Интерактивные методы обучения

 

Интерактивные методы обучения - фото 1Как каменный лес, онемело,
Стоим мы на том рубеже,
Где тело — как будто не тело,
Где слово — не только не дело,
Но даже не слово уже.

А.Галич

 

Наш окружающий мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы каким-то образом осмыслить. Составление географических карт — хороший пример. Реальная территория — это не карта. Передвигаться по этой карте, это вам не тоже самое, что водить пальцем руки по гладкой поверхности бумаги. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно того, каким он нам представляется на самом деле.


Не смотря на это, оказывается, что учить географию по учебнику довольно сложно. Для того, чтобы научится правильно воспринимать то, что дала нам природа, адаптироваться к окружающей среде, управлять определёнными процессами необходимыми для существования, были придуманы активные или интерактивные методы обучения. Эти методы появились очень давно, а одними из первооткрывателей таких методов являются животные.

Детёныши любых высокоразвитых животных учатся у своих родителей подражаниям, будь то кошка или лиса. Существенную роль в формировании поведения высших животных играют явления подражания, которые в основном, хотя и не все, относятся к сфере научения. Это широко распространенная среди животных взаимная стимуляция - аллеломиметическое поведение, при котором выполнение видотипичных действий одних животных является побуждающим фактором для других. Последние в результате начинают выполнять такие же действия (одновременные отдых, собирание пищи и т. д.). Следовательно, в данном случае имеет место взаимопоощрение видотипичной деятельности.

Самые серьёзные имитационные модели придумали военные, а гражданское население стало осваивать их немного позднее, в вузах и университетах.

Трудным был и остается переход от теоретических представлений об «Идеальном» мире, начиная с городских проблем, к программе конкретных исследований, вовлечению в них самих граждан и городских властей.

Началом такой работы в нашей стране может служить большая работа доктора биологических наук Кавтарадзе Дмитрия Николаевича по разработанной им программе «Экополис», стартовавшей ещё в 1979 году в наукограде Пущино.

Эту программу можно рассматривать, как перспективную базу решения социально-экологических региональных проблем на основе принципа единых действий ученых, желающей учится администрации и экологически грамотных граждан. Граждане, понимающие роль такого треугольника, - это люди одинаково болеющие за будущее природы, своей малой родины, детей и стариков.

 

Благодаря многочисленным публикациям в печати программа «Экополис» довольно быстро получила признание. Летом 1985 года в посёлке Косино под Москвой (ныне: Косино-Ухтомский р-н, ВАО, г. Москвы) появился самостоятельный Клуб защитников природы (далее - Клуб) «Экополис-Косино», члены которого видят свою задачу в создании и реализации собственного варианта программы. За время своего существования, Клуб «Экополис-Косино» провел большую работу, а также испытал большие изменения, и не смотря на уход лидера Клуба — К.Б. Серебровской в 2004 году, Клуб и сегодня продолжает свою работу благодаря её продолжателям – местным жителям болеющим за сохранение косинских озер.

Интерактивные методы обучения - фото 2

Дмитрий Николаевич Кавтарадзе, конец 1980-х годов (фото из архива Клуба "Экополис-Косино")

Интерактивные методы обучения - фото 3

Рабочие моменты из жизни Клуба "Экополис-Косино"

Интерактивные методы обучения - фото 4

Интерактивные методы обучения - фото 5

Интерактивные методы обучения - фото 6

К.Б. Серебровская - бессменный руководитель Клуба "Экополис-Косино" выступает перед жителями Косино с рассказом о важности сохранения природных богатств района. 

Интерактивные методы обучения - фото 7

К.Б. Серебровская за работой с молодежью в доме-музее "Экополис-Косино"

 

Мне с моими учеными коллегами, как одному из организаторов возрождения работы Клуба "Экополис-Косино", с 2009 года удаётся вести не простую работу по развитию межвузовских студенческих полевых практик и проведению научно-исследовательских занятий на базе Клуба, пытаясь уйти от стандартно-лекционных занятий к приобретению студентами практических навыков и усвоению полученной информации.

Интерактивные методы обучения - фото 8

Межвузовская практика студентов на базе Клуба "Экополис-Косино"

 

К примеру, летом 2010 года, по договоренности с администрацией Природно-исторического парка ПИП "Косинский", во время проведения межвузовской практики студентов-экологов, нами была взята конкретная проблема, разработан и поставлен эксперимент в виде игрового соревнования по перекопке кострищ вокруг одного из водоёмов, озера — Белое, где во время летнего сезона собирается большое скопление отдыхающих граждан, что по нашему мнению, способствовало пристыднению некоторых отдыхающих в разведении костров.

Студенты-экологи 1 - 2 курсов Российского государственного социального университета (РГСУ) и Государственного университета по землеустройству (ГУЗ) были поделены на 4 бригады. Общее количество студентов составляло 28 человек.
Каждой из бригад выдавалась карта Белого озера с отмеченными заранее участками, которые студентам необходимо было найти на территории вокруг озера. Само озеро было заранее поделено на участки специальными помеченными колышками, чтобы определенная группа могла найти свои участки, помеченные на карте. Каждая из бригад должна была найти и перекопать кострища на 2-х заданных участках озера. Колышки были забиты в начале заданного участка, и в конце, обозначаясь флажками с цифрами и буквами 1н – начало участка и 1к – конец участка.

Интерактивные методы обучения - фото 9

Интерактивные методы обучения - фото 10

Карты маршрутов были перемешаны и студенты вытягивали из общей стопки карт одну, с определёнными маршрутами, а возможность придумывания названия бригад была предоставлена самим участвующим в акции студентам. Общее количество перекопанных кострищ по оценке судейского состава обследовавшего прибрежную территорию Белого озера после проделанных работ студентов составило 255 шт. Перекопанные кострища засеивались семенами травы.

Интерактивные методы обучения - фото 11

Акция по перекопке кострищ на Белом озере 2010 г.

Интерактивные методы обучения - фото 12

Интерактивные методы обучения - фото 13

Интерактивные методы обучения - фото 14

Интерактивные методы обучения - фото 15

Интерактивные методы обучения - фото 16

Вручение наград победителям

Интерактивные методы обучения - фото 17

Интерактивные методы обучения - фото 18

Ну и собственно результаты того что выросло впоследствии

Интерактивные методы обучения - фото 19

Интерактивные методы обучения - фото 20

По прошествии нескольких лет, уже в 2014 году, когда участвовавшие в эксперименте студенты подходили к концу своё обучение, среди них был проведён письменный опрос. Каждому участнику выдавался чистый листок с простым вопросом: Что Вам понравилось и запомнилось за время обучения в вузе? Результат был таким: 90% студентов ответили, что им понравилась и запомнилась практика в Косино. Таким образом, мы решили по возможности продолжать этот эксперимент ежегодно в период летней практики студентов.

Интерактивные методы обучения - фото 21

2011 год, провели такую же акцию совместно с администрацией парка на озере Святом

Интерактивные методы обучения - фото 22

Интерактивные методы обучения - фото 23

Интерактивные методы обучения - фото 24

Интерактивные методы обучения - фото 25

Интерактивные методы обучения - фото 26

Ещё один проект интерактивного обучения, связанный с изучением исторических достопримечательностей города Москвы, в 2010 году был разработан и воплощен в жизнь коренным жителем нашего Косино-Ухтомского района, членом Клуба Экополис-Косино, и на тот момент студентом картографического факультета МИИГАиКа - Стёпиным К.В. в соавторстве со своей девушкой.

 

Об авторе

Интерактивные методы обучения - фото 27

Стёпин Кирилл Владимирович — Родился и вырос в районе Косино-Ухтомский, Родители простые рабочие. С детства интересовался историей и культурой родного края. В 2006-2007 годах, обучаясь в институте геодезии и картографии, активно участвовал в научно-исследовательской деятельности Клуба защитников природы «Экополис-Косино», оказывая также помощь Клубу в поиске и подборе исторических материалов о районе, в частности, фотографий прошлых лет.

Интерактивные методы обучения - фото 28

Исследование Косинских озер (Геодезическая съемка, 2006 г.)

 

Позднее Кирилл познакомился с девушкой, которая родилась и выросла в Швеции, но уже около пяти лет живёт в России. Astrid Sallstrom очень нравится наша страна, здесь всегда что-то происходит. За это время она отвезла в качестве подарков домой: матрёшек, хохлому и гжель, и ей захотелось подарить близким что-то интересное и в тоже время про Москву. Никаких игр, тем более на иностранном языке про Россию тогда не существовало. И ребята загорелись идеей сделать игру самим.

Интерактивные методы обучения - фото 29

Кирилл с Astrid на ледовом катке.

 

В 2010 году, Кирилл долго ломал голову над темой дипломного проекта. Чтобы не распылять сил и дать делу ход, им было принято решение объединить диплом и придуманную игру, которая получила название «Москва снизу - вверх». А поскольку ВУЗ, который заканчивал Кирилл, был картографическим, в игре появились карты, которые качественно дополнили её. Фундаментом игры стала схема метро, которая у москвичей всегда стоит перед глазами.

В настольной игре могут принять участие от 2 до 5 человек, она предполагает живое общение и даёт множество поводов для веселья и удивления.

Заинтересовавшиеся также могут приобрести эту увлекательнейшую настольную игру можно обратившись в такие магазины как: Активити-сити; Сеть магазинов "Семь Пядей"; Сеть магазинов "Игровед"; Сеть магазинов "Мосигра"; и других.

 

Спустя год после успешной защиты дипломной работы был готов первый тираж игры, который авторы выпустили на свой страх и риск на свои деньги небольшим тиражом. Доработанная и изданная уже в 2013 году версия настольной игры "I PLAY MOSKOW" сильно отличается от своего первоначального варианта. Изменилось само название, правила, дизайн, объём информации и достопримечательностей стало в разы больше. Оригинальная идея, близкая всем москвичам тема и с любовью выполненное содержание, безусловно заслуживают внимания. Игра вышла на русском языке, также ребята планируют издание английской версии.

Интерактивные методы обучения - фото 30

Интерактивные методы обучения - фото 31

Интерактивные методы обучения - фото 32

Игровое поле представляет собой схему московского метрополитена, где игрокам представляется возможность окунуться в исторический экскурс по всему городу. Поэтому основной задачей игры является - быстрее других игроков осмотреть интересные достопримечательности города, указанные на игровых карточках. Всего предусмотрено 120 карточек с объектами - как знакомыми всем, так и малоизвестными. В ходе игры необходимо отвечать на смелые, остроумные и курьёзные вопросы о столице и о России в целом. Всего составлено 1000 вопросов.

Таким образом, уже в ближайшем будущем, в рамках летних практических занятий со студентами, на базе Клуба "Экополис-Косино" планируется проведение игровых занятий по программам «Экополис» (МГУ им. М.В. Ломоносова, д.б.н Д.Н. Кавтарадзе) и «Географический кружок» (РУДН-РГСУ, д.г-м.н. В.Д. Скарятин, к. п. н. А.В. Гапоненко) с использованием этой игры. Также планируется разработка методического пособия для преподавателей младших курсов.

Василий Розанов

Категория: Экологическое воспитание и подрастающее поколение
Опубликовано 05.07.2016 11:25
Просмотров: 3984