Хабаров: Ценность образования (слово молодым)

Хабаров: Ценность образования (слово молодым)  - фото 1Ценность образования

Презентация персонального блога Ярослава Хабарова

Является Исполнительным Директором KTC (Karpatsky"s trade corparation) group RUS и Председателем Совета Директоров LLC Consultant. Образование МГИМО (У) мид РФ Факультет Международных отношений. направление «Международные отношения"
Жизненная позиция: Salus populi - suprema lex
Благо народа — высший закон» (лат.) Цицерон из сочинения «О законах» (De Legibus).

 

 

А на сколько ценно образование в сознании русского человека? Эта проблема как никогда остра в сложившейся ситуации экономического и интеллектуального кризиса. Когда даже люди имеющие не одно высшее образование и учёную степень теряют работу. Я бы хотел коснуться этой проблемы поподробнее.

 

Эта проблема не нова, с ней приходилось сталкиваться многим отечественным просветителям, таким как: академик Д.С.Лихачёв, Л.Н. Толстой и д.р. Вот что об этом говорил Толстой: «Русского надо благодарить уже за намерение» или « Русского можно научить только из-под палки». Сам Лев Николаевич разработал систему обучения своих крестьян грамоте, основываясь на системе свободного посещения «хочешь, ходи на занятия, хочешь, не ходи». Со временем его уроки стали посещать всё больше и больше крестьян. Крестьяне осознавали необходимость в грамотности и немало это ценили.

 

Толстой считал, что «грамотному человеку сподобнее в работе и хозяйстве». Он объяснял, что зная системы мер можно построить избу ровнее, нежели считая локтями. А с помощью умения читать, можно путешествовать, не выходя из дома.

 

Ценность образования в СССР была очень высока. Человек с высшим образованием приравнивался к интеллигенту. Сейчас ситуация немного изменилась. В современной России, по данным Росстата, очень много людей имеют высшее образование, но качество этого образования оставляет желать лучшего. Опять же, по данным того же Росстата, большая часть из тех, кто имеет высшее образование не работает по специальности.

 

И чем же это можно объяснить? Как показывает практика, это большинство идёт получать не знания, а диплом. Из этого следует, что сейчас ценны не знания, а лишь документы «как бы» подтверждающие их наличия.

 

В России исторически сложилось, что если у тебя пятёрки, то ты умный; если у тебя красный диплом – ты очень умный. Сейчас расплодилось большое количество фальшивых дипломов, да и есть люди, которые попросту зазубривают материал, зачастую не понимания его. Подобное поведение похоже на опыты профессора Павлова: на лампочку вырабатывается желудочный сок; на вопрос «вырабатывается» ответ, без осмысления вопроса и интерпретации.

 

Не многие вузы в России имеют необходимую для научной работы аппаратуру. Поэтому и качество этой научной работы уменьшается. Опять же проблема финансирования вузов вылезает на первый план. В связи с нехваткой средств вуз не может закупить необходимое оборудование, книги и другие необходимые предметы. И ведь от этого напрямую страдаю студенты! А впоследствии складываются стереотипы о плохом образовании.

 

А откуда же взяться хорошему, если нет средств?! Вывод, который можно сделать, основываясь на вышесказанном – в России не плохое образование, а просто недофинансированное.

 

По данным опубликованным в 2008 государственной службой государственной статистики(Ф.С. Гос. Стат.), большая часть образования (52%) получаемого сейчас – гуманитарное. Говорит ли это, что современная молодёжь более расположена в гуманитарное направление? Конечно нет. Просто сейчас модно иметь диплом юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера, экономического аналитика и т.д. Рынок труда перенасыщен подобными специалистами, но грамотных и опытных специалистов в этих областях мало. Для решения этой проблемы стоит проводить информационные акции, целью которых будет познакомить будущих абитуриентов с профессией, помочь выбрать ту, которая больше подходит его умения, стремлениям и психологическим предрасположенностям.

 

Одной из видов информационных акций является ярмарка вакансий. Для получения ожидаемого эффекта ярмарки вакансий необходимо проводить несколько раз в младших, чтобы просто познакомить с профессией (либо в форме игры, либо по средствам специального фильма ориентированного на маленького зрителя);в средних ( по средствам деловой игры или прямых визуально-материальных экскурсий[то есть там, где можно всё посмотреть и потрогать]); в старших (специалисты в разных областях приходят и рассказывают о своих профессиях).

 

В Японии подобный опыт имеется на протяжении последних 30 лет. Основоположником этой системы в Японии считается социолог Осаму Иносита, по его методике строится современное образование в Японии. Благодаря этой системе в современной Японии заметно выросло количество грамотных и эрудированных специалистов. Этим кстати и объясняется её техническое превосходство. В России имеется свой аналог, это система ГЭШ в калужском филиале МГЭИ, которая была разработана группой педагогов, в эту группу входили:  А.Е.Казачинский,  Д.В.Лыфенко, Г.П.Иванов, Н.Г.Чайкина, . ГЭШ(гуманитарно-экономическая школа) – это система пред вузовской профильной и пред профильной подготовки.

 

Цель этой школы создание интеллектуального образования, дающего не только основные умения и знания, а воспитание культуры, интеллекта, и взращивание навыков самостоятельной работы.

 

Современной молодёжи просто не хватает немного информации о будущей профессии, так протяните ей руку помощи!

 

Хабаров Я.Н.

 

Категория: Блог Ярослава Хабарова
Опубликовано 17.01.2013 23:22
Просмотров: 2593