Такая простая мысль следует из проекта доклада, подготовленного Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) к заседанию Госсовета по развитию конкуренции в субъектах Федерации (https://www.rbc.ru/economics/09/02/2018/5a7c63759a794794eeae9c5e)
Губернаторы, согласно предложениям из доклада, до 2020 года должны организовать приватизацию или ликвидацию не менее 50% государственных унитарных предприятий (ГУП) в своих регионах, к 2022 году должны быть приватизированы или ликвидированы все ГУП. Такие же меры следует провести и на муниципальном уровне.
Частными должны стать не менее 40% предприятий ЖКХ. Те предприятия, что останутся в собственности государства, служба предлагает передать в управление бизнесу через концессии. Что бы понять масштаб - объем рынка жилищно-коммунальных услуг в 2016 году составил 2,4 трлн. руб. и на долю ЖКХ приходится 27,5% всего объема оказываемых населению платных услуг.
Не только ЖКХ должно стать объектом разгосударствления. Например, в здравоохранении не менее 50% рынка должны занимать частные компании, в социальных услугах (в том числе в дошкольном образовании, оказании поддержки незащищенным слоям населения) — не менее 60%, в пассажирских перевозках и строительстве — 80%, в сельском хозяйстве — 70%, в телекоммуникациях — 90%.
Использование конкуренции как инструмента, позволяющего добиться повышения качества и снижения цен товаров и услуг – прием не новый. Но очень уж специфична сфера ЖКХ. Управляющие компании это, зачастую, не только ответственные за содержание объектов, но и «добровольные» носители «социальной нагрузки» - через них администрацией ведется работа с населением, они являются поставщиками массовки на различные общественные мероприятия, на их базе и из их сотрудников формируется значительная часть избирательных комиссий.
Так описывает ситуацию с конкуренцией в своём городе эксперт из Тольятти Роман Аверьянов:
«В Тольятти много частных управляющих компаний. Но у монопольной УК - 80% рынка, серый кардинал города, пинками двери в администрации открывает (образно, конечно). А сменить УК не так-то просто - все контролирующие органы и властные структуры "дружат" с монополистом».
Поэтому инициативу ФАС ждет нелегкое будущее. Безусловно, она встретит отчаянное сопротивление и в центре, и на местах.
Дополнительную путаницу создает использование морально устаревшей терминологии – считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков: «Жилищное и коммунальное хозяйство – это две разные отрасли. Мы давно уже так и произносим – жилищное и коммунальное хозяйство. Платежи тоже делятся на жилищные и коммунальные (за воду, тепло, электрическую энергию)».
Действительно, трудно представить себе отданный в концессию на 25 лет многоквартирный жилой дом. А вот передачу в концессию обслуживания внутридомовых инженерных сетей представить можно. Ведь завоевывают же концессии рынок обслуживания объектов энергетической и коммунальной инфраструктуры. Возможно это и внутри МКД.
Напоминаем, что в Москве управление большинством многоквартирных домов, а так же благоустройство дворовых территорий, содержание и ремонт дорожного хозяйства, эксплуатацию и содержание помещений локальных центров видеонаблюдения, содержание, техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора, благоустройство пришкольных территорий и многое другое осуществляет ГБУ (государственное бюджетное учреждение) «Жилищник». Он же является единственным подрядчиком реализации программы капитального ремонта.
Игорь Егоров