член совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леонид ПОЛЯКОВ;
заведующий Музейным центром «Московский Дом Достоевского» Павел ФОКИН;
поэт Максим ЛАВРЕНТЬЕВ;
Участники дискуссии отметили, что Зиновьев А.А. не просто осмыслял этот мир, он заложил основы для новых миро образующих практик мышления в конфликте, инициировал проектирование новой онтологии конфликта, как альтернативой формы понимания жизни и разума, в контексте методологии социального познания.
И вот что увидел "ЭкоГрад"
ВИДЕО
В дискуссии на тему «Роль художника в России» приняли участие:
президент Биографического института Александра Зиновьева Ольга ЗИНОВЬЕВА;
главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства РГГУ Ольга КАЛУГИНА;
председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена РОДИОНОВА;
композитор, заслуженный деятель искусств Бурятии Баир (Бато-Дугарович) ДОНДОКОВ;
сотрудник аппарата Общественной палаты РФ Наталья АБАЛИХИНА;
президент благотворительного фонда «Открытые сердца» Андрей ПОДГОРНЫЙ;
профессор Московского университета Министерства внутренних дел РФ Виталий БЕЛЬСКИЙ;
поэт Максим ЛАВРЕНТЬЕВ;
художник Александр ЮЛИКОВ;
директор Московской школы конфликтологии Любовь ЦОЙ;
писатель Илья ВЕРШИНИН;
художник Тамара ЗИНОВЬЕВА.
А.А. Зиновьев — философ, логик, социолог, необычный писатель, нетрадиционный и оригинальный художник для которого все сферы деятельности были едины. Как логик, он использует результаты своих исследований в социологии. Как социолог, он использует результаты социологических исследований в литературе. Как философ, он использует свои идеи в картинах и книгах. Как художник, он продолжал раскрывать советскую реальность своих картинах, так как изучил советскую жизнь до мелочей, не только как социолог, но и как простой советский человек. Он достаточно прочувствовал советскую жизнь, что описать ее художественными средствами.
«Если мы хотим правильно организовать страну, то должны знать, что с ней происходит. И делать свои выводы, а не искать аналогов на Западе — там их нет» (А.А. Зиновьев).
Любовь Цой — конфликтолог, канд. соц.наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», обратила внимание на Моральный кодекс, который написал для себя лично Александр Зиновьев. (Книга Русская судьба: исповедь отщепенца).
«Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идешь на жертвы». (Зиновьев А.А.)
Зиновьев А.А. выделяет три типа конфликтов, в которых он получал эмпирический материал для своих книг: конфликт с либералами (конфликт с определенной идеологической группой лиц), профессиональный конфликт (конфликт с коллегами в профессиональной деятельности), конфликт с советским обществом (конфликт личности с системой).
В конфликте с либералами Зиновьев А.А. выделил две нормы отношений: социальные/ коммунальные и деловые отношения.
В профессиональном конфликте был обнаружен социальный феномен предательства и стукачества в СССР. (Книга «Нашей юности полет»)
В конфликте с советским обществом была выявлена и описана технология формирования отщепенцев в СССР.
В итоге анализа конфликтов в своей жизни Зиновьев А.А. сформулировал закон экзистенциального эгоизма, закон рационального расчета. В ситуации выбора, человек чаще всего делает выбор в свою пользу и ради своих интересов. Человеку также приходится делать выбор между коллективными нормами общения и индивидуальными принципами.
За что А.А. Зиновьев – философ, логик, социолог, писатель, советский человек (1922 — 2006 гг.) был уволен с работы, лишен всех научных степеней, званий, военных наград и выслан из СССР?
За беспристрастную критику коммунизма, как общественного строя.
За разрушение мифа о том, что Советское общество считалось бескризисным, хотя в Советском Союзе назревал кризис — это нормальное явление в любой системе. Хотя практически ВСЯ интеллектуальная элита, под руководством Академии общественных наук и ЦК КПСС – с этим тезисом были НЕ согласны.
Конфликты в жизни Зиновьев А.А. вынуждали его делать выбор в процессе исторического самоопределения. Он видел разные маски на лицах людей и понимал их роль в жизни общества. У Зиновьева А.А. всегда была СВОЯ позиция, которую он защищал, сохраняя СВОЮ этику в конфликтах, которую он изложил в «Зиновьеге». Можно сказать, что это был принцип, позволяющий ему находить интеллектуальный выход из конфликтов, не скатываясь в коммунальный слой.
Экзистенциальные установки в зиновьеге.
Ты живешь непонятый другими и умрешь непонятым. Это общий закон.
Надо жить в состоянии постоянной готовности к смерти. Каждый день надо жить так, как будто он последний.
Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная для них идеологическая ложь.
Никогда не рассчитывай на то, что люди оценят твои поступки объективно, – такой «объективной» оценки вообще нет.
Люди смотрят на твое поведение с точки зрения своих интересов и в системе своего миропонимания. Люди различны. Один и тот же поступок есть зло для одних и добро для других
Даже в самом хорошем человеке сидит подлец, который может заявить о себе в случае ослабления или отсутствия контроля – отсутствия внешнего и внутреннего судьи его поведения.
Можно сказать, что моральные принципы позволяли Зиновьеву А.А. находить интеллектуальный выход из конфликтов, не скатываясь в коммунальный слой, сохраняя свое достоинство и профессиональные нормы.
PS:
Казалось, что идеал человека-государства Зиновьева А.А. был близок к реализации, но и тут, как пишет философ, «диалектика реальной жизни сказала свое роковое слово, «чем ближе мой идеал был к завершению, тем уязвимее он становился для атак извне».
Такой искренности и честности в описании своих конфликтов и принципов мы не обнаруживаем ни у одного российского философа второй половины ХХ века. И это обескураживает читателя.
Рефлексивное отношение Зиновьева А.А. к конфликтам в своей жизни сосредотачивало его внимание не на том, что с ним сделали другие, а на том, что он сделал с тем, что с ним сделали другие.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON